АЛЬФИЯ КАРИМОВА
Нетрадиционные техники рисования для художественно-эстетического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие имеет большое значение в воспитании и образовании детей. Для его осуществления необходимо развивать у детей эстетическое восприятие, воображение, эстетическое отношение к окружающему миру. Научить видеть, понимать красоту, многообразие природы и рукотворного мира, воспитывать эстетический вкус, потребность в познании прекрасного, формировать умения в различных видах художественно-эстетической деятельности - задачи, стоящие перед педагогом.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования для художественно-эстетического развития» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Работа по художественно-эстетическому развитию в детском саду тесно связано с ознакомлением с природой. Не приближая детей к природе, не используя ее в воспитательно-образовательной работе, невозможно воспитать всесторонне развитого человека. Природа пробуждает у детей эмоциональное отношение к ней, способствует формированию гуманных чувств. Любить природу- значит, ее знать. Но, чтобы знать- необходимо изучать. При ознакомлении с объектами природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Красота природы, ее многообразие влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание узнать больше, задавать вопросы, замечать интересное и необычное. Восприятие природы способствуют развитию таких качеств, как эмоциональность, любознательность, бережное, чуткое отношение ко всему живому. А это, в свою очередь, формирует любовь к родному краю.
Формирование эстетического восприятия природы особенно ярко выражается в различных видах изобразительной деятельности. Именно в ней ребёнок получает возможность выражать свое отношение к окружающей природе.
Важно развивать у детей не только эстетическое восприятие природы, дать знания, но и формировать общую экологическую культуру дошкольников. Интеграция изобразительной деятельности и ознакомления с окружающей природой расширяет знания о мире, развивает, обогащает изобразительное творчество детей. Желание точнее передать образы природы в различных видах изобразительной деятельности влечет за собой углубление и уточнение знаний о природных явлениях и объектах. А это в свою очередь, вызывает стремление охранять и беречь природу, желание трудиться в ней, готовность к творческому процессу.
Более полно раскрыть свои способности, проявить свои чувства и эмоции, ребенку помогают нетрадиционные техники рисования. Неслучайно, проблемами методики обучения изобразительной деятельности нетрадиционными техниками занимались Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Н. П. Саккулина, Е. А. Флёрина. Нетрадиционные техники способствуют развитию у детей творческих способностей, воображения. Использование нетрадиционных способов рисования дает возможность детям приобретать знания, умения, навыки изобразительной деятельности. У детей формируется не только умение замечать прекрасное в природе, но и отражать это в своем творчестве.
Нетрадиционные техники рисования вызывают желание выразить свою индивидуальность, проявить инициативу. Сочетая разные способы изображения, дети учатся самостоятельно выбирать ту или иную нетрадиционную технику рисования. Они предоставляют возможность выразить в рисунке чувства и эмоции, вселяют уверенность в своих силах, позволяют создать ситуацию успеха у детей, формируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Природа вдохновляет детей к использованию разнообразных нетрадиционных техник рисования для выражения новых впечатлений, эмоций. Нетрадиционные техники изображения дают возможность избегать шаблонов, поэтому рисунки детей получаются яркими, интересными, разнообразными, оригинальными. Формирование интереса к миру, стремление изобразить доступными средствами, вызывают желание беречь природу, охранять ее.
Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, художественное слово- все это развивает у детей эстетическое восприятие природных явлений и объектов и углубляет знания, представления об окружающем мире, формирует экологическую культуру. На экскурсиях дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, в саду, у водоема, на лугу и др. Значение экскурсий очень велико: они вызывают интерес к родной природе, благоприятствует воспитанию эстетических чувств. Экскурсии, проводимые в разное время года, значительно облегчают детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе. Привлечение внимания к осенним краскам леса, к его зимнему убору, простору полей и лугов, аромату цветов, пению птиц, шелесту листьев и т. д. дает возможность почувствовать детям природу, а затем отобразить все это в рисунке. Нетрадиционные техники рисования позволяют детям наиболее полно передать свои чувства и эмоции. На прогулках организуется изодеятельность с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы.
Большое значение имеет работа с родителями. Беседы, консультации, собрания, различные актуальные рекомендации, папки-передвижки, информационные стенды, выставки совместного творчества по временам года и мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования – все это способствует художественно-эстетическому развитию детей.
Без любви к природе, без чуткого отношения к ней, без знаний о природе, невозможно человеческое существование. Нужно формировать экологическую культуру, эстетическое восприятие природы с раннего детства, потому что основные черты личности закладываются в дошкольном возрасте. Применение нетрадиционных техник рисования делает ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной, позволяет решать задачи художественно-эстетического развития. Формирование эстетического отношения к природе через изобразительную деятельность способствует развитию способности к самовыражению, личность становится духовно богатой, гармонично развитой, творческой личностью.