Дарья Пузырева
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе детского сада «Весна пришла — весне дорогу»
▼ Скачать +Заказ
Виды детской деятельности : Двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная, чтение художественной литературы.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье»
Цель: Составление описательного рассказа по картине.
Задачи:
1. Закреплять знания о весне, признаках весны.
2. Формировать умение отвечать на вопросы полными ответами, составлять коллективный рассказ по картине;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе детского сада „Весна пришла — весне дорогу“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Развивать речь, память и воображение детей;
4. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей
Методы и формы работы: дидактические игры, беседа, рассматривание картины, художественно слово,
Предварительная работа: посадка семян, оформление «Огород на подоконнике», прослушивание музыкальных композиций по теме «Весна», рассматривание картин по теме «Весна», отгадывание загадок по теме, заучивание стихотворений о весне, чтение рассказов и стихов о весне, наблюдение признаков весны в природе.
Оборудование и материалы: картина А Саврасова «Грачи прилетели», детская музыка – «Весенняя песня» из цикла «Песни без слов», ноутбук, контейнеры с землей, маленькие лопаточки, рыхлители, семена, лейка с водой, витаминизированный напиток из шиповника, желтые круги из картона, счетные палочки на каждого ребенка.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: Встали дети на лужок - сделали кружок.
Звучит музыкальная композиция детская музыка «Весенняя музыка» из цикла «песни без слов», на проекторе появляется видео-презентация «Весна».
Воспитатель читает стихотворение о весне С. Я. Маршака
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
Разбегайтесь, ручьи!
Растекайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети: О весне.
Воспитатель: Молодцы. Какие признаки весны вы можете назвать в этом стихотворении?
Дети: Весной солнце греет теплее, снег и лед начинают таять. Птицы прилетают из теплых краев. Животные просыпаются от зимней спячки. Появляются первые цветы.
Воспитатель: Великолепно! Вы прекрасно разбираетесь в признаках весны. Предлагаю Вам сделать солнышко из подручных материалов.
(дети выкладывают солнышка с помощью картонного желтого круга и счетных палочек)
(Звучит тревожная музыка. Забегает испуганный Мишка)
Миша: Караул, караул, я ничего не могу понять, что происходит! Помогите, помогите!
Воспитатель: Мишка, что случилось, чего ты так испугался?
Мишка: Я боюсь, мне страшно, когда я проснулся после зимней спячки, то увидел, что в природе совершается что-то невероятное. Всё шумит, всё гудит, льётся, бежит. Яркое солнце слепит глаза. Откуда-то появились глубокие лужи, а снег тает на глазах, превращаясь в серую массу. Птицы щебечут и галдят над головой без устали. Кто мне объяснит, что же произошло?
Воспитатель: Мишка, успокойся, вот садись на стульчик, отдышись и отдохни. А мы с ребятами постараемся тебе помочь и всё объяснить. Дети поможем Мишке разобраться, что происходит с нашей сибирской природой?
Дети: Конечно, поможем.
Воспитатель: Мы покажем Мишке картину «Грачи прилетели» и расскажем, какое время года изображено на ней и словами опишем это время года.
Воспитатель: (показывает картину, дети рассматривают и отвечают на вопросы по картине)
- Нравится, ли вам картина?
- Что именно в ней нравится?
- Какое время года изобразил А. Саврасов?
- По каким признакам можно сказать о приближении весны?
- Почему так хорошо видны следы птиц на снегу?
- Где стоят березы? Опишите их.
- Почему ветки на березах голые?
- Мы не видим, художника, не слышим его голоса, но как он нам рассказал о красоте природы? (Кистью и красками)
- Какие краски преобладают в картине?
- Что написано голубым цветом? (Что серым, что коричневым)
- Как бы вы назвали картину?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Что хочется делать, глядя на нее? (Так и хочется попасть в березовую рощу, вдохнуть запах талого снега, земли, тихонько постоять и понаблюдать за хлопотами неугомонных вестников весны)Так какое время года изображено на картине?
Воспитатель: А сейчас наши ребята расскажут тебе, Мишка, кое-что еще о весне, но только в стихотворной форме.
(дети рассказывают стихотворения о весне)
Воспитатель: Ребята, а что происходит с медведем весной?
Дети: Он просыпается, так же как и природа, но только от зимней спячки.
Воспитатель: Конечно, когда медведь просыпается, он в первую очередь делает зарядку.
Физкультминутка «Мишка»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.
Потянулся он со сна: Потягивания, руки вверх.
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. Вращения головой.
Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед- назад.
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой коснуться
И трухлявые пеньки. левой ступни, потом наоборот.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся. (Дети садятся)
Воспитатель: Мишка, а ребята в нашем детском саду тоже получают витамины. И мы тебя желаем ими угостить.
(Происходит угощение витаминизированным напитком – отвар шиповника).
Дети рассказывают, какие еще витаминизированные напитки получают в детском саду.
Воспитатель: Мишка, мы хотим открыть тебе один секрет, весна пришла не только в наш родной край, но и к нам в детский сад. Посмотри, какой расцвел «Сад-огород» у нас на подоконнике. И мы с ребятами хотели бы тебя научить тому, как надо правильно ухаживать за первыми всходами и сеять семена будущих растений.
(Воспитатель вместе с детьми и Мишкой взрыхляют почву у рассады, поливают ее, сеют новые семена, одновременно проговаривая то, что необходимо для любого растения – солнце, тепло, вода)
Воспитатель: Через 6 дней мы с вами увидим, что же у нас получилось.
Дети: Появятся первые всходы, а ранее высаженная рассада подрастёт и окрепнет.
Миша: А теперь, ребята я хочу с вами поиграть в интересные игры.
1. «Назови ласково» (с существительными данной темы перекидывая друг другу мяч)
снег - снежок вода - водичка
ручей - ручеек солнце - солнышко
лодка - лодочка корабль - кораблик
дерево – деревце Птица - птичка
2. Дидактическая игра «Продолжи мысль»
Педагог просит детей логически завершить начатые предложения о весне. Малыши выполняют предложенное задание.
Прошла суровая зима, и к нам пришла. (Весна)
Весна - это пора, когда все. (Оживает, пробуждается, радуется, растет)
Небо весной. (Голубое, высокое, чистое, ясное)
С него нам приветливо сияет. (Солнышко)
Оно уже поднялось. (Выше)
Солнце согревает землю своими. (Лучиками)
Всюду бегут ручейки, так как тает. (Снег)
Скоро вернутся из теплых краев. (Птицы)
На холмах зазеленеет весенняя. (Трава)
Расцветут первые весенние. (Цветы)
Мишка: Вот и подошла к концу наша с вами встреча. Я очень рад был с вами сегодня познакомиться и от всей души благодарен вам за то, что вы, ребята, смогли объяснить мне, что такое весна и с какими изменениями в природе она к нам приходит. До скорых встреч!
(Дети прощаются с Медвежонком).
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?
Дети: Мы разговаривали о весне, изучали картину «Грачи прилетели», помогали Мишке.
Воспитатель: Понравилась ли вам встреча с лесным гостем?
Дети: Да, очень понравилась.
Воспитатель: Что вам больше всего сегодня понравилось?
Дети: Рассматривать картину, и рассказывать Мише о весне. Угощать Мишу напитком. Заниматься огородом.
Воспитатель: Что- то было сложно вам сегодня выполнять? Были ли какие - то трудности?
Дети: Нет, все было легко и интересно.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Спасибо Вам большое. Идемте пить витаминизированный напиток.