Гульназ Нургаянова
Конспект НОД по чтению и обыгрыванию башкирской народной сказки «Медведь и пчелы»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по чтению и обыгрыванию башкирской и народной сказки «Медведь и пчелы».
1. Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине, родному краю.
2. Активизировать словарь детей: юрта, улей, бортевой домик, пчелиный мед.
3. Развивать творческие способности, желание участвовать в драматизации. Учить различным эмоциям и умениям их проявлять. Учить голосом и характерными движениями передавать образы героев сказки.
Публикация «Конспект НОД по чтению и обыгрыванию башкирской народной сказки „Медведь и пчелы“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Пчела. Сказки о пчелках, стихи, детская литература
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Оснащение: музыкальный центр, диск с башкирской мелодией, дерево, пеньки, скамейка, елки, солнце, облака, домик, нарисованные цветы, топорик, игрушки: башкир, медведь, пчелка, сундук с башкирским узором костюм медведя, длинный хвост, жилетка башкирская, тюбетейка, головные уборы – пчелки.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята. Вот мы снова с вами собрались в прекрасный день. Поприветствуем друг друга. Повернемся лицом друг к другу, прикоснемся ладошками к ладошкам друг друга, улыбнемся и настроение станет хорошим.
- Ребята я сказочница. Минем исемем Изгелек или Доброта. А тебя как зовут? (спрашиваю каждого ребенка) Чем вы любите заниматься в детском саду?
Ответы детей: рисовать, играть.
- Я тоже люблю играть. Хотите поиграть со мной? Тогда закройте глазки (достаю и раскрываю зонт с лентами).
- Откройте глаза и посмотрите. Мой волшебный зонт превратился в карусель. Приглашаю покататься на ней.
Подвижная игра «Карусель»
(дети берутся за ленточки и двигаются под музыку по кругу. По окончании музыки убрать зонт).
Дети садятся.
- Ребята, опять звучит красивая музыка, прислушаемся!
(Звучит башкирская мелодия) Воспитатель читает стихотворение:
«Башкортостан - чудесная земля!
Кругом сады, зеленые поля,
На зорьке тихо солнышко встает
Как белый лебедь Агидель плывет!»
- Кто скажет о чем это стихотворение?
Ответы детей: о нашей республике Башкортостан.
- Правильно ребята. О красивой природе Башкортостана.
Мы с вами живем в Башкортостане. Наша республика очень красивая, в ней много гор, рек, животных, птиц.
Очень давно на башкирской земле живут люди. Как их называют ребята?
Ответы детей: башкиры.
Воспитатель: Так их называют потому, что они родились в Башкортостане. Жили башкиры в легких, складных домах, которые называются юрты. Давным – давно, в те времена на башкирской земле не было больших домов, машин, магазинов, улиц. А сейчас в нашей республике Башкортостан много городов и разных улиц.
- Как называется город, в котором мы живем?
Ответы детей: Янаул.
Воспитатель: В нашем городе Янаул много улиц, на них живут люди – жители нашего города.
-А на каких улицах живете вы, ребята?
Ответы детей.
- Молодцы, ребята, вы все знаете название своей улицы.
- А кто знает, на какой улице находится детский сад?
Ответы детей: ул. Чкалова
- Как называется наш детский сад?
Ответ детей: Василек.
Вас в детский сад приводят папы, мамы, братья, сестры, дедушки, бабушки.
Это вся ваша семья, а давайте про них расскажем.
Был бармак- олатай этот пальчик -дедушка
Был бармак- лсй этот пальчик - бабушка
Был бармак - атай этот пальчик -папочка
Был бармак - сй этот пальчик- мамочка
Был бармак – блкй этот пальчик – наш малыш
Уны исеме- бпес. А зовут его крепыш
-Посмотрите, дети, здесь стоит какой-то сундук. Этот сундук волшебный.
- В волшебном сундучке что-то лежит. Хотите узнать, что там лежит? Давайте посмотрим. (открываю и достаю) .
