Евгения Ковалевская
Дидактическая игра для детей раннего возраста «Кто живет на Кольском Севере»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для группы раннего возраста
«Кто живет на севере».
Цель: воспитание патриотизма и гражданственности к родному краю, интереса к его изучению.
Задачи:
• Познакомить детей с обитателями Кольского севера
• Учить узнавать по контурам представителей живой природы, изученных ранее.
• Развивать интерес к познанию природы, чувства любви и гордости к родному краю.
• Дифференциация понятий: птицы, животные.
Материалы и оборудование:
Публикация «Дидактическая игра для детей раннего возраста „Кто живет на Кольском Севере“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Макеты птиц (синица, воробей, снегирь, силуэты животных из фетра (чайкак, семга, белый медведь, нерпа, олень, семена тыквенные, семена, подсолнуха, фисташки.
Предварительная работа: беседа с детьми о птицах, которых мы можем увидеть на улицах города, показать на картинке, знакомство с некоторыми представителями животных крайнего севера, местах их обитания, а так же рассказать детям о том, какие ягоды можно встретить в северных лесах, кто ими питается.
Игра 1 «Накормим птиц»
Воспитатель: Ребята, кто знает, в каком городе мы живем?
Дети (с помощью воспитателя) : В Мурманске.
Воспитатель: Правильно! В Мурманске. Я вам открою секрет: наш замечательный город находится на севере, где почти круглый год зима! А зимой холодно, и нам с вами и животным и птицам! И чтобы выживать, птичкам приходится прилетать к нам в гости и жить рядом с нашими домами.
Какую птичек мы видели сегодня на прогулке?
Чик-чирик!
К зернышкам – Прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
Дети (с помощью воспитателя) : Воробей.
Воспитатель: Давайте познакомимся поближе с этой маленькой птичкой!
Показать карточку с изображением воробья.
Всем известно, что воробушки, веселые и игривые серенькие птички, а еще они очень смелые, ведь они живут в шумных городах и не боятся людей, но все же поймать себя не дают. Что же кушают птички? Семечки, крупу и ягодки с деревьев и кустиков. Если у воробышка в морозы не будет еды, то он замерзнет и погибнет. Как же мы можем ему помочь? (Покормить семечками).
Воспитатель: Есть еще такая птичка (Показать картинку синички) :
На кормушку к нам зимой
Прилетает птичка,
С желтой грудкой пуховой-
Шустрая
Дети (с помощью воспитателя) : Синичка.
Воспитатель: Давайте познакомимся поближе и с этой птичкой!
Синичка – это маленькая птичка, с желтой грудкой и черными крылышками. Ее очень легко заметить на белом снежке. Бегать на ножках синичка не умеет, зато как и воробей, хорошо умеет прыгать на своих маленьких, но сильных ножках. Живут синички в лесу, но когда наступают сильные морозы – прилетают кормиться поближе к людям. Они тоже любят полакомиться, семенами, крупой и ягодками с деревьев и кустиков.
Воспитатель: Ребята, а такую птичку вы видели на улице? (Показать картинку со снегирем).
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябинке
Он появится опять!
Дети (с помощью воспитателя) : Снегирь.
Воспитатель: Птичка снегирь – подружка воробья и синички. Снегирь очень интересный: у синички грудка желтая, а у снегиря?
Дети: Красная.
Воспитатель: Эти птички летом живут в лесу, а когда наступает зима и морозы – прилетают в город, чтобы найти себе корм. И кушают они тоже, как синичка и воробей – семечки ягодки и крупу. А так же не откажутся от хлебных крошек.
Воспитатель: Посмотрите, кто прилетел к нам с вами в гости познакомится! (Достать макеты воробья, синицы и снегиря, сделанные из ниток). Птички узнали, что в нашем садике будут про них рассказывать деткам и прилетели к нам в гости.
Это – воробушек Костя, он очень любит семечки, а это синичка Света, она любит большие белые семечки. А снегирек Ваня больше всего на свете любит полакомиться большими белыми семенами, которые называются фисташки. (Показать детям семена, дать потрогать).
Воспитатель: Нам с вами нужно из кучки семян выбрать семечки для воробушка Кости, белые семечки – побольше, для Синички Светы и самые большие – для снегиря Вани. А чтобы птички покушали, семена вы будете складывать в гнездышки.
(Далее игра по подгруппам – 5-6 человек, затем дети меняются).
Воспитатель хвалит детей и прощается с птичками.
Игра 2 «Окошечки для зверят»
Воспитатель: Ну что, ребята, с птичками мы познакомились, пришла пора знакомиться и с другими обитателями крайнего севера! Этих животных мы не встретим на улицах города, они живут далеко-далеко, на берегу Баренцева моря. Наш город Мурманск тоже находится на берегу этого моря, а эти животные живут еще дальше.
Воспитатель показывает сначала распечатанные картинки животного, а затем фигурку, сделанную из цветного фетра.
Воспитатель: Знакомьтесь, дети, это белый медведь. Он очень большой и очень белый! А белый он, потому что очень любит прятаться в снегу. Живет он на льдине и кушает рыбку, которую сам же и ловит.
А эта рыбка называется семга. Давайте повторим ее название вместе (повторяем несколько раз). Когда семга еще маленькая, она живет в речке, а когда вырастает вот такой большой (показываем размер руками, уплывает жить в Баренцево море, где ее ловит белые медведи.
Эта птица называется чайка (повторяем название). Если мы окажемся на берегу моря, то у слышим крики чаек, которые там живут. Эти белые птицы хорошо умеют не только летать, но и плавать. А в море они ловят рыбу.
А это животное вы наверно никогда не видели. Это очень интересное животное – тюлень (повторяем название). Эти большие животные живут на берегу моря целыми семьями и вместе воспитывают своих детенышей.
А этого большого животного вы наверное узнали! Это же олень (повторяем название). Посмотреть на оленей вы могли у нас в городе, они каждый год приезжаю к нам на Праздник Севера и радуют собой взрослых и детишек.
Воспитатель: А теперь давайте мы поиграем с вами в игру «Окошечки для зверят». Со зверятами мы с вами уже познакомились, а теперь давайте найдем для каждого из них свое окошечко, где они будут жить и им не будет тесно!
Далее игра проходит по подгруппам. Дети должны узнать силуэты животных и поместить игрушки из фетра в соответствующие окошечки, сортируя их по форме.
Воспитатель: Какие же вы молодцы, справились с таким сложным заданием! Сегодня мы узнали много нового и интересного про птиц и животных, которые живут у нас на севере и какие же они интересные и необычные. А главное, вспомнили, что мы живем в городе Мурманске, и обо всем этом расскажем дома своими мамам, папам, бабушкам и дедушкам!
В данных играх предоставлены условия для формирования и закрепления навыков сенсорного восприятия предметов, развитие умения действовать согласно инструкции, находить предметы, необходимые для игры и совершать соответствующие игре действия с ними. В данном варианте игр дети так же закрепляют знания о названии своего родного города, где они живут, получают знания о родной природе, что в последующем поможет им ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине».