Альфия Каримова
НОД «Кладовая земли» (открытый окружной семинар в детском саду)
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе весной, закреплять названия весенних месяцев и их последовательность; дать элементарные представления о составе почвы, уточнить значение почвы для жизни растений и человека.
Интеграция образовательных областей
1. «Познание»
2. «Чтение художественной литературы»
3. «Коммуникация»
4. «Музыка»
ЗАДАЧИ:
«ПОЗНАНИЕ» :
1. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе весной, закреплять названия весенних месяцев и их последовательность.
Публикация «НОД „Кладовая земли“ (открытый окружной семинар в детском саду)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
2. Развивать у детей познавательно -исследовательскую активность, через экспериментирование и практическую деятельность;
3. Дать детям возможность познакомиться со свойствами почвы, песка, глины, камней, упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать выводы; (Поз
4. Закрепить и обогащать знания детей о росте растений;
«ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Закрепит народные пословицы и поговорки.
«КОММУНИКАЦИЯ»
Формировать коммуникативные навыки детей при совместной работе;
Обогащать словарь детей терминами «Гумус», «Перегной».
«МУЗЫКА»
Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировки песен.
Предварительная работа:
-Просмотр видеофильмов «Планета Земля», «Рапсодия природы»
-Опыты, эксперименты, исследования воздуха, воды на предыдущих занятиях.
-Познавательные занятия из цикла «Секреты природы»
-Дидактические, подвижные, речевые игры, связанные с природой.
-Домашнее задание: разучивание пословиц, поговорок о земле.
-Исследование глины, песка, камней
Посадка семян и дальнейшее наблюдение за ростом растений
Ведение дневника наблюдений за растениями и за погодой
- За неделю до нод посадить вместе с детьми семена пшеницы в емкости с разным грунтовым составом: песок, обогащенная органическими удобрениями земля. Вести наблюдение за прорастанием семян и развитием растений.
Материалы и оборудование
Для экспериментирования: макет со слоями земли, контейнеры с песком, глиной, почвой, стаканы с водой;, бумажные салфетки, лупы, контейнеры с ростками пшеницы. Для игрового приема: «Волшебная коробка. Музыкальное сопровождение: Магнитофон, Русская народная мелодия «Земелюшка-чернозем», Релаксационная музыка, Песня группы Земляне «Прости Земля».
Ход нод:
Воспитатель: ребята, у нас сегодня необычный день. К нам в детский сад приехали много гостей, давайте поприветствуем друг друга и гостей.
Придумано кем-то и просто, и мудро.
При встрече здороваться «Доброе утро!»
- «Здравствуйте!», — скажем, солнцу и птицам,
- «Здравствуйте!», — милым улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе «Здравствуйте!» слышно и вечером!
БЕСЕДА О ВЕСНЕ.
В. У меня для вас есть загадка. Послушайте её отгадайте:
Метель затихла. Ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки,
А дед мороз сдиться в сани,
ему на смену величаво
идет красавица одна
о ней вы знаете немало
зовут красавицу.
Дети. Весна!
Воспитатель: А вы знаете как называются 3 месяца весны?
Дети: март- утро года
Апрель- месяц живой воды
Май- сердце весны.
Воспитатель: Давайте, мы с вами вспомним приметы весны. Посмотрите на экран и скажите. Что бывает весной.
Дети: Тает снег (Слайд 1)
Появляются сосульки (Слайд 2)
Появляются проталины (слайд 3)
Весной набухают почки
Весной прилетают птицы
Весной появляются первые цветы
Весной расцветают деревья
Весной просыпаются насекомые
Весной у зверей рождаются детеныши.
БЕСЕДА О ЗЕМЛЕ,
Воспитатель. Молодцы ребята. Посмотрите у меня есть коробочка. Как вы думаете, что там может быть? Вы можете узнать, отгадав загадки.
1. Кто на свете всех богаче?
Что на свете всех жирнее?
2. никого не родила, а все мамой зовут?
