Ольга Антонова
НОД по ФЭМП «Приключение в Королевстве Математики» для детей старшей группы
Конспект Непрерывной Образовательной Деятельности в старшей группе
Образовательная область: ФЭМП
Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете в пределах 10, названии геометрических фигур; в сравнении групп предметов по количеству (больше – меньше); сравнение предметов по величине и цвету; ориентации в пространстве (лево – право); в умении соотносить цифру количеством предметов.
Публикация «НОД по ФЭМП „Приключение в Королевстве Математики“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о геометрических фигурах;
- закрепить знания о количественном и порядковом счете от 1 до 10;
- закрепить умение сравнивать предметы по количеству, размеру и цвету;
- продолжать закреплять знания детей соотносить цифру с количеством предметов;
Развивающие:
- развивать речь;
- развивать внимание, зрительную память, смекалку, самостоятельность в работе;
Воспитательные:
- воспитывать доброту и желание помогать ближнему;
- умение работать в коллективе
Оборудование: проектор, комплект бумажных цифр (от 1 до 10) по количеству детей, комплект (10 шт.) картинок с изображением зайцев, моркови, мишек, домиков по количеству детей; индивидуальные карточки для соотношения цифры с количеством предметов
Предварительная работа: повторение названия геометрических фигур, повторение счета в пределах 10, в сравнении предметов по величине и соотношение цифр с количеством предметов.
Ход занятия
- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что в нём написано? (Да)
Письмо: «Здравствуйте ребята! Пишет вам Король Королевства Математики. Злой Волшебник заколдовал мое Королевство. И теперь в моей стране беспорядок. Я прошу помощи у вас. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок в моей стране».
Картинка – слайд - Король
Ребята, мы поможем Королю Волшебного Королевства? (Да)
Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.
Картинка-слайд – Королевство Математики
- Ой, ребята, злой волшебник, повесил огромный замок на воротах королевства.
Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – расставить недостающие фигуры по своим местам так, чтобы они не повторялись в ряду.
Совместная работа всех детей
Ребята, какие геометрические фигуры вы видите? (Круг, треугольник и квадрат)
А какие фигуры вы видите в первом ряду? (Квадрат и треугольник)
А какой не хватает? (Круг)
Посмотрим на второй ряд фигур. Какие геометрические фигуры в этом ряду? (Треугольник и круг)
А какой не хватает? (Квадрат)
А какую недостающую фигуру мы поставим в третий ряд? (Треугольник)
- Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
Нас ждет увлекательное приключение.
Ой, ребята, а вот тот самый Злой Волшебник.
Картинка – слайд – Злой Волшебник
- Чтобы расколдовать Волшебное Королевство, вам, ребята, нужно выполнить такое количество заданий, которое придумал для вас Злой Волшебник. А сколько именно заданий нужно выполнить, мы узнаем, разгадав его загадку:
Сколько лапок у мангуста,
Лепестков в цветке капусты,
Пальцев на куриной ножке
И на задней лапе кошки,
Рук у Тани вместе с Петей
И всего сторон на свете
Да и океанов в мире, Знает циферка… (Четыре)
Правильно, четыре. Итак, вам нужно выполнить 4 задания Злого Волшебника.
1-ое задание:
- Злой Волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему.
Индивидуальная работа
- Ребята, давайте проверим, что у вас получилось:
какое число вы поставили между числами 2 и 4
какое число вы поставили между числами 8 и 10
какое число вы поставили между числами 1 и 3;
Назовите соседей числа 6, 2, 4;
Назовите число, которое больше числа 3 на 1.
Назовите число, которое больше числа 5 на 1.
Назовите число, которое меньше числа 10 на 1.
Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
2-ое задание:
- На столах у каждого из вас лежат две бумажные полоски и карточки с изображением зайцев и морковок.
Отсчитайте и расположите на верхней полоске семь зайцев, а на нижней полоске – восемь морковок.
Индивидуальная работа
-Что можно сказать о количестве зайцев и морковок? (Морковок больше)
-Какое число больше: «8» или «7»? (8)
-Как сделать так, чтобы зайцев и морковок стало поровну? (Поставить еще одного зайца)
-Правильно, а как по-другому сделать так, чтобы было поровну? (Убрать одну морковку)
Молодцы! Всё верно!
3-е задание:
Перед собой вы видите карточки с изображением мишек и их домиков, но злой волшебник перепутал мишкам Волшебного Королевства их дома. Давайте поможем мишкам вернуться в свои домики. Для каждого мишки подберите дом по размеру и цвету.
Индивидуальная работа
- Какого цвета самый большой дом? (Жёлтый)
А у мишки в голубой жилетке, какой дом? (Самый маленький)
Какие вы все молодцы! Мишки рады вернуться в свои дома.
