Олеся Гришанова
Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Как дикие животные готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Как дикие животные готовятся к зиме»
Программное содержание:
Обучающие задачи:
закреплять обобщающее понятие «дикие животные»;
учить отгадывать описательные загадки о диких животных;
Темочки:
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
расширять представления детей о подготовке некоторых диких животных к зиме : медведь усиленно питается, готовит берлогу и впадает в спячку; еж готовитнорку и зарывается в осенние листья; заяц и белка линяют, белка готовит запасы;
учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи;
формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Развивающие задачи:
развивать логическое мышление;
развивать диалогическую речь;
развивать познавательный интерес.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к родной природе;
воспитывать бережное отношение к животным;
воспитывать отзывчивость, доброту.
Предварительная работа педагога:
изучение методической литературы;
изготовление пособий : письмо Лесовичка, составление презентации к беседе;
изготовление пособия к игре «Подбери корм для зверя»;
изготовление карточек с изображением жилищ диких животных;
оформление осенних деревьев;
оформление угощения для детей.
Предварительная работа педагога и детей :
знакомство с дикими животными;
игры «Зоологическое лото», «Чей дом?»;
беседы на темы: «Дикие и домашние животные»;
чтение стихотворений, рассказов о диких животных;
проведение опытов «Почему заяц белый», «Почему белка меняет шубку зимой?»;
рассматривание иллюстраций о диких животных;
игровое упражнение «Придумай загадку».
Демонстрационный материал и оборудование:
письмо Лесовичка;
листочки бумажные и засушенные;
дикие животные (игрушки);
фотографии жилищ диких зверей;
скатерти;
ноутбук;
магнитофон;
видеоматериал (слайды с картинками);
аудиозапись «Времена года»;
пособие к игре «Подбери корм для зверя»;
осенние деревья;
мольберт (2 шт.);
корзинка для угощения.
Раздаточный материал:
листочки бумажные;
угощение;
смайлики.
Методы и приемы:
игровая ситуация: письмо от Лесовичка, «появившееся» в окне;
чтение письма;
мотивация: помочь Лесовичку подобрать корм для диких животных;
беседа с детьми об осени, о диких животных;
загадывание загадок о медведе, еже и зайце;
показ слайдов на ПК;
рассказ воспитателя;
чтение научной информации из энциклопедии;
Физкультминутка: игра с пением слов о животных.
Загадывание загадок о зайце, белке, лисе и волке;
дидактическая игра «Подбери корм для зверя»;
вопросы;
обобщение.
Ход НОД:
Воспитатель: (подходит к окну и видит там залетевшее письмо) :
- Ребята, к нам сегодня залетело письмо. От кого же оно? Давайте прочитаем. Чтение письма.
Воспитатель: Лесовичок приглашает нас почему именно в осенний лес? (Потому что осень). И он предлагает подобрать животным еду для пропитания.
Воспитатель: Какие приметы осени вы знаете? (Дни становятся короче, а ночи-длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся и засыпают, животные готовятся к зиме).
Воспитатель: Правильно.
Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес и посмотрим, как дикие животные готовятся к зиме. А чтобы очутиться в лесу нам помогут листочки и кленовая веточка;
(под музыку) раз, два, три веточка клена помоги
Оказаться нам в лесу,
И увидеть там красу.
Воспитатель: Вот мы и очутились в осеннем волшебном лесу. (Дети рассматривают лес). Предлагаю вспомнить правила поведения в лесу.
Воспитатель: Ребята, какие звери живут в лесу? (дикие)
Воспитатель: Что значит дикие? (Те, которые живут в лесу и сами себе добывают пищу, строят себе жилье.)
Воспитатель: А где же звери? Посмотрите, на земле лежат листочки с номерами. Где же лист под номером 1? (Дети находят)
Воспитатель: Загадаю вам загадку:
Кто в лесу огромней всех,
Кто богатый носит мех,
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью видит сны? (МЕДВЕДЬ)
Воспитатель: Правильно, медведь. Молодцы, ребята.
