Ольга Ульянова
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Страна нескучалия»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 4» г. Уссурийска
Уссурийского городского округа
НОД ознакомление с художественной литературой в старшей группе
ТЕМА: "СТРАНА НЕСКУЧАЛИЯ"
автор: Гвоздевская О. С.
воспитатель I квалификационной категории
"СТРАНА НЕСКУЧАЛИЯ"
Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе „Страна нескучалия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Задачи:
Образовательные:
1. Помочь детям понятно для других высказывать мысли, предположения.
2. Закрепить и расширить знания детей о сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества.
3. Совершенствовать умение давать развернутые ответы на вопросы воспитателя.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память, мышление, воображение, наблюдательность.
2. Развивать умение составлять целое из частей, используя анализ и синтез.
3. Пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать взаимовыручку, товарищество, дружелюбие, честность, справедливость.
2. Поощрять проявления самостоятельности в выборе решений.
3. Способствовать проявлению выдержку и терпение, налаживанию межличностных отношений между детьми группы.
4. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в играх развивающего характера.
Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Оборудование. Воздушные шары наполненные гелием, книги с разнообразными сказками (русскими народными и авторскими, игрушечная собака; фонограммы (с лаем собаки, с песней из к/ф "Золушка"); конверты с заданиями; картинки, плакаты с городами и праздниками.
Предварительная работа. Чтение русских народных сказок, чтение авторских сказок (К. Чуковский, А. С. Пушкин, А. Н. Толстой, А. Х. Андерсен, братья Грим и др.); рассматривание иллюстраций; беседы по содержанию сказок; инсценировки сказок; просмотр мультипликационных фильмов ("Доктор Айболит", "Цветик - семицветик", "Карлсон и малыш" и др.)
"СТРАНА НЕСКУЧАЛИЯ"
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Знаете, сегодня ночью мне приснился странный сон. Будто очутилась я в тридевятом царстве, тридесятом государстве и ищу там какую - то сказочную страну. Хожу - хожу, ищу - ищу, но никак не могу найти туда дорогу. Вдруг ко мне подходит Карлсон. Вы знаете, кто такой Карлсон?
Дети: Карлсон, который живет на крыше!
Воспитатель: Да, да! Вот подходит ко мне Карлсон и говорит: "Я помогу тебе найти эту волшебную страну. Возьми мою говорящую собаку. Только она одна знает, как туда попасть и что для этого нужно сделать". Протянул мне поводок, на котором была привязана собачка, и исчез. А утром, когда я проснулась, возле кровати сидела маленькая собачка. Вот посмотрите я ее с собой взяла. Какая она?
Дети: Белая, мягкая, пушистая, красивая, добрая, с глазами пуговками.
Воспитатель: Хорошо, правильно! Я у нее спрашиваю: "что нужно сделать, чтобы попасть в волшебную страну?" А она молчит. И тут я вспомнила, Карлсон говорил, что эта собачка заколдована и расколдовать ее можно отгадав как звали хозяина и хозяйку этой собачки и где они жили, и отгадают ее имя, - собачка заговорит. Поможете?
Дети: Да!
Игра - викторина, воспитатель задает вопросы, по сказкам, дети отвечают
Воспитатель:
1. Ее хозяина звали так же, как героя русской народной сказки "По щучьему велению"
2. Имя ее хозяйки такое же, как у героини сказки "Царевна - лягушка"
3. Они жили там же, где жили старик со старухой из сказки "О рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина.
4. И зовут ее так же, как собаку из сказки "Золотой ключик" А. Н. Толстого.
Дети:
1. Емеля.
2. Василиса Премудрая
3. У самого синего моря
4. Артемон
После последнего правильного ответа, воспитатель включает запись с лаем собаки.
Артемон: Тяф, тяф!
Воспитатель: Что ты говоришь Артемон?
Артемон: Тяф, тяф! Тяф!
Воспитатель: Ребята, Артемон говорит, нам надо быстро смекнуть и вещи героям скорее вернуть! Пойдем, скорее посмотрим!
На фланелеграфе расположены портреты героев сказок детям надо «вернуть» сказочному герою его вещи. Шляпа Незнайки - "Незнайка", хрустальная туфелька - "Золушка", скалочка - "Лисичка со скалочкой", золотой ключик - "Приключения Буратино", красная шапочка - "Красная шапочка", цветик-семицветик - "Цветик-семицветик", самовар - «Муха-Цокотуха", щука - "По щучьему велению", мыло и щетка "Мойдодыр", корыто - "Сказка о рыбаке и рыбке", золотое яйцо - "Курочка Ряба".
Воспитатель: Молодцы, ребята! А что же дальше?
Артемон: Тяф, тяф! Тяф!
Воспитатель: Ребята, Артемон говорит, что у нас где - то в группе спрятан конверт с адресом и названием сказочной страны. (Обращаясь к собаке) Артемон, скажи, пожалуйста, как же найти этот конверт?
Артемон: Тяф! Тяф! Тяф!
