Людмила Зубарева
НОД «Игра — путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга»
Конспект
Непосредственно-образовательной деятельности
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие» (Развитие речи) + «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) + «Социально-коммуникативное развитие» (Социализация, развитие общения, нравственное воспитание)
Тема: «Игра - путешествие в лес» для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности с ТНР (6-7 лет)
Подготовила:
учитель-логопед
Зубарева Л. А.
Публикация «НОД „Игра — путешествие в лес“» размещена в разделах
2019г.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе модернизации дошкольного образования решается задача: детям с ограниченными возможностями здоровья получить дошкольное образование наравне с обычными детьми. Психолог Е. А. Стребелева отметила: «Ключевой позицией дошкольного образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта».
Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение.
Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику очевидна: такой вид обучения делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить её к месту жительства ребёнка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. В филиале МАДОУ д/с «Радуга» созданы необходимые условия для инклюзивного образования:
- педагоги прошли курсовую подготовку;
- открыты группы комбинированной направленности;
- наличие программного обеспечения.
Новизна: набор приёмов и методов, способствующих речевому развитию дошкольника, с учётом их индивидуальных потребностей и особенностей развития.
Цель: Формирование у дошкольников лексико - грамматических категорий и развитие связной речи в рамках инклюзивного образования.
Образовательная область «Речевое развитие»
Коррекционно – образовательные задачи:
- Учить составлять сложноподчиненные предложения со словом «значит»;
- Совершенствовать: грамматический строй речи (образовывать притяжательные прилагательные); составлять предложения с помощью простых и сложных предлогов; навыки слогового анализа слов;
- Обобщать и систематизировать знания о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.
Коррекционно – развивающие задачи:
- Развивать речевую компетентность дошкольников: связную речь, общие речевые навыки, речевой слух, мелкую моторику рук, навыки правильного диафрагмального дыхания;
- Развивать эмоциональную сферу дошкольников.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Место проведения: групповая комната.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Возраст детей: подготовительная к школе группа комбинированной направленности (6-7 лет).
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» (Развитие речи) + «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) +«Социально-коммуникативное развитие» (Социализация, развитие общения, нравственное воспитания).
Материал и оборудование:
письмо-сюрприз, интерактивная панель для просмотра и прослушивания слайдов, дидактическая игра «Чудо – дерево», раскраски с наложенными изображениями животных, цветные карандаши, «Кубик настроения» для развития эмоциональной сферы дошкольников.
Предварительная работа:
- Логопед: автоматизация произношения сонорных звуков, работали над слоговым анализом словом, работа над дыханием, разучивание потешки для развития мелкой моторики рук, просмотр слайдов с изображениями диких животных, прослушивание записи голосов диких животных; составление сложноподчиненных предложений со словом «значит»; образование притяжательных прилагательных; упражнение на развитие коммуникативных навыков
- Воспитатель: чтение русской народной сказки «Лиса и волк»; рассматривание выставки книг художественной литературы о животных; разучивание стихов, загадок о животных; рассматривание иллюстраций; разучивание подвижных игр «У медведя во бору», «Хитрая лиса».
Методы и приё мы:
- Игровой (сюрпризный момент «Письмо из леса», дыхательная гимнастика, логоритмика «Зверята», пальчиковая игра «Белочка»);
- Наглядный (демонстрационный материал, ИКТ-слайды);
- Словесный (вопросы, пояснения, ответы детей, подводящий диалог);
- Практический (самостоятельная деятельность детей).
Словарная работа: острозубый, цепкая,
Индивидуальная работа: с Семёном, Егором, Арсением - учить правильно выполнять упражнения дыхательной гимнастики; с Лизой, Андреем –проговаривание притяжательных прилагательных; с Андреем и Егором – повышать уровень самооценки (ведущая роль)
Время проведения: 25-30 минут.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Организационный момент:
Создание эмоционального положительного фона.
- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! (дети встают в круг на ковёр).
- Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту, а выдохните через ротик все обиды и огорчения.
Логопед: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока. Интересно, что она хотела сообщить? (логопед с детьми подходит к окну и видят в окне конверт с письмом).
- Ребята, посмотрите, что это такое?