Ребята, кто помнит, сколько заданий нужно выполнить, чтобы расколдовать Волшебное Королевство? (Четыре)
Вы уже выполнили целых три задания Злого Волшебника. Сколько заданий остается вам выполнить? (Одно)
Перед тем, как продолжить, давайте с вами немного поиграем. Встаем и становимся возле своих стульчиков.
Физкультминутка «Геометрические фигуры» :
Вот фигуры – непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
Дружно глянем все налево. Дети поворачивают голову налево
Что там? Это же … квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят. Дети шагают на месте
Теперь вправо посмотрите, Дети поворачивают голову направо
Узнаете? Это – … круг.
И тебя мы отыскали.
Нас встречай, любимый друг. Дети кружатся на месте
Кто так высоко забрался,
Чуть до крыши не достал? Дети тянутся вверх с поднятыми руками
Эта странная фигура
Называется –… овал.
Прыгай, руки поднимай, Дети прыгают с поднятыми
До овала доставай! вверх руками
Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем! Дети приседают
- Молодцы! Присаживайтесь за столы.
Вот мы и подошли к выполнению четвертого задания.
4-ое задание:
Перед вами лежат карточки с изображением различных предметов. Ваша задача: сосчитать предметы и в окошко рядом с изображением написать нужную цифру.
Индивидуальная работа
- Давайте посмотрим, какие числа вы написали.
Сколько у вас получилось машин? (Пять)
Сколько вы насчитали зонтиков? (Шесть)
Сколько у вас получилось ягод? (Семь)
А сколько печенья изображено на картинке? (Восемь)
- Всё верно! Вы замечательно справились с последним заданием!
Благодаря вам, рассеялись злые чары Волшебника, и в Королевстве Математики вновь царит порядок!
Король Волшебного Королевства благодарит вас и в знак благодарности дарит вам каждому вот такой замечательный набор математических пазлов «Цифры. Сравнение числа», чтобы вы и дальше тренировали свои умения в счете и сравнении чисел!
Самоанализ непрерывной образовательной деятельности по теме «Приключение в Королевстве Математики».
В ходе занятия решались следующие задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о геометрических фигурах;
- закрепить знания о количественном и порядковом счете от 1 до 10;
- закрепить умение сравнивать предметы по количеству, размеру и цвету;
- продолжать закреплять знания детей соотносить цифру с количеством предметов;
Развивающие:
- развивать речь;
- развивать внимание, логику, зрительную память, смекалку, самостоятельность в работе;
Воспитательные:
- воспитывать доброту и желание помогать ближнему;
-развивать умение работать в коллективе
Были интегрированы следующие образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
При подготовке к непрерывной образовательной деятельности я исходила из особенностей возраста своих воспитанников. Дети дошкольного возраста очень любят игровые моменты, в которых они принимают непосредственное участие. Такая деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию пассивной и активной речи, обогащению словаря.
На предыдущих занятиях с детьми, мы повторяли названия геометрические фигуры, закрепляли счет от 1 до 10, упражнялись в счете, закрепить умение сравнивать предметы по количеству и размеру и соотносить цифру с количеством предметов.
Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам данного возраста – 25 минут.
Вводная часть НОД предполагала организацию детей : переключение внимания на предстоящую деятельность; создание эмоционального настроя. Это было сделано с помощью игрового момента.
В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного материала и систематизацию имеющихся знаний детей.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом, который был составлен в соответствии с задачами программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. Так же для занятия были подобраны наглядные пособия и презентация картинок – слайдов на проекторе.
НОД включает приемы, которые предусматривают смену деятельности: беседа, физкультминутка и индивидуальная работа за столами.
Задачи в ходе НОД, поставленные мною, решались следующим образом:
- закрепляли знания детей о геометрических фигурах с помощью игрового момента;
- в индивидуальных занятиях закрепляли порядковый счет в пределах 10, сравнение предметов по количеству, цвету и размеру, соотношение цифры с количеством предметов;
- во время физкультминутки, закрепили ориентацию в пространстве (лево – право).
На протяжении всего занятия дети развивали свою речь и зрительную память. С интересом отвечали на мои вопросы, отгадали загадку, тем самым развивая логику и мышление.
На протяжении всей НОД дети с интересом включались во все игровые моменты, были подвижны и эмоциональны, отлично демонстрирую слаженную работу в коллективе.
По окончанию занятия, получили математические пазлы в качестве поощрения, чему были очень рады.
Таким образом, я считаю, что все программные задачи, поставленные мной, были выполнены.