-Посмотрите, ребята, что здесь находится.
Ответы детей: Это игрушки медведь, башкир, пчелка.
-Ребята, а кто помнит из какой сказки эти игрушки? Вы эту сказку знаете, я вам ее рассказывала.
Ответы детей: Медведь и пчелы.
- Правильно. Сказка называется «Медведь и пчелы».
- Ребята, эта сказка русская или башкирская?
Ответы детей: башкирская народная сказка.
- Правильно, это башкирская народная сказка, потому что ее сочинил башкирский народ.
-Этот сундук ребята не простой, это волшебный сундучок башкирских сказок. И в нем еще что-то лежит. Посмотрите, что это?
Ответы детей: одежда.
-Правильно, это жилет и тюбетейка. Их надевают башкиры. Кто хочет их надеть? Давайте по считалочке выберем башкира главного героя сказки. Используем нашу считалку:
Как-то раннею весной,
На полянке на лесной
Собрались друзья в кружок
И делили пирожок:
Бер кисэк, ике кисэк.
Эт, буре, тульке, бесэй.
Подели его скорей
Ты на всех своих друзей!
Ат, арслан, куян, ойю.
Начинай игру свою.
-Анвар у нас будет башкиром.
-Посмотрите, ребята, в этом костюме наш Анвар стал похож на башкира.
- Ребята в волшебном сундуке еще что то лежит.
Это волшебные головные уборы. Кто их наденет, превратится в пчелок. Кто хочет их надеть? (воспитатель каждому ребенку дает по головному убору и помогает одеть) .
-Ребята, вы надели на голову головные уборы и стали похожи на пчелок. А что еще есть в волшебном сундучке.
Как называется дом, в котором давным-давно жили башкиры?
Ответы детей: юрта.
- Правильно, юрта.
- Давайте отдохнем и поиграем в игру: «Юрта, юрта».
Игра «Юрта, юрта».
Юрта, юрта, круглый дом. (Дети шагают на месте)
Побывайте в доме том! (Показывают руками полукруг)
Гости явятся едва (Затем выставляют руки вперед)
В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте)
Печка жарко топится, (Хлопки в ладоши)
Угостить торопится. (Повороты туловища влево-вправо)
Ладушки, ладушки (Опять хлопки в ладоши)
Круглые оладушки! (На левой руке указательным пальцем правой руки делаем круговые движения, прослеживаем глазами)
-В башкирском сундуке сказок лежит костюм животного. Отгадав загадку вы узнаете чей костюм лежит в сундуке.
Загадка.
Ходит в шубе меховой
косолапый и большой.
Летом по лесу гуляет,
зимой в берлоге отдыхает»
- Кто это?
Ответы детей: медведь.
- Правильно, медведь.
-Вот какой костюм медведя лежал в волшебном башкирском сундучке! Кто хочет его надеть? Давай я тебе помогу. Теперь он надел костюм медведя и стал героем сказки - медведем. Ребята, а волшебный сундучок сказок не просто так появился в нашем зале. Он нам поможет показать сказку «Медведь и пчелы».
(Мальчик в одежде башкира уходит в юрту, а медведь в лес - прячется за деревьями)
Девочка- пчела читает стих :
АЙСЫЛУ «Мы летаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья белые мелькают
В поле пчелки все летают.
Раз, два, три, четыре –
Закружились, полетели»
(дети-пчелки встают, кружатся и летят за дерево, садятся на корточки) .
- Наша сказка начинается. Было это очень давно. Жил один медведь в лесу. Медведь очень любил мед. Без меда дня не мог прожить. Только о меде и думал, только и представлял себе, как поедает свежий, пчелиный мед. Пчелы облепят медведя со всех сторон и стараются его ужалить, но им не удавалось, потому что мех у медведя густой и длинный, а жало у пчел - короткое. (дети-пчелы встают в круг, держась за руки, окружая медведя). Ничего не могли сделать пчелы медведю. Наестся медведь пчелиного меда, весь измажется и лежит себе довольный. А пчелкам ничего не остается. Погоревали пчелки, да делать нечего и полетели они в поле.
