Наталья Зинец
Конспект НОД «Кладовая Земли» для ознакомления детей с полезными ископаемыми
▼ Скачать + Заказать документы
1. Организационный момент:
Цель: Расширять знания о природе. Развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.
Методы и приё мы: чтение отрывка сказки П. Бажова «Хозяйка Медной горы»,
сюрпризный момент (шкатулка из камня,
музыкальное сопровождение («Рассвет над Москвой – рекой», М. Мусоргский,
вопросы воспитателя (почему называют полезными, какую пользу принося людям, рассматривание иллюстраций (фотографии с изображением пещер, сталагмитов, сталактитов, подземных ископаемых).
Публикация «Конспект НОД „Кладовая Земли“ для ознакомления детей с полезными ископаемыми» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Оборудование: каски, фонарики, в контейнерах песок, глина, торф, уголь, нефть, декоративные камни.
Воспитатель читает отрывок из сказки П. Бажова «Хозяйка Медной горы». Во время чтения звучит спокойная мелодия и появляется шкатулка.
Воспитатель обращает внимание на шкатулку, это подарок Хозяйки медной горы. Воспитатель задаёт вопросы о содержании шкатулки. Выслушивает предположения детей.
Пытается открыть шкатулку, а она не открывается. Для того, чтобы открыть шкатулку воспитатель предлагает совершить научную экспедицию к недрам Земли.
Предлагает стать учёными - исследователи, отправится в научную экспедицию. Воспитатель уточняет меры безопасности: громко не разговаривать, идти друг за другом.
Предлагает надеть каски и взять фонарики.
Рассматривают картинки с изображением подземных пещер, сталактитов, сталагмитов, полезных ископаемых, декоративных камней.
Рассказ воспитателя о подземном мире.
Воспитатель предлагает выйти из пещеры снять оборудование.
Воспитатель предлагает рассмотреть образцы, принесённые из пещеры – глину, песок, нефть, торф, уголь.
Задаё т детям вопрос: Почему ископаемые назвали полезными? (приносят пользу людям).
Воспитатель напоминает детям, что они учёные и предлагает детям опытническую деятельность, чтобы понять какую пользу приносят людям – проходят в лабораторию.
2. Основная часть занятия.
Цель: Познакомить детей с полезными ископаемыми. Дать первоначальные сведения об использовании полезных ископаемых человеком.
Методы и приё мы:
опытно – экспериментальная деятельность (нефть добавили в воду, торф и уголь опускать в воду, сжать в руке, полить водой, рассматривание под лупой, песок хорошо пропускает воду, а глина плохо пропускает воду)
загадки о глине, песке, угле.
Игра: «Мы – песчинки»
Материалы – стаканы с водой, кусочки угля и торфа, лупы, нефть в бутылочке, листы бумаги, простые карандаши, влажные салфетки, две бутылки с отрезанным горлышком, в горлышко положена вата, в одну добавлена глина, в другую песок, миски с песком и мелом,
влажные салфетки.
Иллюстрации с изображением добычи нефти, угля, шахтеров, танкера, глины, песка.
Воспитатель просит загадать ребёнка загадку. Ребёнок загадывает загадку о нефти.
Опыт № 1 воспитатель капает немного нефти в миску с водой и предлагает детям понаблюдать, что получилось. Нефть растеклась по поверхности воды. Нефть не перемешивается с водой. Это несёт вред для живых организмов живущих в воде.
Показ опыта сопровождается рассказом воспитателя о нефти.
Вывод: нефть полезна людям, но требует осторожности в обращении.
Опыт № 2 Воспитатель сидит вместе с детьми за столами.
Воспитатель просит ребёнка загадать загадку
Воспитатель задаё т детям вопрос: зачем человеку нужен уголь?
Рассказывает про уголь.
Воспитатель предлагает взять кусочек угля и рассмотреть его. Порисовать на листе бумаги. Воспитатель обращает внимание детей, какой уголь красивый – чёрный, блестит, сверкает на солнце.
Ребёнок загадывает загадку про торф.
Возьмите кусочек торфа, рассмотрите и сравните их. Дети рассматривают торф и уголь под лупой.
В торфе видны растения – мхи, разные веточки, листья. Он образуется на болотах.
Польют водой: торф впитывает воду, а уголь нет, вода стекает.
