Ольга Турышева
Конспект игровых образовательных ситуаций «О друзьях и дружбе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №7 «Сказка» поселка Мостовского
муниципального образования Мостовский район
Конспект
игровых образовательных ситуаций
на тему «О друзьях и дружбе»
в подготовительной группе
Разработала:
Турышева О. Ю. ,
воспитатель.
2017г.
Пояснительная записка.
Темочки:
С первых минут, жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнёра по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.
День ребёнка в детском саду наполнен различными делами и событиями. Однако многие из них проходят мимо сердца ребёнка, не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости. Именно общение со сверстниками играет важную роль в его нравственном развитии, т. е. необходимо формирование «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормального поведения должны быть мотивы доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Программные содержание: Дать детям возможность глубже осознать, что такое надёжные друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надёжным может называться только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания, не совершил предательства; закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление. Расширять знания детей о дружбе; развивать умения аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.
Оборудование: мяч, плакаты с неоконченными предложениями, музыкальное сопровождение, элементы инсценировки сказки. Выставка рисунков «В стране Дружбы»; книжная выставка по теме.
Ход образовательной ситуации:
Звучит музыка, дети слушают песню «О дружбе» И. Шаинского.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? Дети: О дружбе.
Воспитатель: Да, мне хотелось бы поговорить с вами о дружбе и друзьях. Взрослые часто говорят нам: «Нужно быть дружными, дружно жить»
А что значит дружба, друг?
Дети: Друга нельзя обижать, дружить значит всем делиться.
Воспитатель: Почему мы называем другом только некоторых людей?
Дети: Потому что с друзьями проводим больше времени.
Воспитатель: Кто хочет рассказать о своем друге или подруге? Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя?
Дети: Рассказы детей.
Воспитатель: Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее. Давайте с вами поиграем.
Игра «Клубок»
- На что похож клубок? (солнце, колобок. Дети сидят в кругу, первый ребенок разматывает клубок, а конец нити зажимает и передает его рядом сидящему, при этом говорит о хороших качествах товарища (Мне очень нравится с тобой играть, ты такая добрая, мы с тобой хорошие подруги и т. д.) И так разматывают клубок.
Воспитатель: Что помогает, а что мешает дружбе?
Дети: Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
Воспитатель: А сейчас я вам буду загадывать загадки, вы будьте внимательными.
(«Психологическая загадка». По описанию детям необходимо догадаться, какое качество характера человека загадал ведущий)
Воспитатель: «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор?»
Дети: Миролюбивый.
Воспитатель:«Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности?»
Дети: Ответственный.
Воспитатель: «Человек, любящий трудиться?»
Дети: Трудолюбивый.
Воспитатель: «Человек, который знает свои недостатки?»
Дети: Самокритичный.
Воспитатель: «Человек, всегда готовый помочь?»
Дети: Отзывчивый.
(Для того чтобы дети точнее поняли значение этих слов, можно их попросить составить предложение с этими словами или по «отгадке» составить описание качества).
Воспитатель: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.
Ответы детей:
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Один за всех и все за одного.
4. Дружба – самое дорогое сокровище.
5. Дружба- дороже денег.
6. Без друга в жизни туго.
Воспитатель: А как много книг о дружбе вы знаете, сейчас я проверю?
(Воспитатель проводит викторину).
Воспитатель: Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов.
Дети: Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.
Воспитатель: Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей?
Дети: Слоненок.
Воспитатель: Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему?
Дети: Герда выручила своего друга Кая.
Воспитатель: Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному?
Дети: Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.
Воспитатель: Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их.
Дети: Львёнок и черепаха.
Воспитатель: У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он?
Дети: Пудель Артемон.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Какое надежное и емкое слово – дружба! А как вы думаете, есть ли друзья среди животных? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животным?
Дети: отвечают.
Выводы детей: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.
Воспитатель: Значит, друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов. Мне приятно заметить, что путешествовали вы с радостью.
Воспитатель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы и придумать правила.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Что же у нас получилось? ( Правила записываются: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить
Не злиться
Не жадничать
Помогать друг другу
Быть честным
Воспитатель: Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку. Теперь я спокойна за вас, копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.
Релаксационная музыкальная пауза. - Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.