Галина Головкина
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Царственные молитвенники земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Царственные молитвенники земли русской"
Пояснительная записка.
Цель: приобщение детей и родителей к историческим, культурным и духовным ценностям русской земли.
Задачи:
- развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с историей царской семьи;
-формировать умение самостоятельно структурировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Царственные молитвенники земли русской“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
- формировать знания о связи города Саров и царской семьи и о местах города Саров, связанных с именем Государя;
- развивать навык работы с картами-схемами города Сарова;
-способствовать формированию у детей доброжелательного и добродетельного поведения.
Состав группы воспитанников: в группе 24 ребенок: 12 девочек, 12 мальчиков. Дети и родители в группе проявляют познавательную активность, интерес к истории царской семьи и города Саров. Воспитанники группы доброжелательные и дружелюбные.
Актуальность: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте. Образом духовной чистоты, искренней любви, глубокой веры предстают перед нами Святые Царственные Страстотерпцы. В этом году Россия вспоминает трагические события, связанные с расстрелом царской семьи. Во многих городах к этому событию строятся храмы, совершаются крестные ходы. В Сарове, продолжая связь с царской семьей, летом был освящен храм в честь Царственных Страстотерпцев. В ходе бесед выяснилась неосведомлённость не только детей, но и родителей в вопросах, связанных с историей семьи Николая второго и прославления Святейшего семейства, взаимосвязи города Саров и царской семьи. Мы также отметили большое желание детей и родителей восполнить эти знания, расширить круг представлений о событиях, происходящих в стране и городе начала 20 века, дать о них некоторые доступные для ребенка исторические сведения, заложить духовные ценности, показав всё, что свято чтут люди.
Место НОД в программе дошкольного образования : познавательное занятие "Царсвенные молитвенники земли Русской" помогает реализовать задачи образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие (усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества);
• познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа);
• речевое развитие (обогащение и активизация словаря, развитие связной грамматически правильной речи, развитие речевого творчества);
• художественно-эстетическое развитие (становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие художественной литературы; реализацию самостоятельной творческой деятельности).
Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры: содержание НОД "Царсвенные молитвенники земли Русской" способствует в познавательно - развлекательной форме развитию нравственно-духовных качеств у детей, через ознакомление с историей царской семьи, начальными представлениями о связи города Саров и царской семьи, с местами города Саров, связанными с царской семьей; укреплению любви детей и родителей к родной земле.
Предварительная работа:
• оформление презентации;
• рассматривание иллюстраций с изображением храмов Сарова, Ближней и Дальней Пустынь;
• составление карт-схем Сарова;
• проведение экскурсии по детскому маршруту к "Свято-Успенскому мужскому монастырю "Саровская пустынь" и Ближней Пустынке;
• изготовление цветов их белой бумаги.
Форма проведения: занятие-взаимообучение.
Предполагаемый результат: дети проявляют интерес к истории царской семьи; самостоятельно используют полученные знания; владеют знаниями о связи города Саров и царской семьи и мест города Саров, связанных с именем Государя; ориентируются на карте-схеме города Саров; проявляют уважительное отношение к истории русской земли и родного края и чувство сопричастности к родной земле.
II. Схема конспекта НОД
1. Ресурсный круг "Какая она - царская жизнь?".
2. Рассказ воспитателя «Кто правил Русью»
3. Презентация «Царская семья Николая второго»
4. Эвристическая беседа в ресурсном кругу.
5. Просмотр клипа на песню А. Мысловского "Божьи птицы"
6. Физкультминутка «Тик так, тик-так, время отмеряет шаг»
7. Путешествие в исторический Саров.
8. Игра «Исторический Саров»
9. Работа в парах «Сравнение видов Саровского монастыря 1903 и 2018 годов»
10. Фотогалерея "Саровские торжества 1903г. и Царская семья"
11. Рефлексия.
12. Работа с картой.
13. Акция «Подари по-царски»
Дидактическое обеспечение:
Технологии: информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированные технологии (технология сотрудничества, технология развивающего обучения, технология интегрированных занятий.