- Письмо.
- На конверте написан наш адрес, посёлок Агириш детский сад «Радуга». А обратный адрес лесной. Ребята, вам интересно, кто нам пишет из леса?
- Давайте откроем и прочитаем. (письмо открывают дети и отдают логопеду, логопед предлагает детям пройти за столы)
- «Здравствуйте дорогие ребята! Приглашаем вас в наш волшебный лес. Сейчас зима, кругом лежит снег, все деревья в зимнем убранстве.
Будем с вами мы дружить,
Поиграем и поскачем,
Веселей мы будем жить!
Ждем вас в гости!»
(логопед предлагает посмотреть на экран слайд №2 - наложенные изображения диких животных).
- Ребята, посмотрите на экран, каких вы видите животных?
- Лису, медведя, белку, зайца, лося, оленя, волка.
-Молодцы!
- Ребята, лиса какого цвета?
- Лиса рыжая.
- Подумайте и скажите, а по характеру лиса какая?
- Лиса хитрая.
- А кто знает, как называется домик лисы?
- Домик лисы называется нора.
- Молодец, Аня.
- Ребята, вспомните, а волк какой?
- Волк злой, голодный, серый, страшный.
- Кто назовёт жилище волка?
- Жилище волка- логово.
- Молодец Серёжа.
- Егор, а что ты можешь рассказать о белочке?
- Белка маленькая, запасливая, зимой серая, летом рыженькая, а живёт белка на дереве в дупле.
- Молодец!
- Арсений, расскажи нам о зайце.
- Заяц белый, быстрый, пугливый, трусливый.
- Дети, а вы догадались от кого письмо?
- Да, это письмо от диких животных.
- А почему их называют дикими животными?
- Потому что они живут в лесу, пищу добывают сами.
- Ребята, мы принимаем приглашение диких животных?
- Да.
- Значит идём в гости к лесным жителям.
- Удобно ли идти по снегу?
-Нет.
-Почему?
- Там много снега, сугробы высокие, глубокие. Можно в снег провалиться.
- Ребята, что можно придумать, чтобы легче было идти по снегу?
- Одеть лыжи.
-Молодцы! Давайте «оденем лыжи» и пойдём. (под музыку имитация движений ходьбы на лыжах слайд 3).
- Мы оказались в лесу. Посмотрите, как вокруг красиво! Как выглядят деревья? (слайд 4)
- Деревья снежные, сказочные.
- Посмотрите, как много снега намело? Как они называются?
- Сугробы.
- Как называется явление, когда на землю падает снег?
- Снегопад.
- И так, мы в лесу. Сейчас в лесу тихо-тихо, только снег под ногами скрепит. Что же нас никто не встречает? А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? (произносится громко).
- Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята?
- В лесу надо вести себя тихо, не шуметь. Звери могут испугаться.
- Давайте тихо погуляем по лесу, вдруг кого-нибудь увидим.
Дидактическая игра «Чей хвост?»
- За чудо-деревом спрятались животные. Посмотрите внимательно, как вы думаете, кто прячется за деревом? Чей это хвост? Составьте предложение со словом «значит» (Я вижу беличий хвост, значит за деревом прячется белка) (слайд 5)
Скажи Лиза правильно.
- Я вижу беличий хвост, значит за деревом прячется белка.
-Молодец, Лиза, ты правильно ответила. (слайд 6)
- Давайте посмотрим на следующий слайд.
- Ребята, а на этом слайде хвостик какого дикого животного? (слайд 7)
- Это хвост зайца, значит за деревом спрятался заяц.
- Молодец, Саша, ты справился с этим заданием. (слайд 8)
- Давайте посмотрим следующий слад. (слайд 9)
- Сейчас нам ответит Семён.
- Я вижу лисий хвост, значит за деревом спряталась лиса.
- Семён ты справился с заданием. (слайд 10)
- Ребята, у нас есть ещё картинка. А сейчас нам ответит Андрюша.
- Я вижу волчий хвост, значит за деревом прячется волк. (слайд 11)
- Молодец, Андрюша, это волк. (слайд 12)
- Ребята, а давайте поиграем в игру «Зачем им это нужно?». Для этого я вам предлагаю одеть маски диких животных на голову.