Воспитатель: А какие загадки про медведя вы знаете? (загадывают дети)
Воспитатель: А как называется место, где он проводит зиму? (берлога)
Воспитатель: Предлагаю найти фотографию берлоги и отыскать медведя.
Воспитатель: А вот и медведь нашелся. Посмотрите какой он толстый и красивый.
Присаживайтесь на стульчики (дети сели перед ноутбуком)
Воспитатель: Как же медведь готовится к зиме? (Все лето и осень он ест)
Воспитатель: Чем медведь питается все лето и осень? (медом, ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой)
Воспитатель: В голодное время может питаться и травой, мхом, и древесной корой.
Воспитатель: Медведь на зиму делает запасы? (нет, не делает)
Воспитатель: Почему не делает запасы? (он наедается и накапливается жир на всю голодную и холодную зиму)
Воспитатель: Чем медведь занимается зимой? (спит в берлоге)
Воспитатель: Но ведь берлогу сначала надо подготовить! Берлогу медведь делает под вывернутом с корнями деревом в сухом месте или под стволом упавшего дерева. Он натаскивает подстилку-сухие листья и ветки, ветки хвойных деревьев. А почему именно ветки хвойных деревьев?
Воспитатель: В Большой энциклопедия животного мира написано : «Заботятся они и о санитарном состоянии своего зимнего дома: приносят в берлогу ветви хвойных деревьев, смолистые вещества которых убивают бактерии.»
Воспитатель: Медведь ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло в ней медведю. Так он проспит до весны
Воспитатель: Почему медведь зимой спит? (потому что нет еды для него в зимнее время)
Воспитатель: Почему медведь сосет лапу? (это он слизывает старую кожу, которая облезает у него).
Воспитатель: Кто же из лесных зверей еще впадает в спячку — мы узнаем отгадав загадку (находим листочек с номером 2) :
Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит. (ЕЖ)
Воспитатель: Правильно. А какие загадки вы о нем знаете?
Воспитатель: А где же он проводит зиму? (в норе)
Воспитатель: Отыщите фотографию его норы. А вот и ежик к нам пожаловал.
Воспитатель: Присядьте, пожалуйста на стульчики. Как же ежик готовится к зиме? (Наедается и копит жир, и засыпает до весны, потому что зимой ему, как и медведю трудно добывать еду. Ведь все что он ест, того нет зимой в лесу).
Воспитатель: А чем же питается еж? (корешками разными, ягодами, грибами, насекомыми, мелкими грызунами, может поймать лягушку, или змею).
Воспитатель: Еж на зиму делает запасы? (нет, не делает).
Воспитатель: Где строит он свою нору? ( нору еж делает под корягами: носит листья и мох в свой уютный домик, делая мягкую постельку, чтоб было удобно).
Воспитатель: Есть еще один миф о ежике, что он собирает осенью яблоки для своего пропитания. Это не так! Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и очень беспокоят ежиков. Ежики спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Получается яблочная кислота, которой очень боятся насекомые. Вот поэтому ежик на себе осенью яблоки и носит!
Воспитатель: Продолжаем отгадывать загадки. Находим листочек с номером 3:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (ЗАЯЦ)
Воспитатель: А какие загадки вы знаете о зайце?
Воспитатель: Попробуйте найти фотографию его домика. (под кустами)
Воспитатель: А вот и сам заяц появился.
Воспитатель: Присядьте, пожалуйста на стульчики.
Воспитатель: Как же заяц готовится к зиме? (меняет шубку)
Воспитатель: Какой он был летом? (серым) А к зиме каким он становится? (белым как снег).
Воспитатель: Зачем зайцу шубу менять? ( чтоб прятаться от хищников: лисы и волка)
Воспитатель: Как заяц спасается? (быстро убегает, запутывает следы).
Воспитатель: Что помогает зайцу так быстро бегать? (длинные и сильные задние лапы).
