Елена Кизуб
НООД с детьми старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР д\с №1 п. Богородское Сергиево- Посадского р-на МО
Непосредственно организованная образовательная деятельность
«Дифференциация звуков С-Ш»
(работа с подгруппой)
Выполнила логопед 1-й квалификационной категории
Кизуб Е. А.
2013 г.
Цели:
1. Повторить и сравнить артикуляционный уклад звуков С и Ш.
2. Развивать фонематический слух на базе речевого материала, содержащего звуки С и Ш.
3. Закреплять навык дифференциации С и Ш в словах, предложениях, стихотворениях.
Публикация «НООД с детьми старшего дошкольного возраста „Дифференциация звуков [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
4. Развивать мелкую моторику и умение координировать речь с движением.
5. Повышать познавательную активность за счет использования игровых приемов
Оборудование:
1. Предметные картинки.
2. Игровые карточки, иллюстрирующие стихотворения.
3. Магнитная удочка.
4. Макеты «пруд», «домики», «летающая тарелка».
5. Фигурки кота Матроскина и пса Шарика.
6. Веревка, прищепки.
7. Набор индивидуальных карточек для игры «Зачеркни лишнее словечко».
8. Рабочие тетради детей, карандаши, фломастеры.
1. Вступление. Артикуляция звуков С и Ш.
Логопед:
-- Отгадайте,о каком предмете я говорю: дверцы, колеса, кабина, кузов, руль. (Машина)
(Показывает игрушечную машину)
-- Ехала машина в одну известную вам деревню. Там живут кот Матроскин и пес Шарик. Вспомните, как деревня называется? (Простоквашино) .
-- Вдруг под колесо попал гвоздь и проколол шину. Как шина зашипела? (Ш-Ш-Ш-Ш).
-- Мы услышали звук Ш. Где находится язык, когда мы произносим этот звук? (Вверху, за верхними зубами). Что делают губы? (Округляются). Какие зубы? (Почти закрытые).
-- Достал шофер насос. Как свистит насос? (С-С-С-С) .
-- Мы услышали звук С. Где находится язык, когда мы произносим этот звук? (Внизу, за нижними зубами). Что делают губы? (Растягиваются в улыбку). Какие зубы? (Почти закрытые).
2. Дифференциация С-Ш в словах.
Логопед:
-- А вот и деревня Простоквашино. В этом домике живет кот Матроскин, а в этом —пес Шарик. На веревке сушится их одежда (носки, шарф, свитер, шапка, трусы, шорты).
Все вещи, в названии которых есть С, положите в домик Матроскина. Все вещи, в названии которых есть Ш, положите в домик Шарика.
3. Упражнение для развития мелкой моторики.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (Соединяют поочередно кончики пальцев)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (Кончики пальцев соприкасаются, пальцы и кисти рук округлены).
Раз, два, три, четыре, пять—
начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять---
Мы закончили считать. (Ладони прижаты, пальцы "здороваются")
Колокольчик прозвенел,
за столы нам сесть велел. (Пальцы переплетены и прижаты друг к другу, средний палец одной руки опущен вниз наподобие язычка колокольчика).
4. Выделение «лишнего» слова по принципу наличия С и Ш. (Авторская разработка)На столах перед детьми карточки с изображением 4-х слов. Одно слово отличается от остальных по наличию звука С или Ш. (Среди трех слов с Ш одно слово с С,и наоборот—среди трех слов с С одно слово с Ш).
Детям следует зачеркнуть фломастером одно «лишнее» словечко. Вот так :
(Карточки находятся в полиэтиленовых пакетах-файлах, поэтому фломастер впоследствии легко стереть).
Выполнив задание, дети поочередно рассказывают, какое слово и почему они зачеркнули.
5. Упражнение на координацию слова с движением.
Логопед:
-- В деревне Простоквашино есть пруд. А в нем живут веселые лягушата.
(Дети сопровождают ответы движением рук).
-- Лягушата, как живете?
