Новикова Людмила Валериевна
Работа с семьёй по формированию связной речи у детей с недоразвитием речи 5–7 лет в свете ФГОС до РФ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Новикова Людмила Валериевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №70 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Новые федеральные образовательные стандарты дошкольного образования определяют родителей, как полноценных участников педагогического процесса, ответственных не только за воспитание, но и за образование детей.
Нашу логопедическую группу посещают дети с общим недоразвитием речи. Эти дети особенные, требующие повышенного внимания, индивидуального подхода со стороны педагогов. У таких деток зачастую встречаются проблемы с произвольным вниманием, они часто отвлекаются, не могут сосредоточиться, у них слабая концентрация внимания. Детям с недоразвитием речи бывает сложно выделять свойства и качества предметов, сравнивать и группировать предметы по определённым признакам. У них есть проблемы с логическим мышлением, памятью. Этим деткам сложно запоминать стихи, загадки, скороговорки и другой речевой материал. Встречаются задержки интеллектуального развития. Задерживается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой, грамматической и смысловой стороне речи. Дети не используют сложные предложения, в речи мало прилагательных, глаголов, неправильно употребляют предлоги, часто допускают грамматические ошибки, скудный словарный запас, речь «бедна» и однообразна.
Публикация «Работа с семьёй по формированию связной речи у детей с недоразвитием речи 5–7 лет в свете ФГОС до РФ (из опыта работы)» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Всё это свидетельства плохо развитой связной речи у детей с недоразвитием речи. А ведь связная речь необходима для всестороннего развития личности ребёнка, для развития его коммуникативных способностей и для дальнейшего успешного обучения в школе.
Поэтому, одна из основных задач воспитания и обучения, стоящих в таких группах перед педагогами, это – формирование связной речи у детей. В процессе формирования связной речи наиболее интенсивно происходит умственное развитие детей, развитие мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, наблюдательности, воображения.
Работая с такими детьми уже много лет, мы пришли к выводу, что наша работа по формированию связной речи у детей с ОНР будет более продуктивной, если привлечь к активному содействию в решении этой сложной задачи семью. Мы стараемся взаимодействовать с каждой семьёй, используя принцип индивидуального подхода, учитываем структуру семьи, социальное положение, стиль семейных отношений. Чтобы узнать каждую семью лучше, проводим анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, наблюдаем за общением родителей с детьми и прочее.
Огромное значение для успешной совместной работы имеет использование коммуникативных ресурсов – установление личностных положительных связей между педагогами и родителями воспитанников. Мы понимаем, что для благоприятных условий воспитания детей в семье, родители должны обладать определёнными знаниями о физическом, психическом, умственном, речевом развитии ребёнка данного возраста. Они должны обладать и практическими умениями и навыками элементарной педагогической деятельности. Мы стараемся помочь родителям в вопросах воспитания, обучения, речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Педагогические беседы с родителями, в сочетании с консультациями, родительскими собраниями и наглядным материалом, повышают педагогический уровень родителей.
Очень важно обеспечить возможность для непосредственного общения детей, родителей и педагогов, для сотрудничества педагогов и родителей в решении задач по воспитанию и развитию детей. Для этого были выбраны несколько нетрадиционные формы работы с семьёй – это подготовка и проведение открытых мероприятий с участием родителей. Такие мероприятия являются для родителей своеобразной «педагогической лабораторией», где они учатся общаться со своим ребёнком, больше узнают о нём, осваивают новые методы и приёмы общения с ребёнком. Родители, на таких мероприятиях, повышают свой педагогический уровень: учатся задавать ребёнку вопросы, требующие развёрнутого ответа, осознают необходимость расширять словарный запас ребёнка, следить за правильным произношением уже поставленных звуков и т. п.
Ценность такой совместной работы в том, что родители становятся ближе к своим детям, начинают осознавать свою роль в развитии личности своего ребёнка, в развитии его внимания, памяти, связной речи. Эти мероприятия – «маленькая школа» для родителей, где они обучаются с интересом и, сами того не замечая, приобретают новые знания о воспитании своих детей, о новых способах общения при совместной деятельности с ними.
Беседуя с родителями, консультируя их, научив их, мы предлагаем помочь ребёнку в подготовке к открытому мероприятию, чтобы он чувствовал себя более уверенно. Поэтому значительная работа по подготовке речевого материала (разучивание стихов, пословиц, поговорок, закличек; составление с ребёнком рассказов, сказок, загадок; знакомство с новыми словами, их смысловым значением, активизация словарного запаса; подбор прилагательных и глаголов к новым словам) выполняется в семье. Обследовательские действия с предметами, которые будут использованы во время совместной деятельности детей, педагогов и родителей, тоже предлагается осуществлять в домашних условиях, потому что в семье имеются для этого больше возможностей, чем у дошкольного учреждения.
Педагоги обучают родителей тому, как правильно организовать эту деятельность, способную обогатить тактильный опыт ребёнка, его знания, словарный запас, развить мелкую моторику, память, произвольное внимание, а значит, и связную речь.
Совместно с родителями мы готовим и проводим различные викторины, конкурсы, вечера развлечений, кулинарные занятия. Такая совместная деятельность с родителями вызывает у детей радость, гордость за себя и своих близких, уверенность в своих силах, формирует умения и навыки, обогащает новыми интересными знаниями, обогащает и активизирует словарный запас, развивает любознательность, наблюдательность и внимание, делает родителей и детей единомышленниками, сближает их. В результате, происходит интенсивное развитие связной речи у детей с недоразвитием связной речи, да и у любого дошкольника. Поэтому такая форма работы с родителями, на наш взгляд, очень продуктивна.
Приобщая родителей к совместной деятельности с детьми в процессе открытых групповых мероприятий, мы заметили, что родители стали чаще интересоваться жизнью детей в группе, стали охотнее принимать участие в таких мероприятиях, предлагать свои идеи, высказывать свои пожелания, свои взгляды на эту совместную деятельность.
Даже те родители, кто был «не за», стали потихонечку «вступать» в нашу команду.
Воспитатели группы становились им ближе, отношения становились более доверительными, образовывалась «команда единомышленников».
Некоторые родители стали проявлять желание принять участие не только в организации, но и в проведение непрерывной образовательной деятельности. Теперь у нас бывает и так, что занятие проводит вместе с воспитателем чья-то мама. И мы несказанно этому рады.
Воспитатели, дети и их родители лучше узнают друг друга в процессе совместной деятельности, становятся соучастниками общей деятельности.
И, получаемый результат, превосходит все наши ожидания. Ребёнок чувствует себя более раскрепощённым, повышается его речевая активность, появляется непреодолимое желание высказаться, поделиться своими впечатлениями с близкими людьми, с воспитателями, обогащается речь и жизненный опыт детей.
В конце такой совместной деятельности мы благодарим друг друга за сотрудничество.