3. меня бьют, колотят, ворочают и режут, а я все терплю и всем добром плачу.
Дети: Земля.
Воспитатель: Верно, ребята, есть на свете чудо –это земля. У слова «земля» есть несколько значений. Ребята, а что означает слово «земля»?
Дети: Земля –это наша планета, на которой мы живем
Земля –это земной шар.
Земля –это верхний слой нашей планеты, по которой мы ходим. Там растут растения, живут животные и насекомые.
Воспитатель: А как выдумаете, что произойдет, если положить в землю зернышко пшеницы?
Дети: зернышко взойдет, вырастит и превратиться в колосок. Из него молят муку и пекут хлеб.
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет, если положить в землю небольшую картофелину. Что с ней произойдет?
Дети: Через несколько месяцев мы можем выкопать целое ведро картофеля.
Воспитатель: Это не сказка, а чудесная наша Земля. А, как еще по другому можно назвать нашу землю.
Дети: Кладовая земли, кормилица земля, матушка земля.
Воспитатель: А почему землю называют кладовой?
Дети: Потому что, она богатая. На земле растут леса, поля и в ней много полезных ископаемых.
Воспитатель: какие полезные ископаемые вы знаете?
Дети: Песок, глина, нефть, природный газ. Драгоценные камни.
Воспитатель6 Давайте скажем о нашей земле несколько хороших слов, вспомним пословицы.
ПОСЛОВИЦЫ О ЗЕМЛЕ.
Земля родная –колыбель золотая.
Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже к хлебу ближе.
Земелька черная –а белый хлеб родит.
Землю пашут –руками не машут.
Земля заботу любит.
Земля кормилица
Земля кормит людей, как мать детей.
Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет
Кто о земле беспокоится, того и земля кормит
Рыбам –вода, птицам -воздух, а человеку вся земля.
Воспитатель: А теперь, давайте споем песню «Земелюшка –чернозем»
Песня «Земелюшка –чернозем»
Земелюшка – чернозем. (2 раза) – Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Чернозем, чернозем. - Стоя на месте, руки на поясе, 2 раза по 3 притопа с каждой
Земелюшка - чернозем. ноги и поворот вокруг себя.
Тут березка выросла. (2раза). – Идут в центр круга, затем обратно.
Выросла, выросла, -То же.
Тут березка выросла.
На березке листочки (2 раза) - Поднимают руки вверх и помахивают кистями рук.
Листочки, листочки, - То же.
На березке листочки.
Под березкой травонька (2 раза) – Наклонившись, покачивают кистями рук.
Травонька, травонька, - То же.
Под березкой травонька.
На травоньке цветики. (2 раза) – Идут по кругу, взявшись за руки.
Цветики, цветики, - То же.
На травоньке цветики.
Рвали цветы со травы (2 раза). – Стоя на месте, нагибаются, и как бы срывают правой
рукой «цветок», перекладывая его в левую руку.
Со травы, со травы, - То же.
Рвали цветы со травы.
Плели венки из цветов, (2 раза) - Общий круг делится на несколько маленьких кружков.
Из цветов, из цветов,
Плели венки из цветов. -То же.
Воспитатель: мы спели песню, сказали много добрых слов о земле и теперь наша земля может превратиться в волшебную почву –«живую землю», на которой все оживает.
А сейчас я вам предлагаю пройти в лабораторию и обследовать землю и её свойства.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Показ макета с изображением верхних слоев земли
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это такое?
Дети: Это земля.
Воспитатель: Это срез верхних слоев земли. Они имеют разную окраску и толщину. Самый верхний слой обычно темный. В нем находятся корни растений и живут различные мелкие животные. Этот слой, ребята, называется почвой. Ниже почвы располагается слой песка, под ним слой глины, ещё глубже находятся камни.
Воспитатель: давайте рассмотрим первый слой земли –почву через лупу. Что вы наблюдаете?
Дети: видны кусочки перегнивших корешков, листьев. Веточки, мелкие камешки, песчинки.