Оформление группы: на центральной стене – в центре внизу вид Свято-Успенского мужского монастыря "Саровская Пустынь"; слева вверху– лик Преподобного Серафима Саровского; справа - лики святых Царственных страстотерпцев. На стене выставка фотографий "Саровские торжества 1903г. и Царская Семья"
Дидактическое оснащение и оборудование:
-клип на песню А. Мысловского "Божьи птицы";
- фотографии формата А-4 "Саровские торжества 1903г. и Царская Семья";
- фотографии объектов исторического Сарова (храмов, колокольни, Дальней и Ближней Пустыньки);
- листы «Сравнение видов Саровского монастыря 1903 и 2018 годов» на каждую пару детей;
- карта Сарова демонстрационная;
- карта Сарова форматА-4 на каждого ребёнка;
- карандаши простые на каждого ребёнка;
- набор цветных карандашей на каждого ребёнка;
- цветы из белой бумаги;
- оформление группы;
- мультимедийная презентация "Царская семья";
- технические средства: проектор, компьютер, музыкальный центр
IV. Мотивационно-ориентировочная часть:
Вместе с друзьями выяснить, как наш город Саров связан с царской семьей?
V. Организация детской деятельности:
1. Подготовительная работа.
Ресурсный круг «Какая она - царская жизнь?».
Дети, во многих сказках встречаются такие герои как царь, царица, царевны, царевич. Как вы думаете, а в жизни бывают настоящие цари или они только в сказках живут? (ответы детей).
- Как вы думаете, а в нашей стране были когда-нибудь цари? (ответы детей)
- Как, по вашему мнению, жили цари? Что они делали? Какая она, царская жизнь? (ответы детей)
Рассказ воспитателя «Кто правил Русью»
Много лет назад наша страна называлась Русь, это было крепкое и сильное государство, которым правили князья, а потом стали править цари. Все правители любили свою землю, заботились о её процветании, строили города, создавали крепкие армии, охраняли её от нападения врагов и неприятелей. Все князья и цари на Руси были хорошими воинами: крепкими, сильными, храбрыми, умными. Несколько столетий у престола были цари из рода Романовых. Последний наш царь тоже был Романов. Звали его Николай Александрович Романов или Николай второй.
- Хотите больше узнать о жизни последнего русского царя и его семье.
Презентация «Царская семья Николая второго»
Слайд 1. Царь Николай второй был образованным, знал четыре языка, много наук и военное дело. Всех царей готовили как военных, для того, чтобы они могли управлять армией и вести военное дело. Но самое главное, что Николай второй очень любил свою землю, свой народ, был добрым и любящим.
Слайд 2. Его женой стала дочь немецкого герцога, принцесса Алиса или Аликс. В России её стали звать Александра Федоровна Романова. Она настолько смогла полюбить свою вторую родину Россию, что однажды сказала: «Да я более Русская, нежели многие иные…». Царица Александра смогла познать особенность русской души – МИЛОСЕРДИЕ. Её сердце старалось помочь детям, сиротам, больным, раненым. Доброта стала главной чертой характера Царицы.
Слайд 3. В царской семье было пять детей : четыре девочки- княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и мальчик Алексей, цесаревич, наследник престола. Сестры жили по двое в комнатах. В комнатах было все просто. Стены покрашены в серый цвет, на которых располагались фотографии и иконы. Дети спали на железных складных армейских кроватях. Одежды их были очень простыми, младшие сестры донашивали одежду, из которых выросли старшие.
Слайд 4. Обучение царских дочерей начиналось с восьми лет. Их учили читать, писать, считать, изучали Закон Божий. Позднее изучали четыре языка - русский, английский, французский, немецкий. Учились танцевать, рисовать, играть на рояле.
Слайд 5. Цесаревич Алексей, наследник престола был умным и спокойным, обладал большой волей и терпением. Сестры его очень любили.
Слайд 6. Маленький Алеша любил играть в солдатиков, которых он расставлял тайком от мамы под кроватью, слушать рассказы простых солдат, охранявших царский дворец. Любимой едой цесаревича были «щи да каша, да черный хлеб». Ему часто приносили солдатской еды, которую он съедал, говоря: «Вот это вкусно не то, что наш обед». Алексея воспитывали как наследника престола в любви к своей Армии, народу и Родине.
Слайд 7. Все, кто знал семью императора, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов семьи. Друг к другу они обращались с уважением и искренней любовью: «дорогая», «милая», «любезная», «любимая», «родная».