Предлагает сравнить уголь с простым карандашом. Что общего. Стержень карандаша – графит – тоже родственник угля, очень мягкий камешек. Настолько мягкий, что оставляет след на бумаге.
Вывод: торф и каменный уголь полезны, и важны для человека.
Воспитатель предлагает ребёнку загадать загадку о глине, о песке.
Педагог рассказывает о песке и глине.
Проведём опыт № 3 «Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо пропускает воду»
воронки. В каждую воронку положили вату. В одной - песок, в другой – глина. Наливаем в обе воронки воду доверху. Дети наблюдают, за действиями воспитателя. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок – сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скреплённых между собой. Она обладает связующим свойством, сырая глина почти не пропускает воду.
Вывод: песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.
Воспитатель предлагает детям поиграть. Объясняет ход игры.
Игра: дети превращаются в песчинки. Каждый стоит отдельно, не прикасаясь к друг другу. Подул ветер, песчинки разлетелись. (участники игры разбегаются).
Дошкольники изображают частички глины. Они стоят группами, взявшись за руки. Подул ветер – глина на месте. Подул сильный ветер, комочки глины медленно перемещаются. (дети передвигаются группами, руки не разжимают).
Воспитатель задаё т вопрос детям: Где применяется глина?
Воспитатель подводит итог, что песок и глина тоже важны для человека.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, что делали в лаборатории, с чем познакомились? Выслушивает ответы детей. (познакомились с природными ископаемыми, нефтью, углём, торфом, песком и глиной, выяснили, что все они полезны для человека.)
Воспитатель предлагает пройти к столам.
Опыт №4
Воспитатель предлагает провести творческую работу с песком и мелом.
Цветной мел смешиваем с песком, песок стал розовым. На столах у детей уже готовый цветной песок разного цвета. Воспитатель предлагает насыпать песок, в бутылочку чередуя цвета. Объясняет и показывает.
Дети выполняют работу самостоятельно.
Вывод: бутылочка с цветным песком похожа на камни.
На столе две одинаковые бутылки с отрезанными горлышками, в них вставлены
3. Заключительная часть занятия :
Цель: Познакомить детей с наиболее распространёнными декоративными камнями и изделиями из них. Формировать эстетическое восприятие окружающего.
Методы и приё мы: беседа о декоративных камнях
Показ коллекции камней
Чтение отрывка из сказки П. Бажова «Малахитовая шкатулка»
Музыкальное сопровождение «Рассвет над Москвой – рекой» М. Мусоргского
Сюрпризный момент подарок от Хозяйки Медной горы.
Воспитатель рассказывает о том, что есть ещё волшебные камни.
Воспитатель напоминает детям о камнях, принесённых из пещеры. Предлагает их рассмотреть и потрогать, обратить внимание на цвет и форму камней. Какие они – гладкие или шершавые? Предлагает рассмотреть разные камешки. В древности люди делали из таких камней амулеты: считалось, что это защитит их от бед и болезней. Люди давно научились делать из этих камней ювелирные изделия.
Дети трогают камни, определяют какие они на ощупь – гладкие или шершавые? Воспитатель предлагает рассмотреть коллекцию камней и украшений.
Камни очень красивы, долговечны, необычно блестят.
Наши предки наделяли камни сверхъестественной силой. Первобытные люди изображали на них магические знаки. Они считали, что такой камень защищал человека, лечил его, помогал в трудных ситуациях.
Позже появились люди - ювелиры. Они из камней делали украшения – серьги, бусы, кольца, браслеты. Камень считался не только украшением, но и талисманом, приносящим удачу, счастье.
Воспитатель напоминает детям о том, что в Алтайском крае есть завод по обработке декоративного камня, изделия этого завода выставлены в музеях страны.
Воспитатель читает отрывок из сказки, звучит музыка:
«Есть, у нас дорогая тятина памятка – малохитова шкатулка. Вот где каменья! Век бы на них глядела. … Танюшка побегала много-мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги навесила….А камни-то ровно ещё краше стали. Так и горят разными огоньками, и светло от них, как при солнышке».
Обращает внимание детей на то, что шкатулка открылась.
Воспитатель и дети рассматривают, что лежит в шкатулке.
Воспитатель раздаёт детям подарок от Хозяйки Медной горы – по цветному камешку.