Михайловская Светлана
Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей
▼ Скачать +Заказ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Подготовил: Михайловская С. В., воспитатель первой квалификационной категории.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :
• способствует снятию детских страхов;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное мышление;
• учит детей свободно выражать свой замысел;
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия;
• чувство фактурности и объёмности;
• развивает мелкую моторику рук;
• развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес детей к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и поставила перед собой следующие задачи:
• сформировать у детей технические навыки рисования.
• познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
• научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.
• развивать воображение и творческие способности детей.
• обогащать и расширять художественный опыт детей.
• побуждать ребенка экспериментировать.
• поощрять и поддерживать творческие находки.
• развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
• воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
• способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. В ходе занятий дошкольники выполняют задания разные по тематике и требующие применения различных приёмов работы. Что помогает дошкольникам быстро осваивать работу разными художественными материалами и развить навыки по изобразительному искусству. Усложнение заданий проходит постепенно, регулярно.
На каждом занятии необходимо поддерживать атмосферу увлеченности.
Это зависит и от личности воспитателя, его живого слова, умения интересно преподнести материал. Ведь одну и ту же тему каждый воспитатель преподносит по-своему. Тема одна, а вариантов ее решения множество.
Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка. Мы учимся применять разные художественные материалы: гелиевая ручка, гуашь, пастель, цветные карандаши, пластилин. Новые материалы и приемы работы вызывают удивление и неподдельный интерес.
Художественные салоны и магазины сейчас предлагают множество новых художественных материалов, как отечественных, так и зарубежных. Работа с разными материалами помогает выявлять способности учащихся.
Я стараюсь внушить дошкольникам, что все они способны к творчеству, только одни рисуют лучше карандашами, другие
фломастерами, третьи красками. Работая над образом, дети думают, какой материал лучше использовать, чтобы выразить свои мысли и чувства на бумаге. На всех ступенях обучения используются различные техники изображения и различные подходы к выполнению художественных работ для создания индивидуального творческого почерка. Применение различных техник на занятиях по ИЗО деятельности позволяет раскрыть творческие способности воспитанников.
Творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Н. Рерих, способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И задача воспитателя изобразительного искусства помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям. Новизна и многогранная деятельность - залог творческого отношения к работе. Однако введение разных материалов и техник осуществляется с некоторой осторожностью и в определенной последовательности. Выбор техники и материала зависит от уровня подготовки детей, их возрастных особенностей. Ввиду ограниченности времени, дошкольники не всегда могут в полной мере реализовать свои возможности. Поэтому на кружковых занятиях, дети могут не спеша выполнить работу, проявляя при этом свою фантазию и воображение
Особенности изображения зависят от цели, назначения рисунка. Материал должен помогать наиболее простому, быстрому и убедительному выполнению поставленной перед воспитанниками задачи.
РАССМОТРИМ НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ
КЛЯКСОГРАФИЯ
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы, а затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали.
ТЫЧОК ЖЕСТКОЙ ПОЛУСУХОЙ КИСТЬЮ
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
ОТТИСК СМЯТОЙ БУМАГОЙ
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ + АКВАРЕЛЬ
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
СВЕЧА + АКВАРЕЛЬ
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
НАБРЫЗГ
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
МЕТОД МОНОТИПИИ
Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, стекле которое переносится потом на бумагу. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают.
РИСОВАНИЕ НА МОКРОЙ БУМАГЕ
Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Идет дождь", и т. д.
КОЛЛАЖ
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»
КАК РИСОВАНИЕ ВЛИЯЕТ НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ?
Стремление рисовать присуще детям дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы детей, особенности их внутреннего мира. Детский рисунок может рассказать больше, чем сам ребенок. Работа над рисунками, картинами, скульптурами помогает выразить свои чувства, снять внутреннее напряжение, дает радость творчества. У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри.
Уже само преобладание серых тонов и черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, отсутствие набросков и дорисовок показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость находит свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности. При заторможенности и беспокойстве дети рисуют мало. Отсутствие рисования обедняет психическое развитие детей и свидетельствует о наличии в нем каких-то затруднений, страхов.
Необходимо, чтобы дети рисовали свои страхи. Если рисунок сделан, значит ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунках страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее, фактически случившееся.
Изобразительная и творческая деятельность настолько благотворно влияет на ребенка, что появилось целое направление в детской психологии — арттерапия.
Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток. Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, монотипия, монохром и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски - в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.
Важно выразить одобрение по поводу выполнения задания, ибо гордость за это является антиподом страха, повышая заметно чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе.
Обсуждайте рисунки вместе с детьми! Отрицание страха закрепляйте похвалой! Пусть ваши дети станут вам еще ближе!
5 ПРИЧИН РИСОВАТЬ
1. Рисуя, дети проявляют свои творческие способности и развивают мелкую моторику, фантазию и воображение. А совместные занятия мамы и ребёнка сближают их, и оба получают положительные эмоции.
2. Рисование благоприятно влияет на умственные способности и логическое мышление. Потом такие дети лучше занимаются в школе.
3. Рисование развивает память.
4. Создавая картины, ребё нок самовыражается: картины расскажут о его мыслях и чувствах без всяких слов. Не секрет, что специалист может составить психологический портрет малыша по его рисунку и узнать, в какой обстановке он растёт. Если рисунок выполнен в жёлтых или оранжевых тонах, то его автор, несомненно, был в хорошем настроении. Если ребёнок часто использует чёрный цвет, то это может говорить о депрессии. Правда, бывают исключения: у детей до 5 лет слабо выражено цветоощущение, поэтому они часто берут карандаш, который первым им попался под руку. А вот после пятилетнего возраста дети рисуют осмысленно, и у них уже есть свои любимые цвета.
5. Чем больше ребёнок занимается творчеством, тем больше он узнаёт об окружающем мире. На кружках ведь не только учат рисовать, но и много рассказывают о том, что предстоит создать. Например, если детям нужно нарисовать собаку, то преподаватель рассказывает, какие породы бывают, стоит ли их бояться, действительно ли они верные друзья человеку.