Игра «Пчелки на цветках»
«Пчелки гудят,
В поле летят. (Дети бегут по кругу, машут руками, изображая пчел, произнося звук «з»)
Покружились над цветком (Кружатся на месте)
И присели за медком. (Опускаются на корточки возле цветка)
Набирают сладкий сок (Втягивают в себя воздух через импровизированную трубочку) :
Наши пчелки в хоботок. (Два соединенных трубочкой кулачка)
Взвились, загудели, (Встают, начинают размахивать руками)
Домой полетели (Бегут по кругу и летят к дереву, садятся на корточки).
- Однажды в лес пришел какой-то человек за дровами и видит он медведя. Медведь сам ест мед пчелиный, а своим лохматым хвостом, пчел отгоняет (несколько детей– пчелок летают вокруг медведя) .
- БашкирАнвар : «Эй, ты косолапый! Так значит, это ты убиваешь пчел и ешь готовый мед. Вот я тебе сейчас покажу!» (берет медведя за хвост и тянет, пока хвост не оторвался) .
-Опечалился медведь, что остался без длинного хвоста и ушел в лес, низко склонив голову (уходит и садится на пенек). С тех пор у медведя хвост маленький, короткий.
-А человек-башкир поправил бортевой домик и отправился к себе домой. (уходит за юрту) .
-Удивились пчелы и спрашивают у главной пчелы :
Пчела РАМИЛЯ : «Почему этот человек не доел наш мед?»
Главная пчела АЙГИЗА : «Догоните этого человека и спросите его, почему он оставил нам мед.»
-Полетели пчелы к человеку (летят к юрте) и спрашивают:
Пчела :АЛИНА «Почему ты не доел наш мед?» (Рамиля и Алина)
Башкир Анвар : - Если бы я съел ваш мед, вы бы погибли с голоду зимой. И тогда я бы тоже остался без меда.
-Полетели пчелы в свой бортевой домик и передали главной пчеле слова человека. И тогда позвала она всех пчел и стали они думать (Пчела-матка в центре круга, а пчелы в кругу и думают).
-Думали, думали и придумали. Решили пчелки полететь к человеку и просить его, чтобы он оберегал их от медведя. Прилетели пчелы к человеку.
Пчела Мурат : «Возьми нас к себе, не давай медведю в обиду»
Пчелка :САМИРА «А мы тебе за это спасибо скажем, медом с тобой поделимся»
БашкирАнвар : «Хорошо. Я вам построю хороший и удобный дом-улей. Вы там будете жить и мед собирать» (идет с топором и делает движения - строит дом)
-Обрадовались пчелки и стали веселится. Простили они медведя и позвали к себе на танец.
Танец «Подружимся»
-С тех пор пчелы живут в домике - улее и угощают своим пчелиным медом людей.
Вот и сказке конец!
- Какая интересная сказка!
- Как называется сказка?
Ответы детей: «Пчелы и медведь»
- Кто написал эту сказку?
Ответы детей: башкирский народ, поэтому она называется башкирская народная сказка.
-Почему человек не съел мед? (Если бы он съел, пчелы остались бы на зиму без меда.)
-Как выручил человек пчел из беды? (Проучил медведя, Он сделал им улей)
-Как отблагодарили пчелы человека? (Кормили человека медом).
-Ребята а что такое улей? (Это дом для пчел)
- Место, где находятся ульи, называется пасека.
- Пчелы добывают мед
-Вы дюбите мед?
-А какой по вкусу мед? Мед очень вкусен и полезен, он лечит многие болезни. Спасибо пчелкам за их труд.
А сейчас мы с вами угостимся башкирским национальным блюдом чак- чак, который полит сладким медом.