Воспитатель: совершенно верно! Из сгнивших частей растений, погибших насекомых. Червей, улиток в почве образуется гумус. Гумус делает землю плодородной. Он необходим для растений. Слово «гумус» для вас новое слово, а об этом больше вы узнаете в школе.
Воспитатель: давайте рассмотрим второй слой земли – песок через лупу. Что вы можете сказать о песке?
Дети: Песок –сыпучий, состоит из мелких песчинок. Плохо удерживает влагу, быстро высыхает, там нет остатков растений, значит он не плодородный.
Воспитатель: Молодцы! А теперь исследуем глину. Что мы знаем о глине?
Дети: Глина – мягкая, липкая, не пропускает влагу. Глина является строительным материалом, из него делают кирпич.
ИССЛЕДОВАНИЕ «ЖИВОЙ ЗЕМЛИ»
Воспитатель: Молодцы ребята! Мы с вами исследовали слои земли. А теперь нам надо узнать все ли слои земли плодородны. Помните, мы с вами посеяли семена пшеницы в емкости с землей и песком. Давайте рассмотрим наши ростки. Что вы видите?
Дети: семена взошли.
Воспитатель: Во всех ли ёмкостях ростки взошли одинаково?
Дети: нет!
Воспитатель: Вот посмотрите горшок с землей. Какие здесь растения?
Дети: Растения густые, крепкие, здоровые.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что почва богата гумусом, полезным для растений. Почва влажная. Поэтому там растения крепкие, здоровые.
Воспитатель: А теперь, посмотрите емкость с ростками, которые растут на песке. Что вы наблюдаете?
Дети: В песке ростки взошли редко, они бледные, слабые, с высохшими макушками.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что песок не удерживает влагу, и в песке нет гумуса, полезных веществ для растений.
Воспитатель: так, к какому же выводу мы с вами пришли. Во всех ли слоях земли могут расти растения?
Дети. Нет. Только на почве могут расти растения- деревья, кустарники, травы. Почва дает человеку хлеб, овощи, фрукты, корм для животных. Без неё жизнь человека и животных на Земле невозможна.
Воспитатель: Правильно, ребята. Только верхний слой земли называется «живой землей», потому что он плодородный.
ОПЫТ №1. «В почве есть воздух»
Воспитатель: А как вы думаете, есть ли в почве воздух?
Дети: да!
Воспитатель: Давайте проверим.
Возьмите комочек земли и опустите в стакан с водой.
Воспитатель: что вы наблюдаете?
Дети: из почвы выходят пузырьки.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать, делая этот опыт?
Дети: в почве есть воздух.
ОПЫТ№2 «В почве есть вода»
Воспитатель: А есть ли в почве вода?
Дети: да, есть.
Воспитатель: давайте проверим. Возьмите немного свежей почвы, насыпьте ее на бумажную салфетку и слегка придавите ладошкой. Ссыпьте обратно в тарелочку, рассмотрите внимательно салфетку, на которой находилась земля. Что вы видите?
Дети: На салфетке остался мокрый след.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: в почве есть вода.
БЕСЕДА О ПОДЗЕМНЫХ ЖИТЕЛЯХ
Воспитатель: Молодцы! Скажите, а в почве может кто-то жить?
Дети: Да, в почве живут дождевые черви, тараканы, полевые мыши, кроты.
Воспитатель: а какую помощь приносят дождевые черви?
Дети: Дождевые черви, прокладывают свои дорожки в почве, тем самым рыхлят ее. Ещё больше почву воздухом. А, воздух и вода, необходимы для жизни растений?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Воспитатель: давайте, ещё раз назовем свойства, которые мы узнали, проделывая опыты.
Дети: В почве есть воздух
В почве есть вода.
Почва -живая земля, там растут растения.
