Елена Архипова
НОД «Кладовая Донской земли» по ознакомлению детей старшего возраста с полезными ископаемыми
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ознакомлению детей старшего возраста с полезными ископаемыми
Подготовила и провела: воспитатель МБДОУ д/с № 18
Архипова Елена Анатольевна
Цель: Формирование краеведческой любознательности, познавательного интереса к окружающему миру и миру неживой природы родного края.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
• Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых (песок, глина, уголь, мел, камень, сравнить, чем они отличаются.
• Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи.
• Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
• Продолжать знакомить с профессией геолога.
• Закреплять навыки исследовательской деятельности; умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведения опытов.
• Закреплять правила безопасности при проведении опытов.
• Продолжать знакомить с богатством родного края.
1. Организационный момент:
Цель: Расширять знания о неживой природе. Развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.
Методы и приё мы: приход гостей: казака и казачки
сюрпризный момент (шкатулка с полезными ископаемыми).
Воспитатель:
- Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Издавна на Руси так велось, что, уезжая из родного дома, человек брал с собой частицу своей Родины и хранил эту частичку у самого сердца в небольшом мешочке.
Как вы думаете, что ценное находится в моем мешочке? (земля)
_
Это не просто земля – это наша родная земля.
«Своя земля и в горсти мила»
- А кто знает, как называется земля, на которой мы живем? (Донская земля)
- А как называли людей, которые селились на Дону? (казаки)
Звучит спокойная мелодия и появляется казак с казачкой.
Воспитатель обращает внимание на шкатулку - это подарок гостей. Воспитатель задаёт вопросы о содержании шкатулки. Выслушивает предположения детей.
Пытается открыть шкатулку, а она не открывается.
Казак и казачка передают письмо от казаков, в котором говорится, что для того, чтобы открыть шкатулку надо совершить научную экспедицию к недрам Земли Донского края и найти ключ от шкатулки.
Воспитатель предлагает детям стать учёными - исследователями, отправится в научную экспедицию. Воспитатель уточняет меры безопасности: громко не разговаривать, идти друг за другом.
Предлагает надеть каски и взять фонарики.
- Вот наше первое препятствие. Здесь бежит бурная река, нам надо аккуратно пройти по мосту и не упасть. Дети проходят по мосту и встречают Хозяйку Донской земли (ХДЗ)
ХДЗ: Здравствуйте дети, меня зовут Хозяйка Донской земли. Давайте поприветствуем друг друга. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй солнце золотое». - Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в родном краю! Всех я вас приветствую!» Планета Земля существует много лет. Природа за это время создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах. Одни сокровища лежат на поверхности земли, другие скрыты под землёй. Одни полезные ископаемые образуются сейчас, другие много миллионов лет. Я покажу вам кладовую Донской земли.
Во время экспедиции дети рассматривают картинки с изображением шахты, песчаного и каменного карьеров, полезных ископаемых
Рассказ воспитателя о подземном мире.
Дети прощаются с Хозяйкой Донской земли, благодарят ее.
Воспитатель предлагает вернуться в детский сад, снять оборудование и
рассмотреть принесённые образцы полезных ископаемых – глину, песок, уголь, известь, камень.
Задаё т детям вопрос: Почему ископаемые назвали полезными? (приносят пользу людям).
В: полезные ископаемые исследуют ученые, исследователи. Исследования проводят в лаборатории.
А что такое лаборатория? Это специальная комната, где проводят опыты и эксперименты.
В:- А теперь давайте представим, что мы с вами - исследователи.
Я буду старшим научным руководителем, а вы младшими лаборантами. Но для начала давайте разомнемся.
ФИЗМИНУТКА.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем все в нашем зале.
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок,
А теперь бежим в припрыжку.
Молодцы, вы ребятишки!
Замедляем тихо шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно, нам еще работать нужно.
В:- Вот наша лаборатория, где мы с вами будем исследовать наши полезные ископаемые.
- Но перед тем как зайти лабораторию давайте наденем специальную одежду, ведь в лаборатории должно быть все стерильно и вспомним правила техники безопасности в лаборатории при проведении опытов:
1. Не толкать друг друга.
2. Громко не разговаривать.
3. Не тереть глаза грязными руками.
4. При рассматривании песка и глины осторожно обращаться с лупой.
5. С оборудованием обращаться осторожно, чтобы ничего не разбить и не пораниться.
В: -Задача всем ясна? Тогда прошу всех занять свои места в научной лаборатории и начать свои исследования.
2. Основная часть занятия
Цель: Познакомить детей с полезными ископаемыми. Дать первоначальные сведения об использовании полезных ископаемых человеком.
Методы и приё мы:
опытно – экспериментальная деятельность (уголь опускать в воду, сжать в руке, полить водой, рассматривание под лупой, песок хорошо пропускает воду, а глина плохо пропускает воду)
загадки о глине, песке, угле.
Материалы – стаканы с водой, кусочки угля, лупы, листы бумаги, простые карандаши, влажные салфетки, две бутылки с отрезанным горлышком, в горлышко положена вата, в одну добавлена глина, в другую песок, миски с песком и мелом, влажные салфетки.
Иллюстрации с изображением добычи угля, шахтеров, глины, песка.
