Твердякова Лариса
НОД по формированию связной речи «Перепутанные истории» на основе игровых обучающих ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование связной речи посредством составления рассказов по демонстрируемым действиям на основе серии сюжетных картинок.
Задачи
• Обогащать словарный запас через формирование эмоциональной лексики: хитрый, испуганный, удивленный, сердитый, злой.
• Продолжать формировать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде, числе и падеже.
• Развить импрессивную речь, умения определять последовательность событий во времени; понимание причинно-следственных связей.
Публикация «НОД по формированию связной речи „Перепутанные истории“ на основе игровых обучающих ситуаций» размещена в разделах
• Формировать умения выполнять отдельные игровые действия и связывать их в сюжет; регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
Оборудование: сюжетные картинки, интерактивная презентация, мультимедийное оборудование.
ХОД
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
(На слайде появляется рисунок с изображением лисицы и звучит просьба: «Со мной случилась страшная история. Я испугалась и убежала очень далеко. А когда остановилась, то увидела, что вокруг нет моей сказки. Так я попала в какую-то другую историю. Помогите мне вернуться в свою сказку и расскажите ее всем. Она многому вас научит.»)
Логопед. Ребята, что произошло с лисой и о чем она нас просит?
Дети.
Лиса чего-то испугалась.
Она убежала так далеко, что потеряла свою сказку.
Слайд 4
(На слайде появляются серии сюжетных картинок из двух историй.)
Логопед. Посмотрите, на слайде изображено много картинок. Здесь картинки из двух историй, они перепутаны. Что мы можем сделать, чтобы помочь лисе попасть в свою сказку? Что нам в этом поможет?
Дети.
Мы выберем картинки из сказки лисы и расскажем сказку.
Это задание поможет нам выполнить наша ладошка.
Логопед. Хорошо. Давайте вспомним, как поможет ладошка.
(Дети загибают пальцы по порядку: от большого пальца к мизинцу.)
Дети.
Мы будем искать картинки из сказки лисы и рассказывать сказку.
Для этого нам нужны перепутанные картинки.
Мы это сделаем с помощью картинок.
Сначала мы рассмотрим все картинки и разделим их по историям. Потом картинки со сказкой лисы разложим по порядку. Потом расскажем сказку по порядку.
В конце мы посмотрим, получится ли у нас то, что мы задумали?
Логопед. Итак, теперь выполним все по порядку.
(Дети рассматривают картинки. Логопед помогает в затруднительных ситуациях.)
Дети. На этой картинке история про лису, а на этой - про девочку.
(Рассуждая, дети распределяют картинки на две истории.)
Дети. Вот эти картинки из сказки про лису.
Слайд 5
(На экране появляются картинки из сказки про лису.)
Логопед. Давайте рассмотрим их.
Дети. На этой картинке лиса и мышонок находятся в поле. За полем виден густой лес. Мышонок сидит около своей норки и слушает лису. Лиса сидит недалеко от мышонка и о чем-то говорит.
Логопед. О чем лиса может говорить с мышонком?
Дети.
Она его хочет съесть.
Она хитрая, уговаривает его подойти к ней.
Она говорит, что съест его.
Дети. На этой картинке мышонок убегает в норку, а злая лиса гонится за ним.
Дети. На этой картинке лиса быстро роет лапами норку мышонка. Норка очень маленькая, туда пролезает только лисий нос.
Дети. На этой картинке нарисованы медведь, лиса и мышонок. Медведь смеётся и что-то кричит лисе. Мышонок смеётся и показывает на лису пальцем. Испуганная лиса убегает от медведя.
Дети. На этой картинке лиса хочет залезть в норку к мышонку. Она уже вырыла большую нору и засунула туда всю голову.
Дети. На этой картинке из норы вылезает сердитый медведь. А лиса удивилась, испугалась и что-то крикнула.
Логопед. Что могла крикнуть лиса?
Дети.
Медведь!
Ой!
Ай-ай-ай!
Логопед. Вы очень подробно и понятно рассказали о том, что нарисовано на картинках. Скажите, а мог ли медведь жить в норке с мышонком?
Дети. Нет.
Логопед. А почему он там оказался?
Дети. Потому, что мышонок попросил медведя защитить его от лисы. Наверное, лиса давно хотела съесть мышонка и часто приходила к его норке. Медведь решил проучить лису.
(Дети высказывают свои предположения.)
Логопед. Теперь, надо подумать и разложить картинки в правильной последовательности.
(Дети раскладывают картинки в правильной последовательности на столе или с помощью интерактивной игры на экране с 5-го по 10-й слайды.)
Логопед. Ну вот: теперь последовательность событий, произошедших с лисой, восстановлена, и мы можем об этом рассказать. Ребята, а как можно назвать нашу сказку.
Дети.
Лиса и мышонок.
Как мышонок лису перехитрил.
Хитрый мышонок.
Логопед. Давайте вспомним, с каких слов начинаются сказки.
Дети. Жили-были…
Слайд № 11
(На экране появляется полянка с грибами.)
Логопед. Посмотрите, какая красивая грибная полянка из нашей сказки. Давайте вместе со зверями пойдем собирать грибы.
(Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения.)
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисички бежали,
Лисички собирали.
Скакали зайчатки.
Срывали опятки.
Медведь приходил
Мухомор раздавил.
Логопед. Много грибов собрали? Теперь можем рассказать сказку по порядку.
(Дети по очереди составляю сказку.)
Дети.
Жил-был мышонок на поле в своей норке. Рядом с полем рос густой лес. Стала лиса часто прибегать из леса к норке. Она хотела съесть мышонка. Однажды она пришла, села недалеко и хитро говорит: «Пойдем в лес, я покажу тебе свою норку.». («Мышонок, я тебя съем» и др.) А мышонок отвечает: «Нет, лиса, я тебе не верю. Ты хочешь меня съесть». («А ты, попробуй, догони меня сначала!»). Он быстро убежал в свою норку.
Рассердилась лиса и бросилась за ним. Да только норка у мышонка узкая и лиса в нее не влезла. Злая лиса начала быстро рыть норку лапами. Вот уже норка стала шире. В нее помещается голова лисы. Еще чуть-чуть и лиса сможет влезть в норку.
Вдруг из мышиной норки вылез огромный медведь, да как зарычит. Лиса очень удивилась и громко закричала: «Ой! Медведь! Ай-ай-ай!» Испуганная лиса быстро помчалась от медведя в лес. А медведь с мышонком долго смеялись над лисой. Нельзя обижать маленьких и слабых!
Слайд 4
(На слайде появляется рисунок с изображением лисицы и звучат слова: «Ребята, как я рада. Вы нашли мою сказку. И рассказали ее тоже правильно. Я надеюсь, вы догадались, чему учит эта сказка».)
Логопед. Ребята получилась ли у нас сказка, в которой лиса чего-то испугалась?
Дети. Да, получилась.
Логопед. Что же мы для этого сделали?
(Дети с помощью ладошки рассказывают последовательность своих действий.)
Логопед. Кто догадался, чему учит эта сказка?
Дети. Сказка учит тому, что нельзя обижать маленьких и слабых.
Логопед. Подумайте, где нам может пригодиться умение составлять сказки.
Дети:
Мы сможем понятно рассказать о каких-нибудь событиях своим друзьям.
Мы сможем придумать свои сказки и рассказать их своим родителям или детям младшей группы.
Логопед. Ребята, а возможно, когда вы вырастите, то кто-нибудь из вас станет писателем и будет писать рассказы и сказки для детей и взрослых.