Почва важна для жизни человека и всего живого на земле.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что у земли –планеты есть праздник «Всемирный день Земли», которое отмечают 22 апреля. С давних времен эти праздники отмечают как день рождение земли. Ее день рождения отмечают все люди на земном шаре. В этот день все стараются посадить деревья, цветы, сделать скворечники для птиц, убирают мусор с улиц, площадей, очищают водоемы. Люди стараются сохранить и украсить свой дом — нашу планету. На дни рождения принято дарить подарки. Давайте. И мы с вами подарим нашей земле песню.
Литература:
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». М. ; 1999г.
2. Бондаренко «Экологические занятия с детьми»
3. «Большая энциклопедия для дошкольников»
4. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». Екатеринбург; 1995г
5. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». Детство –пресс 2010г.
План – конспект НОД с дошкольниками подготовительной группы
на тему : «Живая земля»
Составила: воспитатель высшей категории Каримова Альфия Миасаровна
Интеграция образовательных областей
5. «Познание»
6. «Чтение художественной литературы»
7. «Коммуникация»
8. «Музыка»
ЦЕЛЬ: дать элементарные представления о составе почвы, посредством проведения опытов подвести детей к выводу, что в почве есть воздух, влага, уточнить значение почвы для жизни растений и человека.
ЗАДАЧИ:
Область «Познание» :
1. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе весной, закреплять названия весенних месяцев и их последовательность.
2. Дать детям возможность познакомиться со свойствами почвы, песка, глины, камней, упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать выводы.
3. Закрепить и обогащать знания детей о росте растений.
4. Развивать у детей познавательно- исследовательскую активность, через экспериментирование и практическую деятельность.
Область «Чтение художественной литературы» :
1. Закрепит народные пословицы и поговорки.
Область «Коммуникация» :
1. Формировать коммуникативные навыки детей при совместной работе.
2. Обогащать словарь детей терминами «Гумус», «Перегной».
Область «Музыка» :
1. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировки песен.
Методы и приемы:
Проблемно –поисковый вопрос
Словесный (беседа)
Наглядный (показ слайдов, показ макета среза земли)
Практический (опыты, эксперименты)
Предварительная работа:
-Просмотр видеофильмов «Планета Земля», «Рапсодия природы»
Рассматривания альбома «Весна», «Времена года»
-Опыты, эксперименты, исследования воздуха, воды, песка, глины.
- нод по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие Жучка», «Почему зерно в землю сеют», «Живая земля».
-Дидактические, подвижные, речевые игры, связанные с природой «С какого дерева лист», «Что, где растёт», «Вершки и корешки»
-Домашнее задание: разучивание пословиц, поговорок о весне, земле.
- Посадка семян и дальнейшее наблюдение за ростом растений
- Ведение дневника наблюдений за растениями и за погодой
- Создание музея «Кладовая Земли»
- За неделю до нод посадить вместе с детьми семена пшеницы в емкости с разным грунтовым составом: песок и обогащенная органическими удобрениями земля. Вести наблюдение за прорастанием семян и развитием растений.
Материалы и оборудование
макет со слоями земли
слайдовая презентация «Приметы весны»
контейнеры с песком, глиной, почвой на каждого ребенка
стаканы с водой на каждого ребенка
бумажные салфетки,
лупы по количеству детей
контейнеры с ростками пшеницы
Русская народная мелодия «Земелюшка-чернозем»
Песня «Всё будет хорошо»
Формы и методы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Музыкально -художественная Хоровод «Земелюшка –чернозём»
Песня «Всё будет хорошо»
Коммуникативная Беседа о весне
Беседа о Земле
Пословицы и поговорки о земле
Познавательно -исследовательская Просмотр слайдовой презентации на тему: «Приметы весны»
Наблюдение за ростками пшеницы
Изучение среза земли
Практическая Опыты с землёй
Рассматривание через лупу земли, песка, глины.
Литература:
6. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». М. ; 1999г.
7. Бондаренко «Экологические занятия с детьми»
8. «Большая энциклопедия для дошкольников»
9. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». Екатеринбург; 1995г
10. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». Детство –пресс 2010г.