Раисат Алиева
НОД по физическому развитию «Туризм и спорт. Путешествие по Дагестану»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия «Туризм и спорт путешествие по Дагестану»
Цель: Приобщение детей к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни.
Задачи:
Публикация «НОД по физическому развитию „Туризм и спорт, Путешествие по Дагестану“» размещена в разделах
- Дагестан
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
Обучающая: Обобщить знания детей о видах спорта. Дать четкое представление о пользе занятий спортом.
- Рассказать детям кто такие туристы, как они путешествуют : пешком, на велосипедах, на лыжах, на лодках и т. д.,
- Какие бывают разные виды туризма : пешеходный, велосипедный, лыжный, водный, горный и т. д. ;
- Воспитывать интерес к туризму.
- уточнять, дифференцировать знания детей о «мужских» и «женских» видах спорта;
- способствовать проявлению интереса к видам спорта, соответствующих полу ребенка;
- способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.
1. Познавательное развитие
• Закрепить знания детей о некоторых зимних видах спорта, о главных спортивных событиях в мире, о профессиях журналиста, редактора, фотокорреспондента.
• Систематизировать накопленные сведения об олимпийских играх в Сочи
• Закреплять представления детей о различных источниках информации и приобщать к некоторым из них (литература, видеопродукция, компьютер, газеты и т. д.)
2. Речевое развитие
• Совершенствовать умение использовать в речи слова, обозначающие явления общественной жизни, использовать объяснительную речь, развивать диалогическую речь.
• Формировать умение обращаться к взрослому и сверстникам с предложениями, используя адекватные речевые формы, задавать вопросы по теме.
3. Физическое развитие
• Повышать интерес детей к спортивным играм, занятиям физкультурой и спортом.
• Воспитывать чувство гордости за спортивные достижения России и Дагестана, за победы в олимпиадах.
• Продолжать развивать инициативность, активность, произвольность, настойчивость, самоконтроль, уверенность в своих силах. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.
4. Художественно – эстетическое развитие
• Содействовать проявлению творческой активности детей, развивать воображение, эстетический вкус.
• Формировать умения согласовывать содержание совместной творческой работы, действовать в соответствии с намеченным планом.
5. Социально – коммуникативное развитие
• Развивать интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, вступая в общение и в различного рода социальные взаимодействия.
• Развивать интерес к общественным явлениям в стране.
Развивающая : Развивать мышление, память. познакомить воспитанников с зимними видами спорта, расширить кругозор, вызвать желание самим заниматься каким-либо видом спорта
Воспитательная: Воспитывать желание заниматься спортом.
- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Образовательные:
Уточнение знаний воспитанников о зимних видах спорта.
Развитие умения различать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами.
Обогащение и уточнение словаря по данной теме.
способствование формированию уважительного отношения друг к другу.
Формирование представления о важности и пользе занятиями спортом для здоровья.
Предварительная работа:
Туристические поездки с воспитанниками: лето на берег Каспийского моря (закаливающие процедуры босохождение, игры в футбол, баскетбол, бадминтон) осень: прогулка в парке Ленинского комсомола (дыхательные гимнастики, поход в детский клуб «Маугли» прохождения препятствия скалолазы, зима (поездка в Терменлик знакомство с зимними видами спорта : катание на санках, на лыжах, на таблетках); весна прогулка в предгорной местности Агачаул.
Рассматривание альбомов и иллюстраций о спорте, беседы о зимних видах спорта, о пользе зарядки и физической культуры; чтение художественной литературы, раскрашивание рисунков с изображением зимних видов спорта.
Материалы и оборудование: презентация о предварительной работе фото материал, дидактические игры, фото Карадахского ущелья, ноутбук, экран, проектор, презентация «Зимние виды спорта», лыжи, санки, картинки с изображением зимних видов спорта, картинки спортсменов и картинки с необходимым инвентарём для спортсмена; ориентиры, мячи, мишени, кубики, клюшки, «льдинки», флажки.
Ход занятия:
Дети свободно входят в зал, рассаживаются на стульчиках вдоль стен зала.
Ведущая. Ребята, скажите пожалуйста какое время года?
Дети: Весна
Давайте начнем его красивыми стихами о весне.
Дети, читающие стихи, выходят на середину зала:
1. Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
2. Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
3. Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей весеннее.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о спорте и туризме.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, что такое спорт?
Дети хором отвечают.
Спорт – это жизнь. Это легкость движенья.
Спорт вызывает у всех уваженье.
2 реб.
Спорт продвигает всех вверх и вперед.
Бодрость, здоровье он всем придает.
Все, кто активен и кто не ленится,
Могут со спортом легко подружиться.
Физкультминутка:
МЫ БОКСЕРЫ
Мы боксеры, мы штангисты.
Бегуны и футболисты.