Воспитатель: Делает ли заяц запасы на зиму? (нет, не делает)
Воспитатель: Чем питается заяц? (летом — свежей травкой, сладкими корешками, а зимой — он разгребает снег до земли, находит съедобные корешки и кору с веток ест).
Воспитатель: А где зимой заячий дом?
Воспитатель: Днем спит в снежной яме, а в морозы зарывается в сугроб — там теплее. Ночью входит еду добывать.
Воспитатель: Осенью у зайчих во время листопада появляются маленькие зайчатки и у них очень красивое имя. Их называют. (листопаднички).
Физкультурная пауза: игра песенки про животных.
Предлагаю найти следующую загадку под номером 4:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы,
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (БЕЛКА)
Воспитатель: Правильно, молодцы. А вы какие загадки о белке знаете?
Воспитатель: А где же живет белка? (в дупле). Найдите фотографию дупла. А вот и белка прискакала.
Воспитатель: Предлагаю присесть на стульчики.
Как белка готовится к зиме? (линяет, меняется окраска меха, летом носит легкую шубу, а поздней осенью это рыжая шуба становится серой и густой, и теплой, чтобы не боятся зимних морозов).
Воспитатель: А для чего белке нужна серая шуба? (Чтоб прятаться о хищников)
Воспитатель: Делает ли белка запасы на зиму? (да, запасает корм: сушенные грибы, спелые орехи, желуди, шишки).
Воспитатель: Предлагаю загадку под номером 5:
Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Может шустрая…. (ЛИСА)
Воспитатель: Какие загадки о лисе вы знаете?
Воспитатель: А как называется жилище лисы? (нора).
Воспитатель: Найдите фотографию норы лисы, может и сама лиса появится.
Воспитатель: Как же лиса готовится к зиме? (Лиса осенью линяет).
Воспитатель: Какая шерсть вырастает у лисы? (Теплая)
Воспитатель: А меняет ли лиса цвет шерсти? (Нет. Она и зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться и маскироваться, она сама – хищник и ходит по лесу в поисках добычи.)
Чем питается лиса? (Мышами. Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся и пищат,и начинает лапами разгребать снег.)
Воспитатель: Предлагаю загадку под номером 6:
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это… (ВОЛК)
Воспитатель: А какие загадки вы знаете про волка?
Воспитатель: Как называют жилище волка? (волчье логово). Найдите фотографию волчьего логова.
Воспитатель: А вот и сам волк.
Воспитатель: Как же волк готовится к зиме? (Он тоже линяет.)
Воспитатель: Какая у него шерсть вырастает? (Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и тёплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут семьями- это волчья стая. Днём они спят, а ночью охотятся.)
Игра «Подбери корм для зверя»
Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью и как они готовятся к зиме и почему?
А какие пословицы о природе вы знаете? (Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте)
Как вы это понимаете?
Молодцы, правильно. Особенно сейчас, когда наступит зима, птицам не хватает еды. Мы повесим кормушки, и будем во время прогулки насыпать птицам корм. А в лесу зимой тоже подкармливают животных. Есть такая профессия – лесничий. Это человек, который отвечает за порядок в лесу. Так вот лесничий подкармливает зимой в лесу животных.
А еще какие пословицы вы знаете?
Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.
Замечательно, молодцы!
Добрый человек никогда не сломает ветку на дереве, не будет просто так рвать траву и цветы, давить насекомых и обижать животных и птиц. Каждую весну мы с вами на нашем участке детского сада сажаем деревья и цветы. А как интересно наблюдать весной за насекомыми и птицами. Давайте будем любить, и беречь природу.
А Лесовичок приготовил для вас ребята сюрприз. Он оставил нам корзинку с угощением и записку.
Чтение записки.
Воспитатель: А сейчас нам пора в детский сад:
раз, два, три, листочек покружись и в детском саду окажись.
Воспитатель: Ребята, что нового и интересного вы узнали сегодня? (ответы детей)
Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме и почему. А нам необходимо их беречь и помогать переждать холодную зиму.