Воспитатель: Ааа. Все очень просто! Он говорит, что найти конверт мы сможем ответив на вопросы, которые я сейчас буду задавать.
Воспитатель загадывает шуточные вопросы - загадки, дети отгадывают
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом
Кем жы были эти
Маленькие Дети?
(Семеро козлят)
Покупала самовар
А спасал ее комар.
(муха Цокотуха)
Была она артисткой
Прекрасной как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда
(Мальвина)
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный. Какой?
(Ступа)
И зайчонок, и волчица
Все бегут к нему лечиться.
(Доктор Айболит)
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
(папа Карло)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше
(Карлсон)
Дюймовочкин жених слепой
Живет все время под землей
(Крот)
Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома
(Белоснежка)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки верно отгадали.
Артемон: Тяф, тяф
Воспитатель: Артемон спрашивает, а сколько же у Белоснежки друзей гномов было?
Дети: Семь.
Воспитатель: Верно, семь. Артемон, а что теперь нам делать и для чего нам это число - 7?
Артемон: Тяф, тяф.
Воспитатель: Ребята, мы с вами должны вспомнить сказки в названии которых есть число семь.
Дети: "Волк и семеро козлят", "Белоснежка и семь гномов", "Сказка о спящей царевне и семи богатырях", "Цветик - семицветик", "Семь воронов", "Семь храбрецов", "Семь сирот и Баба Яга".
Артемон: Тяф, тяф! Тяф!
Воспитатель: Ого, сколько сказок вы знаете! Артемон, говорит, надо найти книжку "Сказка о спящей царевне и семи богатырях", конверт с адресом спрятан в ней.
Дети находят книгу, приносят конверт, воспитатель его открывает и читает.
Воспитатель: Ну, посмотрим, что там такое. Тот, кто закрыв глаза, скажет волшебные слова:
"Крибле - крабле - буре, буре - базилюре!"
А потом три раза хлопнет в ладоши, очутится в сказочной стране "Нескучалии". Жители этой страны никогда не скучают. Все свободное от работы время они выселяться, играют, поют и танцуют. Ребята, вы хотите попасть в эту сказочную страну?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда нам нужно запомнить, а потом вместе дружно сказать волшебные слова.
Воспитатель с детьми разучивает слова "заклинания"
Воспитатель: А теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я не скажу. Это должны сделать все, а то не получится.
Дети закрыв глаза, произносят "заклинание" и три раза хлопают в ладоши. (Фоном звучит музыка "Хоть поверьте, хоть проверьте. " из к/ф "Золушка"). Воспитатель с помощником расставляют плакаты с картинками Изумрудного города и отпускают воздушные шары наполненные гелием.
Воспитатель: Открывайте глаза. Посмотрите, как красиво! Что вы видите?
Дети: Воздушные шары. Хрустальные дворцы. На них сверкают окна и двери. А на крышах сияют бриллиантовые звездочки. На улицах много людей, они танцуют и выселяться.
Воспитатель: Ребята, смотрите! Кто-то на улице города набедакурил: разрезал ножницами иллюстрации к сказкам. Их необходимо быстрее восстановить.
Игра «Собери все части вместе». Детям предлагаются разрезные картинки к сказкам, им нужно составить картинку из 10 фрагментов
Воспитатель: Отлично получилось. (Обращаясь к собаке) Артемон, ты не знаешь, какая самая любимая игра у "нескучанцев"?
Артемон: Тяф, тяф
Воспитатель: Ой, как интересно! (Детям) Давайте и мы попробуем поиграть в нее.
Разучивают с детьми новую игру "Золотые ворота". Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Отлично! Вам понравилась играть?
Дети: Да.
Воспитатель: Замечательно. Теперь мы сможем играть в игру "Золотые ворота" когда захотим.
Артемон: Тяф, тяф
Воспитатель: Артемон, говорит, что нам пора возвращаться в детский сад. А как же нам выйти из сказочной страны.
Артемон: Тяф, тяф, тяф.
Воспитатель: Хм. Все нужно сделать наоборот. Ребята, Артемон, говорит, что нужно сказать волшебные слова, которые мы уже знаем, только в обратном порядке. Сначала три раза хлопнуть в ладоши, а потом закрыть глаза и сказать:
"Буре - базилюре, крибле - крабле - буре!"
И мы окажемся в нашей группе в детском саду. А что бы у нас остались хорошие воспоминания о нашем путешествии в страну "Нескучалию", вам на память дарят по воздушному шарику.
Детям раздают воздушные шарики, они хлопают в ладоши, закрывают глаза и произносят волшебные слова.
Дети: "Буре - базилюре, крибле - крабле - буре!"
Воспитатель убирает картины с изображение города.
Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и вернулись. Я, надеюсь, вам понравилось наше путешествие. А, что вам запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы все сегодня молодцы. Спасибо за наше замечательное путешествие. Давайте с вами скажем спасибо Артемону за помощь, попрощаемся с ним.
Дети: Спасибо! До свидание!