Мы плывем через моря.
Всюду есть у нас друзья.
Воспитатель. Сегодня мы будем говорить о том, какую пользу здоровью человека приносит занятия спортом. Чем нужно заниматься каждое утро? Почему взрослые и дети должны делать зарядку по утрам? Ребята, вы любите болеть? Что нужно делать, чтобы не болеть?
Ребенок. (Заранее подготовлен.)
Чтоб здоровым быть сполна
Чтоб здоровым быть сполна
Физкультура всем нужна.
Для начала по порядку -
Утром сделаем зарядку!
И без всякого сомненья
Есть хорошее решенье -
Бег полезен и игра
Занимайся детвора!
Чтоб успешно развиваться
Нужно спортом заниматься
От занятий физкультурой
Будет стройная фигура
Нам полезно без сомненья
Все, что связано с движеньем.
Вот, поэтому ребятки
Будем делать мы зарядку.
Воспитатель. Назовите, какие вы знаете виды спорта, где используют мяч.
Дети: (с помощью воспитателя) гандбол, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, пионербол. (Показать картинки с изображением вида спорта, дети хором повторяют.)
Воспитатель. Назовите виды спорта, которыми занимаются зимой.
Дети: (с помощью воспитателя) хоккей, лыжный спорт, конькобежный спорт, санный спорт, фигурное катание. (Показать картинки и закрепить названия видов спорта.)
Воспитатель: Какими видами спорта можно заниматься летом?
Дети: Футбол, волейбол, велосипедный спорт, плавание, теннис, велоспорт. (Показать картинки и закрепить названия видов спорта).
- Главными спортивными соревнованиями являются олимпийские игры. Первые олимпийские игры нашей эры проходили в Греции в 1896 году. Победителей олимпийских игр - называли "олимпиоником". Ему вручали оливковую ветвь и лавровый венок. Председатель Олимпийского движения Пьер де Кубертэн предложил на Олимпийских играх зажигать Олимпийский огонь. Олимпийский огонь зажигают в Греции и проносят через города, поля, моря, океаны, горы в ту страну, где будут проходить Олимпийские игры. Факел доверяют нести лучшим спортсменам мира. Олимпийский огонь - символ единства дружбы и мира народов.
Дидактическая игра "Отгадай вид спорта?" (демонстрация картинок с различными видами спорта).
Цель: познакомить детей с видами спорта; спортивным инвентарем; пополнить словарный запас ребенка новыми словами; создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом;
Задачи:
- знакомство детей с разными видами спорта;
- развитие положительной мотивации к занятиям спортом и приобщение к здоровому образу жизни;
- расширение двигательных возможностей ребенка, за счет освоения новых движений;
- обогащение знаниями в области физической культуры и спорта;
- формирование интереса к определенному виду спорта.
- обогатить и систематизировать знания детей о видах спорта;
- развивать логическое мышление;
- развивать речь дошкольников;
- формировать потребность в здоровом образе жизни.
Дети я сейчас выложу на флонелеграф парные картинки а вы скажете какой это вид спорта. Подойдите к столу и выберете атрибуты к каждому виду спорта.
Воспитатель: Молодцы ребята вы справились с заданием.
В зал заходит старец.
Старец: Ассаламу Алейкум!
Дети: Ваалейкум ассалам!
Старец: Я заблудился и не знаю, как мне попасть в свой аул. Помогите мне добраться домой.
Воспитатель: Дети поможем старцу добраться домой?
Старец: А вы знаете что мы родиной зовем?
Дети: отвечают да
Наша малая Родина-Дагестан! В переводе <<страна гор>>.Это край, где мы родились, где мы живем, это наш дом, это все что нас окружает. Удивительно богат наш край своими великими горами, цветущими садами и чистыми ручьями. Дагестан-многонациональная страна, с сложившимся веками традициями и обычаями. Не смотря на различие языков, обычаев и традиций народ Дагестан всегда был очень дружным.
Стихи о Дагестане.
1реб. Милана. Дагестан - край древних гор,
Здесь обычаи крепки.
Наши предки с давних пор,
Ценят дружбу и клинки!
2 реб. М. С. Дагестан - земля родная,
Расцветай из года в год!
Пусть "Лезгинка" удалая,
Радость в жизни нам дает
3реб. Хабиб Для гостей открыты двери,
А врагам пощады нет.
Мы в друг друга свято верим
И как братья много лет.
4 реб. Таисья. Не удастся нас поссорить,
Никому и никогда.
Мы и в радости, и в горе,
Будем вместе, как всегда.
Воспитатель:
«Кто любит свой род, тот любит и народ», - учит народная поговорка.
Много разных народов живут на нашей планете и у каждого народа свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Родина наша – Дагестан.