- Зачем зайцу длинные уши, Егор?
- Чтобы хорошо слышать и вовремя убежать от врагов.
- Молодец, Егор.
- Если у зайца длинные уши, значит он какой?
- Длинноухий.
- Молодец, Аня.
- Арсений, зачем лисе длинный хвост?
- Чтобы заметать следы.
- Молодец, Арсений.
- Сергей, если у лисы длинный хвост, значит она какая?
- Длиннохвостая.
- Молодец, Серёжа.
- Семён, для чего белке цепкие лапки?
- Белке нужны цепкие лапки, чтобы прыгать и бегать по деревьям.
- Правильно молодец, Семён.
- Андрей, зачем волку острые зубы?
- Чтобы охотиться.
- Правильно молодец. А если у волка острые зубы, значит он какой?
- Острозубый.
- Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием.
-А теперь, ребята, мы с вами отдохнём. Снимайте маски, выходите на ковёр, слушайте и повторяйте.
Логоритмика «Зверята» (предложить Егору ведущую роль) :
Первой лисонька бежала, хвостиком красиво виляла
Вот так, вот так, хвостиком она виляла.
(Легко бегут на носках, рукой изображая хвост).
Зайка серый быстро скачет, словно мячик, словно мячик.
(Прыгают с продвижением вперёд, руки согнуты перед грудью, кисти рук опущены).
Рысцою серый волк бежит, оскалив пасть.
(Бег рысцой, оскалившись).
С ветки на ветку поскакала белка.
(Подскоки руки на поясе).
- Молодцы! А сейчас присядьте на ковёр и поиграем в игру «Кубик настроений».
- Сейчас повторите за мной «Дети в лесу увидели лису».
- Молодцы!
- А сейчас поиграем с кубиком настроения, я кубик прокачу, какое настроение выпадет, с таким настроением мы будем произносить это предложение. Будьте внимательны! (Логопед прокатывает кубик на ковре в сторону детей, предлагает проговорить предложение с стой эмоцией, которая выпала на кубике- радостно, испуганно, страшно, удивленно,)
- Молодцы! А сейчас пройдите за столы. Всё внимание на экран.
- Как вы думайте, что может произойти, если встретятся лиса и заяц?
- Лиса зайца съест.
- Давайте поможем спрятаться зайцу от лисы при помощи маленьких слов (предлогов) под, у, за, между.
- Составьте предложения, глядя на экран. (слайд 13)
- Заяц может спрятаться от лисы за деревом.
- Какое маленькое слово вы использовали в этом предложении.
- Маленькое слово «за».
- Заяц может спрятаться от лисы между деревьев.
- Какое маленькое слово вы использовали в этом предложении.
- Маленькое слово «между».
- Заяц может спрятаться от лисы под деревом.
- Какое маленькое слово вы использовали в этом предложении.
- Маленькое слово «под».
- Заяц может спрятаться от лисы у дерева.
- Какое маленькое слово вы использовали в этом предложении.
- Маленькое слово «у».
- Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием.
А я приготовила для вас небольшие сюрпризики, это картинки-раскраски с дикими животными.
- Садитесь за столы (рассадить детей с ОВЗ и обычным развитием, приготовьте пальчики, мы с вами поиграем.
Пальчиковая игра «Белочка».
Есть у белочки дупло,
Там уютно и тепло.
В дупле белочка без спешки
Грызёт вкусные орешки.
Нужно поочерёдно прикасаться подушечками указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца к большому пальцу, выполнив в ритме потешки. Упражнение выполняется обеими руками одновременно.
-Молодцы!
-Посмотрите внимательно выберите одно животное, которое вам понравилось, и раскрасьте его.
-Вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться в детский сад.
Раз – два – три повернись, в детском саду очутись.
Ребята, вам понравилось в зимнем лесу?
-Что вам понравилось?
-С каким настроением вы вернулись из путешествия в детский сад?
- Вы мне тоже очень понравились, мне было интересно с вами путешествовать по сказочному зимнему лесу. Сегодня вы были внимательны, доброжелательны, умели слушать своих друзей, помогали друг другу