--Вот так! (Поднимают большие пальцы)
--Лягушата, как плывете?
--Вот так! (Движения как при плавании)
--Лягушата, обед ждете?
-- Вот так. (Подпирают щеки ладонями)
--Лягушата, как жуете?
--Вот так! (Четыре пальца поочередно соединяются с большим)
--Лягушата, вдаль глядите?
--Вот так! (Делают «бинокль»)
--Лягушата, как вы спите?
--Вот так (Сложенные ладони – под щеку)
--Лягушата, а шалите?
--Вот так! Хлоп, бульк! (Хлопают кулаками по надутым щекам, шлепают ладонями по коленям, затем прыгают по ковру на корточках, опираясь на руки)
6. Дифференциация С-Ш в стихотворениях. Игра «Рыбалка» (Авторская разработка).
Логопед:
-- Лягушата, повернитесь и в детишек превратитесь.
В Простоквашинском пруду водятся не только лягушата. Поиграем в рыбалку. Интересно, что попадется вам на удочку.
(Дети поочередно опускают магнитную удочку в «пруд» и вытаскивают карточки, иллюстрирующие стихотворения, за заранее прикрепленные канцелярские скрепки).
-- Узнайте стихотворения по картинке и правильно расскажите.
Ну-ка, первый рыбачок,
что попалось на крючок?
На карточках ---рисунки к стихотворениям (Слон, черепаха, кошка под солнышком и т. п.)
Слон шагает по дороге.
Почему он босоног?
На свои большие ноги
Он сапог найти не смог.
Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
А куда спешить тому,
Кто всегда в своем дому?
Пушистая серая кошка
Следит за мышкой с окошка.
У мишки игрушка—плюшевый мишка.
У киски игрушка—пушистая киска.
Пушистая кошка
На солнышке сушит
Шерстку на спинке,
Хвостик и уши.
Пушистый ушастик,
Ушастый пушок
По опушке скок да скок. И т. п.
7. Определение последовательности С и Ш в словах. Работа в тетрадях. (Авторская разработка).
Логопед:
-- А теперь познакомимся с еще одним стихотворением. Вот новая карточка с картинкой.
«Зашифруем» стихотворение в тетрадях.
По мере проговаривания стихотворения логопедом дети рисуют шины (кружки) или насосы (палочки) в том порядке, в котором они слышат звуки С и Ш. Вместо палочек и кружков возможна запись букв С и Ш.
Саша сегодня в гости спешит – С Ш С С С Ш
Снова он шутками всех насмешит—С Ш С С Ш
8. Упражнение на развитие фонематического слуха. (Авторская разработка)
Логопед:
-- Пока вы выполняли задание, над деревней Простоквашино появилась летающая тарелка. (Макет летающей тарелки)
Вам предстоит встреча с инопланетянкой. Инопланетяне говорят на непонятном инопланетном языке. Сможете догадаться, что скажет вам инопланетянка?
Дети закрывают глаза. Логопед «превращается» в инопланетянку, надев на себя атрибуты—антенну на голову, наушники и т. п.
Инопланетянка:
-- Даса любит шуски, а Шаса ватруски.
Дети «переводят»: Даша любит сушки, а Саша ватрушки.
-- Шмесные сутки у Шасы и Мисутки. (Смешные шутки у Саши и Мишутки).
-- Сыски на шошне, саски на штоле. (Шишки на сосне. шашки на столе).
-- В лешной избуске штарик шо штаруской. (В лесной избушке старик со старушкой).
-- Беру цветное штеклыско и гляжу на шолныско. (Беру цветное стеклышко и гляжу на солнышко).
--Иш саласа вышкочила штрасная крыша. (Из шалаша выскочила страшная крыша).
Игра может сопровождаться перекидыванием мяча.
9. Итог.
Логопед:
-- А теперь я повернусь и в логопеда превращусь.
-- О каких звуках мы говорили на занятии? Что вам запомнилось из сегодняшнего занятия? Какие задания показались трудными? А какие —интересными?