Самое дорогое и великое богатство Дагестана – дружба между народами. На территории республики проживает более ста наций и народностей, в том числе более 30 коренных народностей и этнически групп, говорящих на разных языках. Из них 14 основных народов: кумыки, даргинцы, лакцы, русские, аварцы, азербайджанцы, лезгины, табасаранцы, ногайцы, цахуры, агулы, рутульцы, таты, чеченцы. Языком межнационального общения является русский язык. Проживая вместе, дагестанцы приобретали общие черты культуры, поведения, обычаи и традиции. Они научились совместно обрабатывать землю, производить продукты животноводства и земледелия. Они создавали искусные изделия из глины, камня, дерева, шерсти, металла.
Старец: Как много вы знаете о своей родине. Молодцы! Но прежде чем мы отправимся в путь хочу вас предупредить что дорога будет не из легких и со мной смогут пойти самые ловкие и смелые ребята. Вы готовы?
Дети: отвечают да
Воспитатель: Наши дети ловкие и смелые ориентируются в горной местности и могут пройти любое препятствие.
Старец: Я очень рад что зашел именно ваш детский сад. Тогда давайте отправимся в путешествие. А путь мы держим к Карадахской теснине.
Карадахскую теснину также называют «Воротами чудес». Расположена теснина между Гунибским и Хунзахским районами. Отрог Дарадинского хребта, Гачамеэр, высотою 400-500 м рассечен, вернее, пропилен узкой вертикальной щелью, из которой навстречу вам течет небольшая речка, сотворившая это чудо. Когда вы вступаете из довольно широкой части ущелья в теснину, вас поражает буквально все окружающее. Прежде всего, кажется, что вы находитесь как бы в узкой пещере или в туннеле, ибо вас окружает почти сплошная темнота. Постепенно, привыкнув к темноте, вы над головой местами замечаете узкую полосу синего неба. Летом здесь прохладно и такая тишина, что слышно журчание речки.
Воспитатель: Дети а сейчас мы поиграем игру
Бег к реке
На расстоянии 10-15 м от реки чертится линия, вдоль которой выстраиваются играющие. По сигналу водящего игроки бегут к реке, достают со дна ее камень и, бегом возвращаются назад, отдают камень водящему. Водящий определяет первые три места. Игра продолжается.
Правила игры:
Водящий может удлинять или сокращать дистанцию, давать различные задания.
Достань шапку
Игроки делятся на две команды, до десяти человек в каждой. На расстоянии 10-15 м находится шапка. Играющие в обеих командах становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя различные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т. д. Например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, вторые пары передвигается на четвереньках, третьи пары на пятках, четвертые – в полуприседе, пятые в глубоком приседе.
Правила игры:
Взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой. Побеждает команда, набравшая больше шапок. (6 папах)
На болоте.
Двум участникам дают по два листа бумаги. Они должны пройти через "болото" по "кочкам" - листам бумаги. Нужно положить лист на пол, стать на него двумя ногами, а другой лист положить впереди себя. Переступить на другой лист, обернуться, взять снова первый лист и положить впереди себя. И так, кто первый пройдет через комнату и вернется назад.
Не хуже чем кенгуру.
Нужно пропрыгать определенное расстояние, зажав между коленями обычный или теннисный мяч. Если мяч падает на землю, бегун поднимает его, снова зажимает коленями и продолжает прыжки.
Сороконожка
Играющие делятся на две-три команды по 10-20 человек и выстраиваются в затылок друг другу. Каждая команда получает толстую веревку (канат, за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны веревки. Затем каждый из участников аттракциона в зависимости от того, с какой стороны каната он стоит, берется правой или левой рукой за щиколотку правой или левой ноги. По сигналу ведущего сороконожки скачут вперед 10-12 метров, держась за веревку, затем разворачиваются и прыгают назад. Можно бежать и просто на двух ногах, но тогда следует ребят поставить очень близко друг к другу. Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из ее участников не отцепился от веревки во время бега или прыганья.
Переправа.
Дети делятся на две команды, которые "отдыхают на речке". У каждой команды по обручу - это "лодка". Команды должны переплыть в "лодке" с одного берега на другой. Определяются линии старта и финиша. За сигналом ведущего первые игроки садятся в "лодку", берут с собой одного игрока и помогает ему переплыть на другой берег. Затем возвращаются за следующим. Можно брать с собой только одного пассажира. Команда, которая быстрее оказалась на другом берегу, выигрывает.
Весёлый хоккей.
В каждой команде по 6 человек. У каждой команды по пять мячей (хорошо бы разных размеров) и детские клюшки. По сигналу ведущего первые номера ведут по одному мячу до булавы и обратно. Вторые - по два, третьи - по три мяча и так до пяти. У какой команды это получится лучше и быстрее?
