Папки-передвижки

Конспект НОД по коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста «Путешествия с пчелкой Майей»

Морозова Вера
Конспект НОД по коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста «Путешествия с пчелкой Майей»
▼ Скачать + Заказать документы

Место НОД в изучении темы: данное занятие проводится с целью научить детей дифференцировать звуки (С, (З) на слух и в произношении. Сформировать у детей звуковую аналитико- синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.

Цель НОД: дифференциация и автоматизация звуков (С, (З) в словах и фразах, развитие фонематического слуха. Закрепление знаний о насекомых, совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.

Задачи НОД:

Публикация «Конспект НОД по коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста „Путешествия с пчелкой Майей“» размещена в разделах

Задачи приоритетной образовательной области:

«Речевое развитие»

Закреплять знания о механизме образования звуков, их акустических и артикуляционных особенностях.

Автоматизировать звуки (С, (З) в словах и фразах.

Учить дифференцировать звуки (С, (З).

Обогащать активный словарь по теме «Насекомые».

Развивать связную, грамматически правильную, диалогическую и монологическую речь, формировать умение доказывать свою точку зрения.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Познавательное развитие»

Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

Совершенствовать познавательные процессы: внимание, память, мышление.

Формировать предпосылки учебной деятельности, развивать умение самостоятельно применять полученные знания.

Систематизировать знания детей по теме «Насекомые».

«Социально-коммуникативное развитие»

Формировать умение работать в парах, договариваться о распределении деятельности, активно взаимодействовать с детьми и взрослым.

Воспитывать доброту, отзывчивость; умение выслушивать своих товарищей, не перебивать.

«Физическое развитие»

Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

Развивать общую и мелкую моторику.

Совершенствовать координацию речи с движениями.

«Художественно-эстетическое развитие»

Стимулирование сопереживания персонажам мультфильма.

Предварительная работа:

Индивидуальные логопедические занятия по постановке и автоматизации звуков (С, (З). Организация просмотра дома в семье мультфильма «Пчелка Майя».

Организация воспитателем конкурса рисунков на тему «Пчелка Майя и её друзья».

Цель применения ИКТ в НОД: повышение уровня мотивации познавательно-практической деятельности; внесение разнообразия в образовательную деятельность, использование современной формы подачи и закрепления информации детям.

Планируемые результаты НОД: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопрос, участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям, выделять существенные признаки; регулятивные – умение осуществлять действие по словесной инструкции взрослого и заданному правилу.

Используемое оборудование для педагога: мультимедийное оборудование, ноутбук, колокольчик, интерактивная доска, артикуляционный профиль звуков «С» и «З»,картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции звука, план характеристики звука, макет речки с рыбками, удочка, ведра синего и зеленого цвета, магнитная доска с большой ромашкой, предметные картинки со звуком «С» и «З» в соответствии с лексической темой: «Насекомые».

Используемое оборудование для детей :

индивидуальные настольные зеркала;

дидактические игры на дифференциацию звуков (С, (З) «Поставь цветы в вазы»;

пчелки на липучке;

шарики Су-Джок;

дидактические игры на дифференциацию звуков «Около».

Ход НОД:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Этап 1. Мотивация детей к образовательной деятельности

Цель этапа: привлечение внимания детей, переход от свободной игры к организованной деятельности.

Входит в группу. Звонит в колокольчик. Здоровается с детьми и приглашает их на занятие.

Ведет детей в учебный класс.

Приглашает встать в круг и взяться за руки.

- «Вместе за руки возьмёмся

и друг другу улыбнёмся».

- «А теперь с хорошим настроением вспомним правило наших занятий».

Заинтересовываются, подходят к логопеду, здороваются.

Встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.

Хором проговаривают правило:

«Говорим всегда красиво,

чисто и не торопливо.

Четко смело говорим,

потому что не спешим!».

Целеполагания, постановка задач занятия

Цель: создание игровой мотивации и планирование деятельности

Приглашает детей занять места за столами.

И узнать о том кто придет к ним на занятие, отгадав загадку:

«Если пил ты чай с медком,

С ней ты хорошо знаком.

Много мёду набрала

Работящая …». (Пчела)

Включает проектор.

После правильного ответа детей на экране появляется «Пчелка Майя «

Предлагает детям отгадать любимый звук Пчелки Майи и обосновать свой ответ.

- «Ребята, попробуйте, пожалуйста, догадаться, какой любимый звук у Пчелки Майи

Побуждает детей самостоятельно определить цель занятия.

- «Попробуйте догадаться, что же мы будем делать сегодня на занятии».

Поощряет правильные ответы и обобщает их:

«Сегодня на занятии мы будем играть с Пчелкой Майей, продолжим тренироваться в произношении звуков (С) (З, и будем учиться различать их.

Рассаживаются за столы стоящие полукругом. Слушают и отгадывают загадку.

Смотрят на экран интерактивной доски.

Рассуждают, пытаются обосновать свой ответ.

Активно рассуждают, формулируют цель занятия.

