Екатерина Евсеева
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1. «Возрастная линия»
Цель: содействие полоролевой социализации детей.
Задачи:
— уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости;
— дифференцировать представления детей о способах взаимодействия с людьми разного пола и возраста;
— способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений между людьми разного пола и возраста;
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.
Оборудование: дидактические игры («Возрастная линия», «Один дома»); презентация картин (Б. Кустодиев «Утро», А. Венецианов «Захарка», «Портрет дочери художника», В. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной», неизвестный художник «Портрет пожилой женщины с книгой», И. Глазунов «Вера», В. Серов «Мика Морозов»); видеопроектор, компьютер, мяч.
Ход НОД
Психолог: Ребята, к вам за помощью обратилась воспитатель средней группы Елена Евгеньевна. Она хочет рассказать детям своей группы о том, что мальчики и девочки с годами растут, изменяются и со временем становятся взрослыми людьми. Для этого ей нужна такая книга, в которой было бы много картинок и игр по этой теме. Ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки и играть, а не просто слушать! Но, к сожалению, Елена Евгеньевна нигде не смогла найти такую книгу. Она вспомнила о вас, ребята. Ребята, как можно помочь воспитателю, обратившемуся к вам за помощью?
(возможные ответы детей) Можно сделать книгу и рисунки о наших семьях, показать семейные фотоальбомы, подарить игру.
Психолог: У вас дома есть фотоальбомы с вашими семейными фотографиями, которые вы очень любите рассматривать. Кто изображен на них?
Дети отвечают.
Да, на этих фотографиях — ваши родственники. Но у каждого родственника есть прошлое и настоящее. Предлагаю вам вместе с родителями создать такие фотоальбомы, в которых можно увидеть, какими девочками были мама, бабушка и тетя и какими мальчиками — папа, дедушка и дядя. Мы покажем их воспитателю и родителям детей средней группы и посоветуем сделать такие же альбомы для малышей. А чтобы ваши альбомы получились интересными, предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о том, как мальчики и девочки с годами растут, изменяются и со временем становятся взрослыми людьми.
Психолог обращает внимание детей на выставку презентацию картин с изображением людей в разные возрастные периоды.
Человек появляется на свет (рождается) очень маленьким и беспомощным и называют его младенцем.
Дети показывают картины, на которых изображены младенцы.
Кто изображен на этих картинах? Какими художник изобразил младенцев?
Дети отвечают.
Внешне мальчики и девочки в этом возрасте похожи друг на друга. Новорожденный ребенок появляется на свет маленьким и беспомощным, он не умеет говорить, ходить, держать ложку. Как нужно ухаживать за младенцами?
Дет и. Кормить их, следить, чтобы не упали, чтобы всегда были чистыми.
Психолог: Правильно, взрослые кормят его, одевают, разговаривают, играют с ним. Ребята, а почему нельзя сердиться на маленького ребенка, если он разбросает игрушки?
Де т и отвечают.
Психолог: Да, малыш в этом возрасте еще мало понимает, поэтому не нужно на него сердиться, если он разбросал игрушки, размазал по столу кашу. Нужно терпеливо показывать и объяснять ему, как пользоваться разными предметами. Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы еще раз вспомните о том, как ухаживать за маленькими детьми.
Игра «Один дома»
На столе находятся кукла- младенец и различные предметы. Нужно выбрать те предметы необходимые для того, чтобы успокоить плачущего малыша (рожок с молоком, пустышка, погремушки, ползунки, памперсы).
Психолог:. Ребята, выберите, пожалуйста, те картины, на которых изображены девочки и мальчики по возрасту такие же, как вы.
Дети выбирают картины: А. Венецианова «Захарка», «Портрет дочери художника», В. Серова «Мика Морозов», И. Глазунова «Вера».
В детстве мальчики и девочки внешне больше похожи друг на друга, чем взрослые. Что общего между мальчиками и девочками?
(возможные ответы детей) Они любят вместе играть, слушать и читать книги, любят маму и папу, заботятся о них.
Психолог: Верно, все они любят вместе играть, общаться, берегут то, что их окружает (природу, рукотворный мир, уважают старших, заботятся о родных. Но многое в их внешнем виде и поведении различается. Они отличаются прическами, телосложением, одеждой, любят играть с разными игрушками. Мальчики и девочки с годами растут, изменяются.
Выберите, пожалуйста, картины, на которых изображены мальчики-подростки, юноши и девочки-подростки, девушки. Обратите внимание на изображение юноши и девушки. Они почти взрослые. Какие новые отличия появились у них во внешнем виде?
Дет и отвечают.
Психолог: Молодцы, дети, вы правильно отметили, что у юношей и девушек больше различий в телосложении: у юношей — широкие плечи и узкие бедра, у девушек — талия, узкие плечи, грудь больше. Выберите, пожалуйста, картины, на которых нарисованы мужчины и женщины. Рассмотрите их. Чем внешне отличаются мужчины и женщины?
Де т и. Одеждой, прической, телосложением.
Психолог: Взрослые люди много работают, имеют разные профессии. Благодаря работе взрослых создаются вещи и ценности, которыми пользуются все люди, в том числе дети и старики. И чтобы вспомнить, кем работают ваши родители, предлагаю поиграть в игру.
Физкультминутка «Назови мамину (папину) профессию»
Психолог бросает мяч ребенку, а тот возвращает его и одновременно называет мамину (папину) профессию.
Психолог: Ребята, мы с вами рассмотрели много картин с изображением людей разного возраста, вспомнили, чем они внешне отличаются друг от друга. Как вы думаете, для чего нужно понимать, в каком возрасте находится человек?
Де т и отвечают
Психолог: Чтобы всем людям было хорошо друг с другом, нужно понимать, в каком возрасте нахо- дится тот или иной человек. В разном возрасте у людей разные возможности: старики и дети быстро устают, им нужно чаще отдыхать; юноши, девушки и подростки много двигаются, им нужно хорошо питаться, чтобы расти. Особые заботу и внимание нужно проявлять по отношению к пожилым людям. Выберите картины, на которых нарисованы пожилые люди. Рассмотрите их. За свою долгую жизнь они много работали и очень устали. Самостоятельно что-то сделать им трудно, но мы им можем помочь. Как?
Дети. Заботиться о них, помогать во всем.
Психолог: старые люди не могут делать многое из того, что могут дети. Как можно им помочь?
Дет и. Не шуметь, когда они отдыхают, уступать место в транспорте, поднимать вещь, которую они уронили.
Психолог: Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам еще раз о том, что мальчики со временем станут подростками, юношами, мужчинами, стариками, а девочки — подростками, девушками, женщинами, старушками.
Игра «Возрастная линия»
Нужно разложить картинки по порядку (в соответствии с возрастным развитием людей разного пола). В ходе игры проводится беседа по содержанию картинок.
Психолог: Вот мы с вами и вспомнили о том, как растут и изменяются люди с возрастом. Думаю, что это поможет вам вместе с родителями интересно оформить фотоальбомы, которые мы покажем воспитателю и родителям детей средней группы и посоветуем сделать точно такие же альбомы для малышей.