Елена Лихтинен
НОД в ОО «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему «Обувь»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД. ОО «Речевое развитие».
Развитие речи.
Тема: «Обувь»
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
Формирование словаря и грамматического строя речи:
• расширять и пополнять лексический запас;
• закреплять понятия: «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки»;
• закреплять практический навык словообразования и словоизменения;
Публикация «НОД в ОО „Речевое развитие“ в подготовительной группе на тему „Обувь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Одежда, обувь, головные уборы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
• закреплять умение подбирать антонимы;
• упражнять в умении подбирать родственные слова;
учить понимать многозначность слов.
Коррекционно-развивающие задачи :
Развитие связной речи :
• закреплять практический навык составления сложноподчиненных предложений.
Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
• развивать слуховое и зрительное внимание, память;
• закреплять навыки четкого произношения звуков;
• формировать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.
Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:
• формировать общую моторику и координацию движений;
• формировать мелкую моторику.
Закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи, развитие мышления.
Коррекционно-воспитательная задача:
• продолжать формировать мотивацию к обучению,
• учить детей работать самостоятельно,
• учить отвечать на вопросы полным ответом,
• развивать самоконтроль и взаимоконтроль речи,
• воспитывать аккуратность, умение ухаживать за предметами, обуви.
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие : расширять знания о разновидностях обуви.
• Речевое развитие : поощрять высказывания детей, желание поддержать беседу.
• Социально-коммуникативное развитие : учить детей тактично выслушивать собеседника и дополнять его.
• Физическое развитие : проведение физминутки, применение элементов су-джок терапии
Оборудование: предметные картинки с изображением обуви и одежды, значки-символы : солнце, осенний лист, зонт, снежинка, дети, мужчина, женщина, спортсмен, дом; изображение кота в сапогах, шарики су-джок; дерево с корнем «сапог», изображение яблок с однокоренными словами; образцы материалов: кожа, мех, замша, резина, плотная ткань, шерсть, деревянный брусок, кусок хрусталя (стекла); застежки: пуговица, молния, липучка, шнурки; мяч,
Предшествующая работа: Загадывание загадок по теме «Одежда и обувь», беседа «История обуви», рассматривание иллюстраций, исследование образцов материалов, из которых производят обувь.
ЧАСТИ СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕ
ЧАНИЯ
1. Организационный момент. Ребята, посмотрите, что изображено на картинке и догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить. (Обувь)
- Как вы думаете, кто придумал обувь?
Древнему человеку приходилось ходить по острым камням, колючей траве. И он понял, что ноги нужно защищать. Как вы думаете, из чего была сделана первая обувь? (из травы, полосок кожи, дощечек). В более холодных странах даже придумали привязывать к ногам мешочки, набитые травой. Позже стали шить из кожи и меха сапоги. А обувь, напоминающую современную, изобрели рыцари, ходившие в дальние походы. Для того, чтобы защитить ноги, им нужны были прочные ботинки и сапоги.
- Давайте вспомним сказку, где главный герой носил красные сапоги. (Кот в сапогах)
- Совершенно верно! А вот и он! (Картинка с котом)
Кот: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам за помощью. Беда у меня: сапоги порвались, а на улице зима, лапы мерзнут и болят. Где мне взять новые сапоги?
(В обувном магазине, на рынке)
- Ты, уважаемый кот, зимой и летом в одних сапогах ходишь, вот лапы и болят, и сапоги быстро изнашиваются. А ведь обувь разная бывает.
Кот: Какая такая разная?
- Сейчас мы с ребятами сыграем в игру «Подскажи словечко» и ты узнаешь и даже увидишь, какая бывает обувь.
(Дети встают в круг)
2. Загадки. Игра "Подскажи словечко!"
(тот, кто отгадал, получает картинку-отгадку)
Лужи, грязь нам не враги,
Коль наденешь … (Сапоги) уточнить - какие
Истоптал я все тропинки,
Продырявил все. (Ботинки)
Шерстяные спаленки
Детским ножкам. (Валенки)
У сестрёнки-лапочки
На двух ножках … (Тапочки)
Чтоб дышали летом ножки
Надевайте …. (Босоножки)
Ноги в них быстры и ловки.
То спортивные. (кроссовки)
Выпал снег. Замёрзли ножки.