Слушают. Отвечают на вопрос.

Этап 2. Основная часть.

Цель этапа: дифференциация и автоматизация звуков (С, (З) в словах и фразах, развитие фонематического слуха. Закрепление знаний о насекомых, совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.

Артикуляционная гимнастика

Цель: тренировка артикуляционного аппарата.

А что нужно сделать, чтобы язычок хорошо проговаривал трудные звуки.

Сообщает детям, что Пчелка Майя не умеет делать зарядку для язычка, но очень хочет научиться.

И предлагает найти способ решения этой проблемы.

Поощряет правильные ответы.

Показывает поочередно картинки с комплексом артикуляционных упражнений:

«Трубочка»

«Заборчик»

«Непослушный язычок»

«Чистим зубки»

«Горка»

«Загоним мяч в ворота»

Просит детей рассказать Пчелке Майе о звуках (С, (З) и том, что происходит с языком и губами, когда мы их произносим.

Предлагает свой ответ построить в соответствии с планом анализа артикуляции звука, план характеристики звука.

Поощряет правильные ответы.

Говорит, что Пчелка Майя очень рада, что дети научили её делать зарядку для язычка. И приглашает в путешествие на волшебный луг.

Пытаются решить проблему, предлагают варианты действий, высказывают предположения.

Предлагают свою помощь.

(«Научим Пчелку Майю делать зарядку для язычка»).

Берут настольные зеркала, ставят их перед собой.

По картинке называют упражнение, и его выполняют.

Дают характеристику звукам (С, (З)

Рассказывают о положении губ, языка в момент произнесения звуков, опираясь на план анализа артикуляции звука, план характеристики звука

Динамическая пауза. Физкультминутка

Цель: профилактика утомления детей, координирование речи с движениями.

Предлагает детям выполнить упражнения вместе с Пчелкой Майей

- «Пчелы в ульях сидят (присесть)

И в окошко глядят (руками изобразить окошко)

Порезвиться захотели (встать)

Друг за другом полетели (летят, произносят звук З-З-З)

Встают на свободное пространство.

Дети вместе с учителем – логопедом под музыку выполняют упражнения.

Познавательная беседа

Цель: Активизация словарного запаса, автоматизация звуков (С, (З).

«Вот мы и на волшебном лугу».

Предлагает детям подойти к интерактивной доске и назвать, кого они видят на лугу.

«Как назвать одним словом, всех кого вы перечислили?»

«Какие части тела есть у насекомых?»

«Как они передвигаются?»

Поощряет детей за правильные ответы.

Смотрят на экран и перечисляют насекомых (оса, сверчок, светлячок, кузнечик, бронзовка,.)

Подбирают обобщающее слово.

Называют части тела насекомых (крылья, лапы, жало).

Игра «Веселый счет»

Цель: формирование навыка согласования существительных с числительными.

«Ребята, Пчелка Майя не может сосчитать, сколько здесь ос, сверчков, кузнечиков, бронзовок, светлячков. Пожалуйста, помогите ему».

Поощряет правильные ответы, контролирует звукопроизношение.

Упражняются в согласовании существительных с числительными.

(Одна оса, две осы, три осы, четыре осы, пять ос).И т. д.

Интерактивная игра «Расселим насекомых в домики»

Цель: обучение дифференцированию звуков (С, (З).

«А теперь нужно всех насекомых со звуком (С) «посадить» на астру, а насекомых со звуком (З) – на незабудку.

Помогает детям дифференцировать звуки, поощряет, подбадривает.

Выполняют дифференциацию звуков (С)(З) в словах.

Практическая самостоятельная деятельность, работа в парах.

Дидактическая игра «Собери букет».

Цель: обучение дифференцированию звуков (С)- (З)

Обращает внимание детей :

«Посмотрите, какой красивый наш луг. Почему он такой красивый? Какие растения мы видим?».

Поощряет правильные ответы, контролирует звукопроизношение.

«У вас на столах тоже есть цветы, давайте их расставим в вазы».

Предлагает поработать в парах, распределить цветы по вазам в зависимости нахождения звука в слове (начало, середина, конец) и дифференциации по твердости-мягкости.

Контролирует выполнение задания. Помогает детям, испытывающим трудности.

Предлагает проверить друг друга и оценить работу своего товарища.

«Если задание выполнено верно, посадите на букет пчелку».

«Молодцы! Какие очаровательные букеты у вас получились».

Возьмите пчелок и давайте с ними поиграем: будем учиться сочинять и правильно проговаривать скороговорки со звуками (С) и (З)

«Я начну, а дальше вы сами будите сочинять: Пчелка летела, летела и на гвоздику села».

Обращают внимание на экран.

Отвечают на вопрос.

Перечисляют растения.

Самостоятельно договариваются о том, кто будет собирать цветы со звуком (С, а кто со звуком (З). Работают с раздаточным материалом.

Самостоятельно выполняют фонетический анализ слов.

Проверяют и оценивают работу друг друга.

