Людмила Черткова
Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(В. А. Сухомлинский)
Бесспорно, изобразительную деятельность для детей считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье… Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка.
Публикация «Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития» размещена в разделах
От рисования ребёнок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с его мышлением. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.
В дошкольной педагогике накоплен огромный опыт научных исследований в области изучения художественно – творческих способностей (Д. Б. Эльконин, Т. С. Комарова, Н. А. Ветлугина и др.) Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития художественно – творческих способностей остается актуальным.
В детском саду мы используем авторскую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки». В ней представлены изобразительные техники, как более простые для дошкольника и не требующие достаточно развитых технических умений.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными.
В изобразительном искусстве под «техникой» понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов с помощью которых выполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т. д., умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачи вещественности предметов. (с. 26)
Занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками не являются основными в сетке организационно образовательной деятельности, а входят в вариативную часть.
Я считаю, что когда дети овладели основными способами работы с гуашью, акварелью (рисование по – сырому, техника раздельного мазка, растяжка цвета, влияние цвета в цвет, овладели приемами работы кистью (концом, примакиванием, тычок сухой жесткой кистью, можно использовать нетрадиционные техники (печатание листьями, свеча + акварель, восковой мелок + вода, рисование ватными палочками, рисование «капельками»).
Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству, привить любовь к изобразительному искусству, развивать детское творчество я на занятиях использую нетрадиционные методы и приемы рисования. И мне бы хотелось остановиться и рассказать об одном из таких методов, так называемом «Живая картина». Дети любят все новое и необычное. Природные материалы – неисчерпаемый кладезь вдохновения, который доступен каждому!
Не стоит дожидаться осени, чтобы начать творить из свежесобранных каштанов и желудей. Лето – отличное время для творческих занятий на природе. Из цветов, лепестков и листьев можно сотворить настоящие шедевры. В принципе, этим чисто летним материалом для творчества можно пользоваться круглый год, если собрать растения и засушить гербарий.
Свою работу я начала со знакомства детей с цветами. Просматривали презентации, слушали стихи о цветах, отгадывали загадки, делали пальчиковые гимнастики, весёлые физкультминутки. Вместе с детьми мы выбирали эскиз для будущей работы, обсуждали его, выбирали цветы, обсуждали приёмы работы, что вызывало неподдельный интерес и эмоциональный подъём. Если мы не могли найти цветок нужного нам цвета, мы проводили эксперимент - опыт. Оставляли на ночь цветы в стаканах с водой с разными красителями, а когда приходили утром в сад, ребята были удивлены получившимся цветам и их новой окраске (окрашивать можно не только цветы, мы красили листья пекинской капусты, кленовые листья). Дети научились подбирать цветы к своим работам, подбирать фон. Так же с детьми мы делали коллективные работы. Дети объединялись по 3 – 4 и более человек. В этих работах виден общий результат, который богаче по содержанию и красочнее по цветовому решению. При выполнении коллективной работы каждый ребёнок выполняет порученное ему задание индивидуально, а затем все части собирались в единую композицию. Ценность коллективных работ состоит в том, что они объединяют детей, так как всем предлагается одна тема, общая цель, и дети заинтересованы в общем результате. Ребятам нравится заниматься этим видом изобразительной деятельности.
Дети часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в работе с гуашью, акварелью и живыми цветами. Дети на занятиях с интересом и восторгом увлеченно рассматривают и обследуют натуру, цветы, формы поверхности, изучают визуально и тактильно, осваивают разные приемы нанесения цветов на бумагу (целые цветы, половинки цветов, лепестками, нанесение цветов на клей или на пластилин). Применяя и комбинируя живые цветы с силуэтами в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать какие цветы использовать, какой метод нанесения выбрать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием живых цветов не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность. Я бы сказала, что использование живых цветов позволяет выразить в рисунке чувства, эмоции и настроение. И особенно важен конечный результат. Приятно видеть, когда дети с восторгом рассматривают получившуюся картину, бережно трогая её, и им всё время хочется почувствовать её запах.
Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его воображение. Изобразительная деятельность один из важнейших видов деятельности ребёнка дошкольного возраста, в связи с тем, что впервые ребёнок получает не только эмоциональное удовлетворение, но и продуктивный результат. Вовремя созданные условия для появления, становления и совершенствования изодеятельности, благоприятствует тому, что она становится ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребёнка.
Литература
1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково – словообразовательный. М., 2000. Т. 2. : П-Я.
2. Исскуство и творчество – афоризмы о творчестве и крылатые выражения. https://www.newacropol.ru/Alexandria/aphorism
3. Лыкова И. А Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки» М., 2007