Стрельба луком
Каждый участник бежит к линии, на которой лежит репчатый лук и старается попасть им в ведро-мишень. Возвращается к команде и передаёт эстафету по руке.
Туннель
Эстафета выполняется потоком на коленях. Последний участник проползает на четвереньках в туннеле и встает первым. Эстафета заканчивается, когда первый участник встанет на свое место.
Бег на коньках
Коньки заменить калошами, «скользить» до ориентира и обратно, руки за спиной. Коньки снимать перед линией старта.
Старец: Ребята давайте присядем отдохнем. Я вам расскажу легенду Дагестан самая многонациональная республика не только в России, но и в мире. Ехал по земле старик на муле и раздавал из огромного хурджуна всем народам их языки. Китайцам дал китайский язык. Побывал у арабов и дал им арабский язык. Грекам дал греческий, русским — русский, французам — французский. Разные были языки: один певучий, другой твердый, третий красочный, четвертый нежный. Народы радовались такому дару и тотчас начинали говорить, каждый на своем языке. Благодаря своим языкам люди лучше узнавали друг друга, а народ лучше узнавал другой, соседний народ.
Вот доехал на своем муле этот человек до нашего Дагестана.
Но случилось так, что в горах Дагестана в тот день гуляла снежная буря. Снег крутился в ущельях и поднимался до неба, ничего не было видно — ни дорог, ни жилья. — Нет, — сказал раздаватель языков, у которого уже и усы начали леденеть, — не буду я карабкаться по этим скалам, да еще в такую погоду. Взял он свой хурджун, в котором на дне лежали еще пригоршни две нерозданных языков, да и высыпал все языки на наши горы. Высыпанные языки подхватила буря, начала носить и метать по ущельям и скалам. Но тут выскочили из своих домов все дагестанцы. Торопясь и отталкивая друг друга, побежали они навстречу благодатному золотому дождю, которого ждали тысячелетиями. Начали хватать, собирать драгоценные зерна, кому какое досталось. Каждый тогда раздобыл себе свой родной язык. Убежали горцы со своей добычей в сакли дожидаться, пока не кончится буря. А все это с тех пор называется Дагестан.
Музыкально – ритмическая игра.
Дети всей группы идут взявшись за руки по кругу и поют
Дети: Уголечек –уголек, под собою лёд прожёг
Май идёт, синий лёд по лучами тает
Где сошел синий лёд, травка вырастает
Затем дети, танцевальным дагестанским движением «отбой» ,сужают круг, а когда они расходятся назад, в кругу остается ребенок «Волк», который сидит на корточках. При этом они продолжают петь
Дети: По тропиночке стучат мелкие копытца
Серый волк тут как тут, каждый зуб, что ножик
Врассыпную бегут сорок восемь ножек
Дети разбегаются, Волк как можно больше детей старается запятнать. Запятнанные дети садятся на стульчики.
ГРОМ ГРЕМИ ПО ГОРАМ
На развитие логоритмического слуха.
Дети стоят в кругу и четко произносят:
Гром греми - по горам --- отбивают ритм кулачками друг об друга --=,--=
Подними тарарам --- топают ножками в такт ритма. --=,--=
Бурдюки развяжи --- хлопаю по плечам, руки скрещены --=,--=
Над полосками ржи --- отбивают ритм по коленкам --=,--=
Чтобы стебель был высок --- хлопки над головой слева направо ---=
Золотился колосок --- хлопки над головой справо налево ---=
Чтобы всем хватало --- хлопки перед грудью ---=,=
Хлеба и хинкала --- легкие хлопки по животикам ---=,=
Цель: развитие общей моторики, чувства ритма, координации речи с движением
КОСТЕР.
Лого ритмическая игра.
Дети сидят на полу, скрестив ноги перед собой /по-турецки/
Воспитатель: /поет/
Под горой стоит шатер, --- Дети складывают ладошки конусом
У шатра горит костер, --- Складывают ладошки кистями крест -
Пламя светится в ночи. накрест, работая пальцами.
Ай-я-яй, не затопчи.
Горный ветер налетел, --- Дети машут ручками перед собой,
Наш костер задуть хотел. имитируя ветер
Раздувай еще, еще, --- Дети дуют перед собой
Осторожно, горячо! Эгей! --- Встряхивают ручки перед собой
Выше дуба, выше гор --- Ладошки крест-накрест над головой,
Разгорается костер. пальчики работают.
Улетают искры ввысь. --- Встряхнули ручки над головой.
Ай-я-яй, не обожгись! --- Закрыли лицо ладошками.
Старец: Ай да молодцы ребята! Спасибо вам за то, что помогли добраться до дому. Старца встречает его жена, благодарит детей и приглашает в дом. Воспитатель: Спасибо вам за приглашение, но нам пора возвращается в детский сад. Баркала. Сордо Лъикь.