Слайд 8. В то время в стране появились люди, которые захотели царской власти. Они захватили Царский дворец, а царя Николая с семьёй увезли на поезде далеко вглубь страны, поселили в доме Ипатьева и поставили стражу. Через полгода всю царскую семью расстреляли. Царь и Царица могли укрыться в Европе, но они приняли решение остаться в России, чтобы не случилось. Они не предали ни свой народ, ни свою землю и стали жертвой. В этом их подвиг.
Слайд 9. Царская семья причислена к лику Святых. Они на небесах и так же горячо и с любовью молятся за Россию.
Эвристическая беседа в ресурсном кругу
- Каким был русский царь Николай Александрович Романов?
- Какими качествами характера отличались царь и царица?
- Какими словами обращали друг к другу члены царской семьи?
- Какое решение приняла царская семья в трудное для страны время?
Просмотр клипа на песню А. Мысловского "Божьи птицы"
- Ребята, как вы думаете, как наш город Саров связан с царской семьей? (ответы детей)
- А хотите узнать, для чего царская семья приезжала в наш город?
- Давайте тогда отправимся в путешествие по историческому Сарову?
Физкультминутка «Тик так, тик-так, время отмеряет шаг»
Тик так, тик-так, время отмеряет шаг (шагаем на месте).
Стрелки мы перевернем (руки ритмично поднимаем вверх)
И в исторический Саров мы попадем (руки вниз).
Мы по городу шагаем (шагаем на месте,
То, что видим, называем:
Колокольня, храм, мосты (повороты головы,
Скверы, улицы, кусты (Потянулись вверх — присели)
Путешествие в исторический Саров.
- Вот мы с вами и попали в прошлое нашего города. А каким был наш город сто лет назад? (ответы детей)
- Поможет нам это представить игра «Исторический Саров» (детям предлагается найти фотографии объектов исторического Сарова по словесному описанию).
Работа в парах «Сравнение видов Саровского монастыря 1903 и 2018 годов» (детям предлагается сравнить по фотографиям виды Саровского монастыря 1903 и 2018 годов)
«Сравнение видов Саровского монастыря 1903 и 2018 годов»
Свято-Успенский мужской монастырь Саровская Пустынь 1903 год Свято-Успенский мужской монастырь Саровская Пустынь 2018 год
Фотогалерея "Саровские торжества 1903г. и Царская Семья"
Город Саров связан с царской семьей Николая второго. Мы знаем, что город Саров в России и мире связывают с именем Преподобного Серафима Саровского, а вот на решение о его прославлении повлиял сам Государь Николай второй. Батюшка Серафим ещё при жизни предсказывал: «Тот Царь, который меня прославит, того и я прославлю». Прославление произошло в 1903 году в присутствии царской семьи, при огромном стечении народа. На торжества в Саров со всей России съехались около трехсот тысяч человек. Государь и великие князья вместе с архиереями несли раку со святыми мощами, и весь народ среди лета пел Пасху. Люди плакали от радости, видя, как государь, великие князья несут на своих плечах мощи Преподобного.
К прославлению был построен храм Преподобного батюшки Серафима, расположенный над кельей старца. Многие из вас ходят в этот храм с родителями.
Во время приезда в Саров у Государя и Царицы было четыре дочери, но не было наследника. Во время торжеств Царь и Царица посетили Ближнюю Пустынку, искупались там в роднике преподобного Серафима и приняли Святые Дары. Вскоре в царской семье, по молитвам угодника Божия, родился цесаревич Алексей.
VI. Рефлексивно-оценочная часть:
- Какими чертами характера и человеческими качествами обладали члены царской семьи?
-Почему царскую семью прославили в лике Святых?
-Как город Саров связан с царской семьей Николая второго?
- Назовите места города Саров, связанные с царской семьей.
Работа с картой
Предложить детям отметить на карте места города Саров, связанные с царской семьей : храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, храм Преподобного Серафима Саровского, Ближняя Пустынка, Царский дворец, храм Царственных Страстотерпцев.
Акция «Подари по-царски»
- Дети, мы с вами знаем, что царская семья в Ялте проводила акцию "Белый цветок". Мы с вами тоже сделали цветы из белой бумаги. Государь и Государыня обладали большой верой. Вера живет в делах. Давайте с вами подарим наши цветы детям младшей группы, обращаясь со словами любви: «дорогая», «милая», «любезная», «любимая», «родная», так как делали это в царском доме.
Дети дарят цветы.