Поочерёдно сочиняют окончание скороговорки в зависимости от цветка на который они сажают пчелу и её проговаривают.

Практическая самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа.

Дидактическая игра «Рыбалка».

Цель: закрепление умения дифференцировать звуки (С, (З).

- «Не далеко от луга бежит ручей.

Пчелка Майя предлагает нам отправиться на него порыбачить».

Предлагает детям перейти к столу, где приготовлен макет ручейка с рыбками, удочкой и двумя ведрами.

«Если в названии картинки услышим звук (С)– кладём в ведро одного цвета, а если звук (З) – кладём в ведро другого».

Контролирует выполнение задания и звукопроизношение. Поощряет детей, помогает в случае необходимости.

«Назовите, какие картинки оказались в одном ведре. А в другом?»

Поощряет детей за правильно выполненное задания и чистое звукопроизношение.

Переходят к круглому столу и встают вокруг него. На столе макет речки с рыбками, удочка, ведра разных цветов.

Слушают, запоминают алгоритм выполнения задания.

Поочерёдно ловят рыбку, называют картинку и определяют в какое ведро её положить.

Называют картинки: сначала со звуком (С, а потом со звуком (З).

Обобщения и систематизации новых знаний

«Ребята, Пчелке Майе очень нравиться играть с вами. Она предлагает ещё одну игру, которая называется «Около».

Даёт образец проговаривания скороговорок по картинкам.

Предлагает проговорить скороговорки всем вместе. Напоминает, что все звуки нужно произносить правильно.

Даёт возможность желающим детям попробовать выполнить задание индивидуально.

- «Ребята, у Пчелки Майи есть для вас сюрприз.

Он вам дарит эту игру каждому из вас. Будите учить дома родителей быстро и правильно проговаривать скороговорки».

- «Давайте поблагодарим Пчелку за такой подарок».

«А нам пора покидать волшебный луг и прощаться с Пчелкой Майей».

Рассаживаются на свои места.

Активно слушают. Пытаются запомнить.

Хором проговаривают скороговорки. Сначала в замедленном темпе. Потом - в ускоренном.

Желающие проговаривают самостоятельно.

Благодарят Пчелку.

Прощаются с Пчелкой.

Цель этапа: организация рефлексии и обратной связи с детьми, подведение итогов.

Рефлексия

На магнитной доске большая ромашка.

Предлагает всем детям, которым было интересно играть на волшебном лугу - посадить свою пчелку на ромашку.

Интересуется, были ли сложности, какие именно сложности. В какие игры дети хотели бы поиграть еще раз.

Все желающие несут и прикрепляют пчелок к ромашке.

Рассказывают о своих впечатлениях, высказывают свое мнение, делают выводы.

Подведения итогов НОД

Побуждает детей вспомнить, какая была цель на занятии. Интересуется мнением детей по поводу достижения поставленной цели.

Предлагает перечислить, какие задания помогли им выполнить поставленную цель, и вспомнить, кто придумывал для детей интересные игры и задания.

Отвечают на вопросы учителя-логопеда.

Рассказывают о своих впечатлениях, высказывают свое мнение, делают выводы.

Информационные ресурсы

1. Официальный сайт Министерства образования и науки. – https://www.ed.gov.ru

2. Университетская библиотека. – https://www.biblioclub.ru

3. ЛогоПункт: коррекция нарушения речи. – https://www.logopunkt.ru/board.php

4. Психологос – энциклопедия практической психологии. - https://www.psychologos.ru

5. Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО https://almanah.ise.edu.mhost.ru/

6. Дефектолог. ру: материалы для родителей https://www.defectolog.ru

7. Логопедия : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд. перераб. и доп. — М. : Владос, 2008. — 703 с.

8. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда/ - М. : Владос, 2005. – 75с.

9. Шашкина Гульнара Рустэмовна. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — М. : Академия, 2003. — 240 с.

Публикации по теме:

«Новогодние путешествия по сказкам в поисках Деда Мороза» Сценарий праздника для старшего возраста «Новогодние путешествия по сказкам в поисках Деда Мороза» (для подготовительной группы) Действующие лица: Ведущая, Дед Мороз – взрослые;.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект НОД «Пасхальный сувенир» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Пасхальный сувенир» для детей старшего дошкольного возраста Объемное яйцо из бумаги – интересная и оригинальная поделка к Пасхе. Такая поделка будет прекрасным сувениром в качестве подарка, декором.

Конспект НОД по оригами «Кошка» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по оригами «Кошка» для детей старшего дошкольного возраста Цель: обучение детей складыванию из бумаги оригинальной поделки в технике оригами. Задачи: - образовательные: упражнять детей в многократном.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Сценарий квест-путешествия «По сказочным тропам» для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать познавательную активность, любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. Задачи: Формировать.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста «Путешествия с пчелкой Майей»
Опубликовано: 28 апреля 2022 в 13:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста «Путешествия с пчелкой Майей»» (включая файлы) размещена пользователем Морозова Вера в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД