Елена Родина
НОД «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная общеобразовательная программа ДОУ:
«Детство», автор В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Гогоберидзе А. Г.
Возрастная группа : подготовительная
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием) :
Сценарий НОД по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ-ОТСМ-РТВ
Тема НОД: «Путешествие в зимний лес»
ОО «Познавательное развитие», «Познание предметного и социального мира»
Цель:
Публикация «НОД „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
Углубить представления детей о причинах и следствиях. Учить детей задумываться о причинах и следствиях различных явлений, своих поступков. Продолжать выяснять методом эвристической беседы выяснять, что у одного и того же явления могут быть разные причины.
Задачи:
1. Развивать умение вести дискуссию между детьми, слушать и слышать ответы товарищей, апеллировать к ответам товарищей.
2. Ввести в словарь детей слова «Причина» и «Следствие».
3. Развивать воображение, закреплять умение выражать эмоции жестами и мимикой.
• Систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
• Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
• Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь
• Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая
Формы организации: фронтальная (общегрупповая)
Формы реализации детских видов деятельности:
Игровые ситуации, сюжетные игры, обучающие ситуации, с использованием литературного произведения, ситуативный разговор, игры, обсуждение, рассказывание, самостоятельная художественная речевая деятельность.
Оборудование:
схемы:
• Причин много, а следствие – одно
• «Причина одна, а следствий много»,
• «Цепочка причин»
• Набор карточек из игр по причинам и следствиям
• Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
• Доска с морфологической таблицей, фломастер, шкатулка.
• Игра поТРИЗУ «Мир вокруг»,атрибуты к игре
Демонстрационный материал
• Иллюстрация картин "зима", "метель"
Предварительная работа:
беседы, чтение художественной литературы, пословиц и поговорок, дидактические игры, рассматривание альбомов с сюжетными картинками, экскурсии по теме «зима»
Составление описательных рассказов по схеме.
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Вводная часть (мотивация)-
Познавательная, мотивация общения,информационная
1. 1.- В белом инее березы.
Спят ежи, медведи спят.
Но хотя пришли морозы,
Снегири зарей горят.
Будет Новый год и светлый
Чудный праздник Рождества.
В шубу теплую одета
Белоснежная …
(Зима)
Да, зима бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Приметы зимы
Повелось у нас в народе
За погодой наблюдать:
Что готовит нам природа
Мы хотим предугадать!
Ежели три месяца Зимушкакусается,
Значит, лето ЖАРКОЕ вскоре ожидается!
Ну, а если снежными дни стояли зимние,
Будет лето мрачное, серое, ДОЖДЛИВОЕ!
А когда зимой холодной долго вьюги воют-
Вы к НЕНАСТЬЮ приготовьтесь летнею порою
Если за ночь иней белый появился всюду,
Знайте, значит, снега целый день НЕ БУДЕТ!
Иней на деревьях голых - ХОЛОД ожидайте!
Коль окутали туманы - ОТТЕПЕЛЬ встречайте!
Дым стоит столбом - к МОРОЗУ! Шуба тёплая нужна.
Вам с приметами такими непогода не страшна!
Дети отвечают : зима
Основная часть:
2. Описать по признакам зима.
А почему наступила зима?
В: Молодцы, зима вступает в свои права, а мы с вами сегодня поговорим о ней.
3. А теперь мы с вами проследим за явлениями в природе зима. Причина- наступила зима, у любой причины есть следствие. Наступила зима, поэтому стало холодно, пошел снег. Вывод: причина одна, а следствий много и все эти следствия объединяются в одну причину. Вывод: следствий много, а причина одна.
4. Дети,а давайте отправимся в путешествие в зимний лес! В путешествии нам понадобятся некоторые предметы. Отгадайте их. Докажите, почему вы выбрали те или иные признаки. Детям предложить описательные загадки про снеговика, елка, лед.
5. В: Вот и собрались, тогда в путь, а какие волшебники нам помогут? Но надо произнести волшебные слова, берё мся за руки и говорим слова: «вправо- влево повернись и в лесу очутись)
6. Работа со схемой «Причин много, а следствие одно» : Ребята а может причина стать следствием?
9. Физ минутка: игра «Мир вокруг». На полу три круга в каждый необходимо поместить те объекты неживой природы, рукотворного и природного мира, связанного с зимой.
Дети возвращаются на стульчики.
10. Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла зима?
11. А теперь давайте попробуем составить цепочку причин. Наступила зима это причина, мальчик не попал в цирк это следствие, составьте цепочку,почему это произошло.
Дети на пособии «Яблоня» выбирают признаки, соответствующие описанию зиме - цвет, температура, влажность, звук, рельеф. форма, количество, размер, запах).Дети отвечают, потому, что закончилось осень.
Дети подходят к пособию «Муравейник» Работа по причинам следствиям (выбирают карточку и рассказывают).
выставляются признаки,дети отгадывают
Дети отвечают: волшебники Могувсе и Времени помогут нам попасть в зимний лес.
Дети отвечают: да.
Дети подходят к пособию «Муравейник» Работа по причинам следствиям,выбирают картинки и рассказывают- дует ветер, идет снег, зимующие птицы, одеваемся тепло это причины, а следствие – наступила зима).подул ветер потому что наступила зима
Дети бегают вокруг кругов со словами: «мы по миру разбежались и друг с другом все смешались, а теперь не зевай и свой домик занимай».Занимают домики в соответствии с картинкой, относящейся к природному, рукотворному или неживой природе.
(Ответы детей) Никогда бы не было коротких дней. Не смогли надеть зимнюю одежду. Не увидели золотистого снега. Не наблюдали за падающими снежинками. Не было бы вьюги.. Не заметили бы, как лужи покрываются льда.. Не смогли бы поесть сладкой рябины.
Д. и. «Цепочка причин». Дети выстраивают цепочку из предложенных картинок и делают вывод. Вывод; каждая причина может стать следствием, а следствие причиной.
Заключительная часть (рефлексия)- итог
12. Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что зима вам нравиться, а как мы можем охарактеризовать осень.
Игра осенние слова- как еще мы может описать осень
Итог занятия: о каких важных понятиях мы говорили сегодня?
Какое у вас настроение к концу занятия? По какой причине?
Занятие одно, а настроение у всех может быть разное!
В. : Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: зима прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Кто умеет читать, читайте сами. А кто не умеет, попросите родителей прочитать, и узнаете еще много интересного об осени.
Дети: серебристая, печальная, хмурая, красивая, переливающиеся, снежная, долгая, затяжная, белая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, морозная, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Ответы детей