Наталья Маренкова
Комплексная НОД по ФЦКМ в младшей группе «Волшебная дымка»
▼ Скачать + Заказать документы
Нод ФЦКМ в младшей группе «Волшебная дымка» (комплексное занятие)
Цель: дать представление детям о народном промысле - дымковской игрушке, особенностями узора; учить различать элементы дымковской росписи.
Оборудование: коробка, дымковские игрушки, полоски бумаги, карандаши., иллюстрации
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть? А какие у вас любимые игрушки.
Публикация «Комплексная НОД по ФЦКМ в младшей группе „Волшебная дымка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Сегодня пришла я в садик и увидела на столе, вот эту коробку. Ее нам прислал из деревни почтальон Печкин. Давайте посмотрим, что внутри нее (открываем коробку и достаем оттуда дымковские игрушки).
-Посмотрите, ребята, это игрушки не простые. Их делали в деревне Дымково. В давние времена жители этой деревни от мала, до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно,от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. И лепили из красной глины женщины и дети, обжигали в печах русских, чтобы крепкими были игрушки, прочными, затем белили мелом. А потом садились длинными, зимними вечерами вокруг бабушки, та длинную-предлинную сказку им сказывает, а женщины расписывали игрушки. Поэтому дымковские игрушки и получались такими яркими, праздничными, красивыми. Сами в деревне играли с этими фигурками, но и продавали, конечно. Прославилась дымковская игрушка далеко за пределами деревни.
Что же это за игрушки, давайте посмотрим?
(по мере чтения стихотворений выставляются изображения дымковских игрушек)
1. Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Красноногий, желторогий,
Мчится глиняный олень.
2. Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.
3. Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
4. Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся,
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упусти.
Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым - бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что, они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? Давайте попробуем подобрать нужные цвета для палитры.
Дид. игра «Палитра»
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий,, желтый, оранжевый,
зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках –кружочки, точки линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы). Попробуем выбрать те узоры, которыми расписывают дымковские игрушки.
Дид. Игра «Народные узоры»
физкультминутка
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон)
А теперь мы попробуем побыть мастерами дымковской игрушки. Каждому из вас я приготовила вот такой поясок, который мы украсим дымковскими узорами (детям раздаются заранее приготовленные полоски бумаги и карандаши.
Итог
Рассматривание получившихся работ.
- с какими игрушками мы с вами познакомились?
- какие цвета используются для росписи этих игрушек?
- какими узорами украшают дымковские художники?