Анна Рылякина
НОД по социально-коммуникативному развитию «Генеалогическое древо моей семьи» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Генеалогическое древо моей семьи»
ЦЕЛЬ: воспитание любви и уважения к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.
ЗАДАЧИ:
- Конкретизировать первоначальные представления детей о родословной, расширить понятия «семья», «род», «родословная», «генеалогическое древо», «поколение».
Темочки:
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Генеалогическое древо. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Формировать умение моделировать схему родственных отношений.
- Учить составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа;
- Воспитывать у ребенка гордость за свою семью, укреплять любовь и привязанность к близким людям, повысить у ребенка ощущение значимости своей личности внутри семьи;
- Продолжать воспитывать уважительное отношение к сверстникам: не перебивать, внимательно выслушивать рассказ собеседника.
- Активизировать двигательную активность детей, способствовать снятию усталости и напряжения, развивать мелкую моторику.
Оборудование для детей: игрушка домовенка Кузи, ребус семья, лист бумаги А4 с силуэтом дерева на каждого ребенка, клеенка, подносы кружочками из цветной бумаги разных цветов (2 коричневых, 2 желтых, 1 красный, 1 синий, 1 розовый, 1 голубой, 1 зеленый, 1 оранжевый,дерево для создания родословной Кузи, портативная колонка с заранее подготовленной записью слов домовенка, картинка-схема с изображением членов семьи.
Предварительная работа:
Познавательные игровые ситуации «Кто я?» (половая дифференциация); беседа «Бабушка и дедушка»; рисование «Я и моя семья»; выполнение домашнего задания «Расскажи о своей семье по фотографии»; разучивание пальчиковой гимнастики, физкульминутки, просмотр мультфильма домовенок
Ход НОД:
Воспитатель с детьми рассматривают фотографии из семейного альбома, дети рассказывают о членах своей семьи.
Вдруг звучит запись с кряхтением и шуршанием.
Воспитатель:
- Ой, ребята, откуда эти звуки? Хотите посмотреть кто издает их?
В углу групповой комнаты воспитатель вместе с детьми находят домовенка Кузю с шкатулкой и с ребусом.
Воспитатель:
-Кто это, дети? (домовенок Кузя)
Воспитатель включает на портативной колонке заранее подготовленную речь домовенка.
Кузя:
-Здравствуйте, ребята.
Дети :
- Здравствуете.
Кузя:
- Я пришел к вам, чтобы вы мне помогли разгадать загадку, она у меня на листочке. Посмотрите на ребус и попробуйте расшифровать слово, которое здесь написано. (На листке зашифровано слово «семья»)
ЯЯЯЯЯЯ
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и показывает ребус.
-Кто-то уже догадался? (семь- я).
-Давайте произнесем вместе –семья.
-Неслучайно это слово можно зашифровать именно так. Раньше, на Руси, считали, что семья-это семь человек, которые живут дружно и весело под одной крышей.
-Кузя, а почему ты у нас загрустил?
Кузя:
-Да, мне стало грустно, потому, что я живу один в пустом доме и не знаю, что такое семья.
Воспитатель:
-Ребята, а вы хотите помочь Кузе? Расскажем ему, что такое семья? (Да)
-Кто расскажет с кем вы живете? (Дети высказываются).
-Ребята, молодцы. У каждой семьи есть своя родословная. Кто самый старший в семье? (Дедушки и бабушки).
-Правильно. А ваши родители, мамы и папы, кем они являются для бабушек и дедушек. (Сыновьями и дочерями).
-Ребята, а кем вы являетесь для своих родителей? (Сыном. Дочерью. Сыновьями и дочерями.)
-А когда вы вырастете, то и у вас будут тоже дети, которые будут для вас сыновьями и дочерями. И так человеческий род, ваша семья продолжится. Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Да, да, да. Нет, нет, нет»
Воспитатель читает предложения и если ответ правильный, то дети хлопают три раза в ладоши и произносят «Да, да, да». Если ответ неверный, то топают ногами и повторяют «Нет, нет, нет»
-Внук старше дедушки. (Нет)
- Внучка моложе дедушки (Да)
-Бабушка моложе внучки (нет)
-Папа старше сына (Да)
-Мама старше дочки Да)
-Дедушка в семье самый молодой (Нет)
- Бабушка в семье самая старшая
- Молодцы! С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». Давайте вместе произнесем. Повтори Вова, Аня, Милана. А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». Выглядит оно вот так. Давайте вместе произнесем. Повтори Варя, Денис, Ксюша Ш.
Ребята, а вы хотели бы научиться составлять генеалогическое древо своей семьи? (Да.)
Тогда я вам предлагаю сесть за столы на свои места. Сейчас мы научимся, как создать модель своего генеалогического древа семьи.
Перед выполнением я предлагаю вам размять пальчики. Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папа,
Этот пальчик мама,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья.
Посмотрите на картинку – каждый член семьи обозначен своим цветом: Каким цветом обозначена бабушка (желтым, дедушка (коричневым, мама (красным, папа (синим, брат (зеленым, Сестра (оранжевым? А себя мы изобразим розовым или голубым цветами. Девочки каким цветом? (розовым) А мальчики? (голубым).
У вас на столах есть у каждого кружочки таких цветов. Теперь вы возьмите эти кружки и давайте разместим их, обозначив членов семьи, на своих древах.
Дети размещают при помощи воспитателя кружки-обозначения. Желтые и коричневые, обозначающие дедушек и бабушек, на уровне корней, красные и синие, обозначающие родителей, на уровне ствола, а себя и брата или сестру, в зависимости от того, кто у ребенка есть на уровне ветвей.
После окончания работы воспитатель предлагает детям рассказать о своей семье по генеалогическому древу.
Воспитатель: «Молодцы ребятки, мы немного засиделись, предлагаю вам поиграть. Давайте, выйдем из-за столов, сделаем круг и опустим руки. Эта игра вам знакома, называется она «Дела семьи».
В нашей семье всем найдется работа – «Тарелочки» прямыми руками
На выходных все в делах и заботах:
Дедушка красит стол на балконе Имитация движения кистью
Бабушка квасит капусту в баллоне «Жмем» капусту
Мама белье в тазу замочила Махи руками (полоскание белья)
В таз порошок она положила «Трясет коробку с порошком»
Папа из досок стол мастерит Несет доску большую
Куда не посмотришь – работа кипит Козырек, повороты в стороны
И я не стану долго ждать Развели руками
Стану кому-нибудь я помогать. Девочки помогают мамам стирать,
мальчики папам мастерить стол.
- Ребята, молодцы, но мы с вами совсем забыли про Кузю, ведь нам надо и ему составить родословную его семьи.
Кузя:
- В моем сундучке есть фотографии моей семьи, вы можете их достать. Я буду очень рад, что у меня тоже появиться моя родословная.
Дети подходят к сундуку и достают фотографии с родственниками домовенка и крепят их на дерево.
Воспитатель:
-Кузя, посмотри, какое древо твоей семьи составили ребята, тебе нравиться?
- И правда, теперь у моей семьи будет своя история. Спасибо вам большое, а у меня для вас подарок игра, а мне пора с вами прощаться, а то меня уже дома заждались. До свидания! (До свидания)
-Ребята, что мы сегодня с вами нового узнали?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Какие слова новые вы узнали?
- Ребята, а теперь я предлагаю подойти к столу и выбрать карточку синюю или красную Если вам занятие понравилось то синюю, если нет, то красную. Положите карточку в сундук.