Нужно нам обуть. (Сапожки) уточнить – какие
3. Игра «Подбери пару» Игра «Подбери пару»
(Детям, у которых нет картинок, раздать картинки с изображением одежды)
Найдите одежду, с которой можно носить вашу обувь, договоритесь, кто ответит полным предложением.
- что можно обуть с платьем - туфли
- что можно обуть со спортивным костюмом - кроссовки
- что можно обуть с шубой - валенки, сапоги
- что можно обуть с брюками - ботинки
- что можно обуть с сарафаном - босоножки
- домашний халат – тапочки
- плащ – резиновые сапоги
4. Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика «Обувь» с применением шариков су-джок
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки. Катать шарики между ладонями
На каждое слово перекладывать
шарик из одной руки в другую
На каждое слово «покалывать» подушечки пальцев
на правой руке
На каждое слово «покалывать» подушечки пальцев
на левой руке
5. Д/ игра "Классификация обуви".
Дидактическая игра "Классификация обуви".
(разная обувь и картинки-символы)
Я приглашаю вас и нашего гостя принять участие в оформлении выставки обуви.
(наборное полотно с символами)
Посмотрите, какую обувь носят сейчас.
На эту полку нам надо поставить обувь, которую носят дома?
Какая она? /домашняя/
Отнесите её к соответствующему символу (домик).
Выберите обувь для занятия спортом. Какая она? /спортивная/ Отнесите её к нужному символу. (спортсмену).
Найдите обувь, которую носят зимой. Какая она? /зимняя/ Где соответствующий символ? (снежинка)
Найдите обувь, которую носят летом. Какая она? /летняя/ Где соответствующий символ? (солнышко)
Какая обувь осталась? (демисезонная). Когда её носят? (осенью и весной). Где соответствующий символ? /зонтик, осенний лист/ Какая она?
А обувь, которую носят мужчины, как называют?
( ответ: «Мужчины носят мужскую обувь»)
Как называют обувь, которую носят женщины?
( ответ: «Женщины носят женскую обувь»)
А вы какую обувь носите?
( ответ: «Дети носят детскую обувь»)
Чтобы коту было понятно, нужно составить полное предложение.
6. Фонопедическое упражнение «Ветер, ветер…» Фонопедическое упражнение «Ветер, ветер…»
- Давайте немного отдохнем. Для разных времен года предназначена разная обувь. И ветер в разные времена года дует по-разному.
Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года.
• У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф.
• У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х.
• У Осени - прохладный - с-с-с.
• У Зимы - холодный, студеный - в-в-в~в.
Вдох производится носом, выдох ртом - без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до
кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы.
7. Игра «Семейка слов»
Игра «Семейка слов»
А теперь поиграем в знакомую игру: прогуляемся в «словесный сад». И Кота в сапогах пригласим с собой. Сегодня в нашем саду выросло дерево с корнем «сапог». Если вы правильно подберете родственные слова, похожие на слово «сапог» по смыслу и по звучанию, то на дереве появятся плоды.
Дети называют слова и помещают кружки (плоды) на дерево.
- как можно назвать маленькие сапоги, сапог? Сапожки, сапожок.
- как называют человека, который чинит обувь, сапоги? Сапожник.
- как называется его мастерская? Сапожная.
- как называется крем для обуви, для сапог? Сапожный.
- как можно назвать очень большие сапоги? Сапожищи.
8. Посылка
Посылка
(Дети стоят в кругу)
- Один мой знакомый, который работает на обувной фабрике, прислал мне интересную посылку. Давайте откроем ее.
(в коробке образцы материалов, из которых производят обувь)
- Что это?
- Давайте вспомним, из чего делают обувь. (из кожи, замши, резины, ткани, шерсти)
- В посылке есть еще несколько предметов.
(Показать детям шнурок, пряжку, пуговицу, липучку)
- Как вы думаете, что это? (дети перечисляют)
- Каким словом можно назвать все эти предметы? (застежки)
- Застежка – это - часть обуви.
- Кто из вас знает, из каких частей состоит обувь?
9. Игра «Назови детали обуви»
Игра «Назови детали обуви»
Дети по цепочке быстро передают шнурок и перечисляют детали обуви, не повторяются.
(Поместить на доске схему - подсказку)
Подошва, пятка, носок, язычок, шнурок, молния, липучка.
