Ирина Алексеева
НОД для средней группы по ознакомлению с народным бытом
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомить детей с народным бытом.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить с русской народной избой;
-Знакомить с русскими народными играми.
Развивающие:
-Развивать интерес к народному быту;
-Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
-Воспитывать уважение к народным традициям, к своей истории.
-Формировать бережное отношение к предметам старины.
Предварительная работа:
Публикация «НОД для средней группы по ознакомлению с народным бытом» размещена в разделах
Чтение русских народных сказок, проведение народных игр, разучивание слов к игре «Чурилки», отгадывание загадок.
Оборудование: кукла в народном костюме Марфа Васильевна, картинки с изображением предметов народного быта, предметы народного быта (самовар, расписные доски, ложки, лапти и т. д.).
Ход НОД
Игра «Поздороваемся»
Здравствуй, солнце золотое. (поднимают руки вверх)
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, легкий ветерок. (покачивают руками из стороны в сторону)
Здравствуй, маленький цветок. (приседают и начинают потихоньку подниматься)
Здравствуй, утро. (правую руку в сторону)
Здравствуй, день. (левую руку в сторону)
Нам здороваться не лень. (обнимают друг друга)
Ребята, каждый день, встречаясь, люди здороваются, говорят «здравствуйте». Как вы думаете, это слово от какого слова происходит?
Ответы детей.
В-ль: От слова «здоровье» или «здравие». Т. е. люди желают друг другу здоровья.
Как вы думаете это пожелание доброе или злое?
Дети: Доброе!
Воспитатель: Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить приветливо, глядя в лицо тому человеку, с которым здороваешься.
Появилось это слово в далекие-далекие времена, когда не было еще ваших мам,пап, и даже дедушек и бабушек. Скажите, а вам интересно посмотреть, как же жили люди в те далекие-далекие времена?
Дети: да
В-ль: Тогда сегодня я приглашаю вас на экскурсию в музей «Народная изба».
Встречает нас в хранительница музея Марфа Васильевна. Поздороваемся с ней?
Дети: Здравствуйте, Марфа Васильевна.
В-ль: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть в своем музее. Ребята, а кто знает, что такое изба?
Ответы детей.
В-ль: Избой раньше называли дом, сложенный из бревен. (при необходимости объяснить, что такое бревно). Такой дом был теплым и крепким (демонстрация картинок). А как вы думаете, как обогревали раньше дома?
Ответы детей.
В-ль: Обогревали дома с помощью печки. (демонстрация картинки или макета печки). Как вы думаете, для чего еще нужна была печь?
Дети: готовить еду.
В-ль: Совершенно верно. Печь обогревала дом, в ней готовили еду, и на ней можно было даже спать. И называли ее ласково-матушка. Вот послушайте:
В-ль: Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет
Деток спать она уложит.
И сверчок поет, где- то, рядышком
Как тепло с тобой печка - матушка!
В-ль: В старину печь делали из глины. А когда появились кирпичи, то печь стали выкладывать из них. Т. е печь была кирпичной (Повтор детей)
А как же работала печка? Что нужно, чтобы она грела?
Ответы детей.
В-ль: Для работы печки нужны были дрова. (демонстрация картинки). Дрова-это куски дерева небольшого размера. Их закладывали в устье печки поджигали. Устье закрывали заслонкой. (Демонстрация картинки)
Мы сейчас с вами будем пилить дрова для печки.
Физминутка:
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
В-ль: Самая красивая комната в избе называлась горницей. В ней встречали гостей (Картинка). Ребята, что мы видим в горнице?
Дети: Стол, посуда, лавки.
В-ль: Молодцы! А посмотрите, из чего все это сделано?
Дети: Из дерева.
В-ль: Правильно! Почти все предметы в доме-деревянные. (Повтор детей). Ребята, посмотрите, какой большой стол и длинные лавки стоят около него. Как вы думаете, почему так сделано?
Ответы детей.
В-ль: Стол – это место семейной трапезы. Как вы думаете, что такое трапеза? Трапезой раньше называли прием пищи. Семья во время трапезы собирается вокруг стола, показывая свое единство. В каждой семье на столе стоял самовар. (демонстрация картинки). Это сейчас мы с вами наливаем воду для чая из чайников. А раньше воду грели в самоварах, а разогревали самовар углями. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками.
Посмотрите, ребята, какой посудой пользовались наши предки. Посуду делали из глины. Глиняная посуда (Повтор детей) Из глины делали горшочки, крынки, кувшины, чаши. Была посуда из чугуна. Чугунная посуда (Повтор детей). Чугун-это железо. И посуда из него тяжелая. Посмотрите, вот чугунок. Возьмите его в руки. Какой он?
Дети:тяжелый.
В-ль: В чугунке варили щи, каши. А как же такой тяжелый и горячий чугунок вытащить из печки? Для этого у наших предков был помощник (демонстрация картинки). Это ухват - деревянная палка с металлической рогаткой.
В-ль: Ребята, а откуда мы с вами воду берем для приготовления еды?
Дети: из-под крана.
В-ль. А в старину не было водопровода и воду приносили из колодца (картинка). Носили воду ведрами. А чтобы было удобно, несли ведра с помощью коромысла. Коромысло можно носить на одном плече или на двух (показ). Коромысло делали из дерева. По краям прикрепляли крючки или делали выемки для ведер.
В-ль: По вечерам, после дневных забот, женщины садились за прялки (показ) и пряли шерсть, овечью, козью, собачью. Вытягивали из шерсти и скатывали пальцами длинные нити, пряжу. А потом вязали носки, варежки, пуховые платки, косынки, жилетки.
Русская прялка узором богата,
Формой красива, резьбой хороша.
Мастер создал её в прошлом когда-то,
В ней старина и живая душа.
Женские руки к ней прикасались,
Пряжу крутили, веретено.
Прабабушки наши пряли, старались,
Чтобы красивым соткать полотно.
В-ль: а сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Чурилки»
Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?
После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.
В-ль: Ребята, мы с вами побывали в музее «Русская изба». Вам понравилось? Что нового вы узнали? Что особенно запомнилось?