Светлана Сулейманова
Интегрированные занятия по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном возрасте. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга; формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Все это вызывает у детей стремление передать воспринимаемую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые понравились, поделиться своими переживаниями со своими близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
Публикация «Интегрированные занятия по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, представляются интегрированные занятия.
Интегрированное – занятие соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
Цель интегрированных занятий дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Рассмотрим задачи интегрированных занятий :
- формирование эстетического восприятия окружающего мира;
- приобщение к миру искусства;
- развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;
- развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности
Отличительные особенности интегрированных занятий :
-четкость, компактность, большая информативность учебного материала (конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах).
- логическая взаимообусловленность (обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей).
- смена динамических поз и видов деятельности.
В интеграции не все компоненты включаются в процесс художественного творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединяются другие аспекты и виды деятельности, которые должны помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень эмоционального восприятия детьми.
В работе по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста, в качестве стержневых содержаний выступают музыка, художественная литература, изобразительное искусство.
Рассмотрим основные дидактические методы обучения, используемые в работе:
- инфрмационно-рецептивный метод (организация и обеспечение восприятия, запоминания дошкольниками готовой информации).
- репродуктивный метод (закрепление, углубление знаний, способов).
- эвристический метод (операционное и поэтапное обучение элементам и процедурам творческой деятельности (сравнительный анализ, решение проблемных вопросов).
- исследовательский (самостоятельное решение целостных задач).
- игровой (повышение интереса детей к занятиям, воспитание чувства уверенности в своих силах: игровые приемы, ситуации, дидактические игры).
Интеграция в системе образовательной деятельности актуальна, в связи с введением ФГОС, так как она:
- способствует формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;
- развивает эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
- способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;
- воспитывает понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними.
При подготовке к интегрированным занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры.
При сочетании разных видов деятельности включаются все системы восприятия детей : зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышения качества продуктивного результата (рисунка, поделки).
Давайте рассмотрим пример интегрированного занятия по теме : «Зимующие птицы».
Ход занятия:
1. Занятие начинается с сюрпризного момента. В группе появляется кукла Маша, это персонаж, который позволяет педагогу уйти с позиции учителя. От лица Маши, воспитатель может задать любые вопросы, ведь Машу всему нужно научить.
Маша:
- Гуляла я по лесу ребята, гуляла, прислушивалась, да так и не услышала пения соловья., Хотела расспросить ласточку про соловья, узнать лесные новости и её в лесу не нашла. Тихо в лесу, снежно. Куда все подевались-то?
Дети отвечают, что с наступлением холодов соловей, ласточка и другие птицы улетели в теплые края.
Маша: А почему они улетели? Даже не попрощались. Так что же в лесу не осталось совсем никого?
Ответы детей.
Маша: Ой, птиц вы много назвали, так ведь они тоже может быть улетели или скоро улетят?
Ответы детей.
Маша: А вы можете мне о них рассказать?
Детям предлагается составить рассказы о зимующих птицах, используя карты-схемы.
В беседе с Машей может возникнуть ситуация, позволяющая обратиться к личному опыту ребенка, например, вспомнить и рассказать стихи или загадать загадки и др. о птицах.
Маша: Рассказы ваши были все интересные, я много узнала про птиц, все поняла или не поняла… Пока доберусь до дома точно все забуду (Маша мотивирует детей к переходу на следующий этап занятия).
Воспитатель : Ребята как мы можем Маше помочь запомнить названия птиц, как они выглядят? (ответы детей).
Воспитатель создает условия для решения проблемной ситуации: нарисовать, сделать аппликацию птиц (предлагаются образцы).
Дети приступают к творчеству. Воспитатель оказывает необходимую помощь.
Готовые работы дети рассматривают с Машей и дарят ей.
Педагогическая ценность интегрированных занятий заключается в том, что они побуждают детей активно и творчески мыслить. Интегрированные занятия обеспечивают своевременную смену различных видов деятельности, что поддерживают интерес к занятиям
Наибольший эффект эти занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а системность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Климова Е. П. Интегрированные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011.
2) Микляева Н. В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников. – ТЦ Сфера, 2013.
3) Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ, 2008.