Если дети что-то не перечислили, показать и назвать эту деталь.
-Ребята, «носок» есть у обуви, а еще что обозначает это слово?
( ответ: «обозначает одежду»)
-А «язычок» тоже имеет два значения.
(дети отвечают)
-У слова «молния» тоже два значения. Какие?
-Правильно, ребята!
10. Физминутка
«Сапожки».
Физминутка «Сапожки».
Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на месте
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте
В грязь не заходите, сапожки не рвите. Прыжки на месте
11. Д/игра «Обувная фабрика»
Д/и «Обувная фабрика»
(дети садятся на стулья)
- Предлагаю вам стать экспертами. Попробуйте на ощупь определить, какой материал у вас в руках и сказать, какую обувь из него можно изготовить. Поможет нам «Загадочный ящик» и схема – подсказка.
Дети по очереди обследуют образцы материалов и отвечают, используя распространенные предложения.
Дать образец.
- Это кожа. Она прочная, гладкая. Из нее можно сшить осенние, (детские) кожаные ботинки (туфли, босоножки) с молнией. (с пряжками)
- Это замша. Она шершавая, прочная, мягкая. Из нее можно сшить замшевые туфли (сапоги, кроссовки) с липучками.
- Это мех. Он мягкий, теплый, пушистый. Из него можно сшить меховые зимние сапоги или ботинки с молнией. (со шнурками.)
- Это резина. Она гладкая, упругая. Из нее можно изготовить резиновые сапоги и галоши.
- Это шерсть. Она мягкая, пушистая, теплая. Из нее можно изготовить шерстяные валенки.
- Это материя. Она прочная, мягкая, плотная. Из нее можно сшить домашние матерчатые тапочки (детские туфельки с пряжками)
Кот в сапогах приготовил нам сюрприз: он тоже принес образцы материалов для обуви. Но они какие-то странные. Что это? (хрусталь и дерево). Как вы думаете, какую обувь из них можно сделать?
Давайте вспомним, в какой обуви ходили некоторые сказочные герои:
Туфельки Золушки из хрусталя (какие)- хрустальные
Башмачки Буратино из дерева (какие)- деревянные.
Д/упражнение «Скажи наоборот» Д/упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом)
- Давайте немного отдохнем и поиграем в мяч.
Дети встают в круг
- Я задаю вопрос и бросаю мяч кому-то из вас, а вы отвечаете и возвращаете мяч мне.
- Обувь, которую только что купили (какая) –новая
- Скажи наоборот. – старая
- Обувь, которую испачкали (какая) – грязная
- Скажи наоборот. – чистая
- У мамы на туфельках каблуки высокие, а у маленькой девочки? – низкие.
- Ваня шнурки завязал, а Саша… развязал.
- Я молнию застегнула, а ты… расстегнул
- Мальчик побежал, а девочка… остановилась.
12. Д/и «Что можно делать?» Д/и «Что можно делать?»
- По-моему, наш Кот немного растерялся. Давайте напомним ему, что можно делать с обувью
• Обувать, снимать, ходить, бегать, прыгать, покупать, продавать, дарить.
- Чтобы обувь долго служила и не портилась, за ней нужно ухаживать. Как?
• Чистить, мыть, протирать, смазывать обувным кремом и т. д.
13. Д/игра «Один-много»
Д/игра «Раздели пару»
- Обычно мы говорим о паре обуви. Но иногда на большом складе обувь теряется и остается один предмет из пары. Как о нем сказать?
Туфли, а одна…туфля.
Ботинки – один …ботинок.
Сапоги – один сапог
Босоножки – одна босоножка.
Тапки – одна тапка.
Сандалии – одна сандалия.
Валенки – один валенок.
Кроссовки – одна кроссовка
Шлёпанцы – один шлёпанец
14. Итог. - Кот в сапогах узнал много нового про обувь. А помогли ему вы.
Давайте поможем еще одному сказочному персонажу. Открою вам секрет. Мой знакомый с обувной фабрики, это всем известный Мальчик с пальчик. Он подрос и открыл цех по производству сапог –скороходов. Вот он-то и обратился с просьбой: помочь ему украсить сапоги, что бы они все были разные и красивые.
После перерыва проводится НОД по Художественно-эстетическому развитию : Аппликация на тему :«Я - дизайнер модной обуви» (сапоги-скороходы)