Людмила Миспахова
НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) «Жаворонки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Жаворонки»
Цель: Приобщение детей к русской народной культуре, знакомство с древним обрядом закликания весны.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие : развивать художественный вкус, совершенствовать умения и навыки в изобразительном искусстве, закреплять умение делать фигуру птицы из куска теста, развивать творческие способности, учить видеть красоту и изящество «жаворонков», воспитывать эстетическое отношение к устному народному творчеству.
Публикация «НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) „Жаворонки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Познавательное развитие : познакомить детей с закличками, знакомить с традициями русского народа.
Речевое развитие : обогащать словарный запас детей («зазывать весну», «весенние заклички», «песенки-веснянки», развивать связную речь детей.
Социально-коммуникативное развитие : воспитывать самостоятельность, уважение к истории России, ее традициям, формировать умение слушать и понимать друг друга.
Физическое развитие : повышать эмоциональное, психологическое благополучие детей, формировать способность самостоятельно следить за правильной осанкой во время работы.
Методические приемы: художественное слово (загадка о Весне, заклички, наглядный (видеоролик «Голоса птиц. Жаворонок», игровая мотивация (посылка от Весны, проблемный (как будем закликать Весну, каким способом лепить жаворонков, продуктивный (лепка «жаворонков», динамическая пауза (физкультминутка, методы стимулирования и мотивации (похвала, одобрение, рефлексия.
Материалы и оборудование к НОД: солёное тесто, баночки для воды, кисти, салфетки, картинки с изображением перелетных птиц, стеки, дощечки для лепки, аудиозапись П. И. Чайковского «Песня жаворонка», видеоролик «Голоса птиц. Жаворонок».
Предварительная работа: коммуникативная деятельность (дидактические игры «Когда это бывает?», «Возвратим весне память», музыкальная деятельность (прослушивание русских народных песен «Во поле береза стояла…», «Калинка», П. И. Чайковский «Апрель», изобразительная деятельность (просмотр картин Саврасова “Грачи прилетели”, Б. Кустодиева “Весна», И. Левитана “Весна. Большая вода”, рисование «Весенний пейзаж», «Птицы на кормушке», восприятие литературы и фольклора (знакомство с пословицами, приметами, чтение стихотворений Е. Баратынского “Весна”, В. Жуковского “Жаворонок”, В. Берестова “Жаворонок полевой”, двигательная активность (русские народные игры «Конь-огонь», «Ручеек», «Гуси-гуси», самостоятельная деятельность детей (дидактические игры).
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, смотрите, какую красивую коробку я обнаружила сегодня в группе, мне хочется узнать, что же внутри. А вы хотите узнать что в ней лежит?
(Дети с воспитателем открывают коробку, в которой лежит фигурка птички из теста и загадка от Весны).
Воспитатель: Дети, это загадка для нас. Сейчас я ее вам прочитаю?
Воспитатель читает детям загадку:
«Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Птичка-невеличка прилетает.
Что это за время? Кто узнает?»
Дети: «Весна».
Воспитатель: «Весна! Пришла долгожданная весна с первой капелью, теплом и первыми проталинами. Раньше в старину, когда ждали весну, пели песни-веснянки, которыми звали веснуторопили её, чтобы птицы поскорее вернулись с теплых стран, растаял снег, и взошли хлеба. Ребята, давайте звать весну».
Дети:
«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
Приди, весна, с милостью!»
Воспитатель: «Люди радовались весне, говорили о ней добрые слова. Какие слова о весне знаете вы?»
Дети:
«Матушка-весна всем людям красна»,
«Весна – сестра солнца»,
«Весной солнышко как трава растет»,
«Весна все оживит».
Воспитатель: «Есть такая поговорка «Сорок сороков птиц прилетает из-за морских стран, весну несут». О чем она, как вы думаете?»
Дети: «Весной птицы прилетают домой из теплых стран».
Воспитатель: «Возвращение птиц означало приход весны. Какие еще поговорки, связанные с прилетом птиц, вы знаете?»
Дети:
«Грач на горе – весна на дворе»,
«Сколько проталин, столько и жаворонков»,
«Увидел скворца – знай, весна у крыльца»,
«Прилетела бы чайка, и весна будет».
Воспитатель: «22 марта – этот день считался большим праздником. Назывался он по-разному: «Жаворонки», «Сороки», «Заклички весны». Считалось, что в этот день с юга прилетают 40 видов разных птиц, открывая дорогу весне. Я предлагаю вам посмотреть картинки перелетных птиц. Среди них есть знакомые вам птицы? Назовите их!
Ответы детей.
Воспитатель: А еще каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: В этот день по обычаю пекли печенье-жаворонки. Печеных пташек посылали своим родным и близким. Дети бегали по улицам с печеными птахами, подбрасывали вверх и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела». «Жаворонков» вешали на ветки деревьев, засовывали под крыши домов. Ребята, а почему пекли жаворонков?»
Дети: «Пекли жаворонков, потому что они первые возвращались из теплых краев».
Воспитатель: «Правильно, жаворонки первые прилетают с юга, они выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех бывают к солнцу и своими звонкими песнями сообщают о приходе весны».
Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим видеоролик о жаворонке, послушаем его пение.
Просмотр видеоролика.
Воспитатель: А сейчас мы с вами слепим из теста жаворонков.
Воспитатель: «Разделим кусок теста на две части. Что слепим из большей части? А из меньшей?»
Дети: «Из большого куска будем лепить тело, а из маленького – головку.
Воспитатель: Из большого куска сделаем лепешку. В ней четыре надреза. Там, где будет голова, соединим края. Два крыла свернем трубочкой. Хвост сделаем веером, глаза сделаем из черного горошка (воспитатель показывает как делать).
Пальчиковая гимнастика:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – жаворонушка,
Серенькое перышко,
Это зяблик, это стриж,
Это развеселый чиж,
Ну, а это злой орлан…
Птички, птички, по домам!»
Воспитатель: «Лепить жаворонка мы будем под музыку композитора П. И. Чайковского «Песня жаворонка».
Воспитатель предлагает начать лепить фигурки птиц. Во время лепки воспитатель подсказывает детям, если у них возникают трудности.
Зрительная гимнастика
1. Уводить глаза влево и вправо (8-10 раз).
2. Движения глазами влево и вправо по кругу;
3. Быстро-быстро моргать глазами.
Воспитатель: «Посмотрите, какие чудесные птички у вас получились.
Воспитатель: «Ребята, возьмите фигурки птичек в руки и давайте позовем весну «закличкой» :
«Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам,
Холодную зиму унесите,
Теплую весну принесите,
Зима надоела,
Весь хлебушек поела.
Итог: анализ готовых работ детей.
Воспитатель: «Когда птички высохнут, вы заберёте их домой и поздравите своих родных с приходом весны»