Ольга Малафеева
Нетрадиционные техники рисования как средство современных технологий воспитания сенсорного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях внедрения ФГOC ДO анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Необходимостью возникла система занятий, которая стимулировала, творческий потенциал детей и развивал художественно творческие способности дошкольника.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования как средство современных технологий воспитания сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Одним из наиболее ярких и привлекательных сенсорных признаков предмета является его цвет.
Цвет как объект изучения всегда привлекал внимание ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Хорошо развитое чувство цвета помогает точнее сориентироваться в окружающем мире, полнее почувствовать его красоту, гармонию красок, ощутить душевный комфорт. Поэтому очень важно научить детей уже в дошкольном возрасте воспринимать цвет, его оттенки, пользоваться представлениями о цвете в своей познавательной, практической, художественной деятельности.
Задачи формирования представлений о цвете приводятся во многих вариативных образовательных программах.
Следует отметить, что в настоящее время в дошкольных учреждениях в первую очередь решается задача ознакомления детей с отдельными цветами спектра, а задача формирования необходимых способов обследования предметов с целью выявления цвета не получает должного решения. Это не может не сказываться отрицательно на особенностях представлений детей о цвете.
Ранний возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить
шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога-воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.
Рисование, даже без какого либо вмешательства взрослого – мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию, отражение впечатлений от окружающего и обеспечивает путь для проявления чувств, в том числе посредством цвета. Нет детей, которые бы не любили рисовать, экспериментировать с красками.
Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Главную роль в проявлении творческих способностей играет система образования. Но, к сожалению, обучение в детских садах часто носит репродуктивный характер: ребенок больше узнает, чем творит. Кроме этого, качество проведения занятий изобразительной деятельностью зачастую не способствует проявлению творчества у ребят. Все это подчеркивает актуальность рассматриваемой нами проблемы и ставит задачу создания таких условий обучения, в которых возможно не только эффективное усвоение знаний детьми, но и организация и развитие поисковой деятельности, активности самостоятельности, познавательной потребности детей, то есть достижение наибольшего воспитательного эффекта. Широкое предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, соответствующая организация педагогического процесса, способствующая накоплению впечатлений, эмоций, опыта, нравственно направленное и эстетически развивающее содержание деятельности дошкольников, последующее использование результатов детской художественной деятельности в воспитании и обучении детей – необходимые условия формирования художественно-творческой деятельности.
Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства; формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.
Реализация художественной деятельности в разных возрастных группах предусматривает:
- развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно - прикладное искусство, музыка, архитектура и др., формирование первых представлений в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
- формирование художественно - образных представлений и мышления, эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса;
- развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно - речевой деятельности;
- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах предметы и явления действительности, решение творческих задач;
- приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
Для эмоционального восприятия применяются стихи, песни, подбираются совместно с музыкальным руководителем музыкальное сопровождение, отражающее эмоциональный настрой рисунка.
При планировании совместной деятельности в работе с нетрадиционными материалами нужно обязательно учитывать возрастные особенности детей.
Для дошкольников 2-3 лет более простым в освоении являются пальчиковая, ладонная трафаретная техники, печатание различными бросовыми материалами: коробочками, крышками, поролоновыми подушечками, резиновыми и ватными палочками. Изображая зимний пейзаж – сугробы и падающий снег, - ребята используют «тычки» ватными палочками. Этой же техникой детям 2-3 лет можно украсить платочки, рукавички для мамы, сказочных рыбок. Дети часто воспринимают данные приемы как своеобразную игру-экспериментирование, с небольшой подсказкой учатся видеть образ в отпечатке ладони: бабочку, лебедя, осьминог, букет цветов.
Современные исследования Никитина А. В., Давыдова Г. Н. доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов. Их методики используются при развитии сенсорных способностей восприятия цвета, формы, величины.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2045876-1591118311.jpg[/IMG]
Спасибо за внимание.