Зарина Абкеримова
Комплексная НОД по краеведению в старшей группе «Легенды Крыма»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
- Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём;
- Развивать связную речь, учить строить сложные предложения.
- Развивать фантазию, воображение.
- Закрепить умения, передавать свои впечатления в рисунке;
- Закрепить умения использовать нетрадиционные способы изображения (ниткография, рисование пальчиками, печатание, рисование клеевой кисточкой – каждый ребёнок выбирает удобный и понравившийся способ.
- Воспитывать эстетический вкус и восприятие.
Материал:
Публикация «Комплексная НОД по краеведению в старшей группе „Легенды Крыма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Мой край, мой город. Краеведение
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Гуашь (зелёная, синяя, фиолетовая, белая, коричневая, черная, альбомные листы, нитки, кисточки, губки поролоновые, кисточки, стакан – непроливайка; ноутбук (показ изображений Медведь-горы, моря, достопримечательностей Крыма, его исторических мест, репродукции картин Айвазовского, Волошина, стихотворения Л. Огурцовой, Л. Фисейской, А. Мацояна.
Предварительная работа:
1. Чтение и пересказ крымских легенд («Почему Черное море солёное», «О Медведь - горе», «Почему Чёрное море бурливое», «Почему море солёное», «Русалка и фонтан Арзы»).
2. Оформление выставки «Крым удивительный, сказочный».
3. Разучивание стихотворений о Крыме.
4. Экскурсия в краеведческий музей.
5. Наблюдение за пейзажем, морем, парком.
6. Рассматривание картин Айвазовского, Волошина.
7. Игры-инсценировки по легендам Крыма.
Ход занятия: (звучит аудио запись шум моря)
Воспитатель:
Сегодня мы с вами отправимся путешествовать во времени, но перед этим я прочитаю вам стихотворение:
На ладонях ласкового моря
Маленькая нежиться страна
Сон её оберегают горы
Колыбельную поёт волна
Воспитатель:
О чём говорится в этом стихотворении? Ответы детей. Правильно! О Крыме.
Воспитатель:
Прекрасен Крым
В любое время года
Ласкает солнца взор иль непогода
О скалы волны бьют,
Свирепа моря даль…
Подснежники цветут,
На склонах гор - миндаль
Великолепен лес,
красивы горы,
цветы,
садов бескрайние просторы…
воспитатель:
А какой Крым в этом стихотворении? ( ответы детей: удивителен, сказочный, загадочный). Крым - это жаркое солнце, нежное и ласковое море, манящие к себе горы, стоящие всегда на страже. С давних времен крымский полуостров привлекал людей мягким климатом, сочетанием степей, долин, моря и гор. На территории Крыма всегда проживали народы разных национальностей. А какие сейчас народы и проживают на нашем полуострове? (Ответы детей.)
Воспитатель:
Ребята, а знаете ли вы, почему бирюзовое, ярко-синее, изумрудное, наше море, всё-таки называют Чёрным? (Ответы детей).
Воспитатель: А почему море Чёрное, бурливое? (Инсценировка легенды).
Воспитатель: Много веков люди слагали легенды о Черном море, а сегодня мы отправимся путешествовать с одной легендой в далекое прошлое, и узнаем почему «Черное море соленое?».
Воспитатель: А сейчас мы с вами, как чайки полетим над морем.
Физкультминутка «Мы с тобою»
Над волнами чайки кружат
Полетим за ними дружно
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою (дети машут руками словно крыльями)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе
Веселее загребай
И дельфинов догоняй (дети делают плавательные движения)
Воспитатель:
В Крыму очень много гор, и носят они разные названия. Ребята, какая история произошла с горой которая напоминает уснувшего медведя на берегу моря и стала легендой? Какое она носит название (Ответы детей).
Правильно, Аю-Даг. (Медведь-гора)
Лежит себе Медведь-гора
Нос прикрывает лапой
А рядом ходит детвора-
Не страшен косолапый!
Не станет ведь гора – реветь
Хоть и зовут её медведь!
Итог:
Сегодня мы с вами вспомнили легенды о Крыме. Воспитатель задаёт вопросы детям по содержанию легенд, а затем уточняет способы изображения задуманного. Выберите самую любимую из легенд и изобразите сюжет самый яркий для вас. Закройте глаза и представьте себе, как вы бы нарисовали.
Самостоятельная работа детей по технике, которую они сами для себя выбирают.