Опыт № 1 Воспитатель сидит вместе с детьми за столами.
Воспитатель задаё т детям вопрос: зачем человеку нужен уголь?
Рассказывает про уголь.
- Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Воспитатель предлагает взять кусочек угля и рассмотреть его. Порисовать на листе бумаги. Воспитатель обращает внимание детей, какой уголь красивый – чёрный, блестит, сверкает на солнце.
Предлагает сравнить уголь с простым карандашом. Что общего. Стержень карандаша – графит – тоже родственник угля, очень мягкий камешек. Настолько мягкий, что оставляет след на бумаге.
Вывод: каменный уголь полезен и важен для человека.
Воспитатель предлагает ребёнку загадать загадку о глине, о песке:
о песке:
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже
В:- Правильно, это песок. Давайте его рассмотрим и расскажем, какие свойства имеет песок.
Д:- Песок желто-золотого цвета. Песок сыпучий, не имеет запаха.
В:- А еще песок является родственником глине. Когда твердая скала подвергалась воздействию ветра, дождя и мороза- она распадалась на мелкие кусочки и так образовывался песок.
В:- А где используют песок?
Д:- Песок используют в строительстве, из песка изготавливают стекло, песок нужен для детских площадок, песком посыпают дорожки от гололеда.
В: - Добывают песок тоже экскаваторами.
0 глине:
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
Давайте ее рассмотрим и расскажем о ее свойствах.
Д:- Глина коричневого цвета. Глина сухая как камень. Глина не пропускает воду. Глина эластичная, не имеет запаха.
В:- Ребята, а вы знаете, что глина бывает не только коричневого цвета. Она бывает красной, зеленой, желтой, белой и даже черной. Глина образовалась при разрушении скальных пород. Она располагается по берегам рек, в оврагах и низинах.
В:- Ребята, скажите, А где применяют глину?
Д:- Глину применяют в строительстве (делают кирпичи, цемент); изготавливают посуду, статуэтки, игрушки; глина используется для приготовления красок для рисования.
Проведём опыт № 2 «Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо пропускает воду»
В каждую воронку положили вату. В одной - песок, в другой – глина. Наливаем в обе воронки воду доверху. Дети наблюдают, за действиями воспитателя. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок – сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скреплённых между собой. Она обладает связующим свойством, сырая глина почти не пропускает воду.
Вывод: песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.
Воспитатель предлагает детям поиграть.
Игра: «Мы – песчинки» :
дети превращаются в песчинки. Каждый стоит отдельно, не прикасаясь друг к другу. Подул ветер, песчинки разлетелись (участники игры разбегаются).
Дошкольники изображают частички глины. Они стоят группами, взявшись за руки. Подул ветер – глина на месте. Подул сильный ветер, комочки глины медленно «перемещаются» (дети передвигаются группами, руки не разжимают).
Воспитатель подводит итог, что песок и глина тоже важны для человека.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, что делали в лаборатории, с чем познакомились? Выслушивает ответы детей (познакомились с природными ископаемыми углём, песком и глиной, выяснили, что все они полезны для человека.)
Воспитатель предлагает пройти к столам.
Опыт №3
Воспитатель предлагает провести творческую работу с песком и мелом:
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
В:- Какие свойства имеет мел?
Д:- Мел белого цвета. Мел твердый, хрупкий, не имеет запаха, оставляет отпечатки, не растворяется в воде.
В:- Ребята, скажите, где используют мел?
Д: -Мел используют в строительстве (делают цемент, кирпич, побелку). Мел используют в медицине (изготавливают таблетки, зубную пасту, зубной порошок). Мелом пишут в школе на доске, рисуют на асфальте. Мел используют в сельском хозяйстве (корм для животных, удобрение для растений).
В: - Цветной мел смешиваем с песком, песок стал розовым. На столах у детей уже готовый цветной песок разного цвета. Воспитатель предлагает насыпать песок, в бутылочку чередуя цвета. Объясняет и показывает.
Дети выполняют работу самостоятельно.
Вывод: бутылочка с цветным песком похожа на камни.
3. Заключительная часть занятия:
Цель: Познакомить детей с декоративными камнями и изделиями из них. Формировать эстетическое восприятие окружающего.
Методы и приё мы: беседа о декоративных камнях
Показ коллекции камней
Воспитатель рассказывает о том, что есть ещё волшебные камни.
Предлагает их рассмотреть и потрогать, обратить внимание на цвет и форму камней. Какие они – гладкие или шершавые? Предлагает рассмотреть разные камешки. В древности люди делали из таких камней амулеты: считалось, что это защитит их от бед и болезней. Люди давно научились делать из этих камней ювелирные изделия.
Дети трогают камни, определяют какие они на ощупь – гладкие или шершавые? Воспитатель предлагает рассмотреть коллекцию камней и украшений.
Камни очень красивы, долговечны, необычно блестят.
В: - Позже люди – ювелиры из камней делали украшения – серьги, бусы, кольца, браслеты. Камень считался не только украшением, но и талисманом, приносящим удачу, счастье.
Обращает внимание детей на то, что шкатулка открылась.
Воспитатель и дети рассматривают, что лежит в шкатулке.
Казак и казачка раздают детям подарки – по камешку и предлагают их расписать.