Воспитатель:
Вы замечательно поработали сегодня как настоящие художники. И все ваши шедевры мы повесим на выставку.
Приложение №1
Соленое Черное море легенда
Энциклопедия Судак - С Легенды и сказки
СОЛЕНОЕ ЧЕРНОЕ МОРЕ. А знаете ли вы, почему вода в Чёрном море такая солёная? Прочитайте эту сказку, и вы тогда узнаете, что…
В давние времена в сети коварного Нептуна во время купания часто попадали молодые девушки с Судакского побережья. И навсегда они оставались в плену подводного царства. Там им приходилось до конца своих дней плести из тонких нитей белопенные кружева для морских волн. Трудились девушки в слезах, не покладая рук, грустно напевая о своей родимой сторонушке. Нептун иногда слушал эти душещемящие песни, и в такие минуты море становилось спокойным и гладким, как зеркало.
Не раз просили девушки царя отпустить их на волю к родителям, но он был неумолим. А чтобы пленницы не сбежали домой на землю, Нептун превращал их в русалок. И вместо двух человеческих ножек у них появлялся один большой рыбий хвост, покрытый блестящей чешуёй.
И плакали русалочки от горя, не переставая, горючими солёными слезами. А вода в море становилась все солонее и солонее от этих слёз. И наконец однажды все море стало таким соленым, что даже у рыб перестало появляться новое потомство.
Забеспокоились морские обитатели не на шутку и стали просить совета у птиц, летающих над морем: “Помогите, птицы, погибаем от солёной воды. Как нам быть?”. Но птицы, не зная как помочь рыбам, полетели в леса и горы просить совета у зверей. Собрались все звери и птицы на горе Алчак и стали думать, как же выручить из беды своих собратьев. И, не сумев ничего придумать, решили, что всем нужно горячо молить о помощи: может быть, кто-то услышит и поможет. Целый день они дружно взывали о помощи, молились до самой темноты.
Услышала их мольбу матушка Природа, пожалела их и решила помочь несчастным. Она впервые за время существования нашей теплой Судакской земли за одну ночь посыпала, словно сахаром, все прибрежные горы искристым белым снегом. А утром все проснулись и увидели настоящее чудо. И никак не могли понять, что это такое: соль, мука, вата?
Один старый мудрый олень, глядя на белое вещество, сказал: “Это, видно, к нам по ошибке с Севера прилетел снег”. И чтобы удостовериться, лизнул своим шершавым языком снежную корку. Он с удивлением сказал: “Это сладкий снег! Мы можем собрать много такого сладкого снега и отнести его в море. И вода в нем больше не будет такой солёной. И рыбы не погибнут!”.
Так и решили сделать. Бросились все собирать сладкий снег. Дружно работали рядом крыльями, хвостами и лапками: чайки и фазаны, голуби и вороны, зайцы и лисицы, волки и олени. Они собирали снег в большие круглые комья и скатывали их с гор поближе к морю. И вскоре на берегу образовалась огромная снежно-сахарная гора. А тут и солнце поднялось высоко в небо, стало припекать, и начала таять сахарная гора. Заволновались звери, что не успеют переправить её в море.
На их счастье, на помощь прилетели две самых больших птицы Судакского побережья: Сокол и Орёл. Сокол говорит: “Я полечу первый. У меня крылья молодые и сильные. Я долечу до середины моря и сброшу весь снег прямо на подводное царство”. А Орё л ему возражает: “Нет, я первый полечу. Я старше и опытнее, и крылья мои шире, чем у тебя. У меня лучше получится!”. И так они спорили долго, пока не дошло до ссоры, а потом и до драки.
Набросились они злобно друг на друга, только пух, и перья полетели во все стороны. В страхе разбежались все звери по своим норам, разлетелись все птицы по своим гнёздам. А пока боролись старый Орёл с молодым Соколом, неумолимо таяла снежно-сахарная гора. И вскоре она уменьшилась в тысячу раз.
Разгневалась мать Природа на глупых птиц, что не смогли они разумно распорядиться её чудесным даром, и превратила в камни Орла, Сокола и сахарную гору.
С тех пор вода в Чёрном море так и осталась солёной, постепенно приспособились жить в такой воде все рыбы. И снова стало у них появляться потомство. А на Судакском побережье навсегда застыли у моря каменная гора Сокол, гора Орёл и небольшая крутая горка под названием Сахарная головка.