Валентина Лесунова
Нетрадиционные способы изображения в развитии художественной одаренности в младшем дошкольном возрасте
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Одаренные дети — это наше достояние. Одаренность, как луч света, озаряет каждого ребенка, раскрывая его внутренний потенциал. Воспитатели должны почувствовать и отыскать дарования в своих воспитанниках. Самым благодатным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. У младших дошкольников наиболее частое проявление одарённости – это ранняя речь, большой словарный запас, замечательная память и огромное любопытство. Одарённые дети могут проследить причинно-следственные связи и сделать выводы. Выявление способных, одарённых детей и работа с ними являются актуальной задачей образования.
Публикация «Нетрадиционные способы изображения в развитии художественной одаренности в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Мы находимся на первом этапе работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Основными задачами являются: развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов, обогащение индивидуального опыта, создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, создание условий для увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
На наш взгляд, изобразительная деятельность является очень интересным видом деятельности дошкольников. Привычные, традиционные формы и способы рисования у многих детей вызывают затруднения, неуверенность в себе, а нетрадиционные техники и способы изображения способны раскрепостить, удивить малышей, пробудить в них энтузиазм, заставить их глаза блестеть от восторга.
Мы используем в работе нетрадиционные способы изображения : рисование ладошкой, пальчиками, манной крупой. Такая изобразительная деятельность доставляет дошкольникам много различных эмоций, удивляет их результатом. Нетрадиционный метод рисования манной крупой очень прост по технологии, напоминает детям игру. Ребята увлечённо помогают снеговику найти пуговички, спасают божьих коровок и т. д.
Мы не случайно обратились к оригинальным техникам рисования. Ведь большинство из них относится к спонтанному рисованию, и изображение получается, как результат игровой манипуляции, а не как специальное использование изобразительных приёмов. Расширяются возможности детей в работе по изобразительной деятельности. Так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, она помогает детям получить первые представления, знания об окружающем мире и затем выразить свои впечатления в процессе художественной деятельности.
Наблюдения за отношением детей к творческой деятельности показали, что 45% детей отдают предпочтение игровой, а 55% детей – изодеятельности. Игра, зажигает у детей огонёк интереса и любознательности. Мы играем с детьми в дидактические игры «Цвет, форма, размер», «Разложи по цвету», «Подбери по форме», что позволяет закрепить сенсорные эталоны. Для более успешной работы был создан творческий центр с разнообразными материалами для изобразительной деятельности : карандаши, кисточки, фломастеры, ватные палочки, гуашь, цветная крупа. Для сюрпризного момента в художественно-творческой деятельности используем приход «гостей» : Хрюши, Степашки, королевы Кисточки, а также атрибуты для подвижных игр «Солнышко и дождик», «Курочка-хохлатка», «Жуки» и др. Уровень творческих способностей младших дошкольников зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Также используем различные пальчиковые игры, деревянные прищепки, игры с цветной крупой, разноцветными крышечками.
Большое значение в своей работе уделяем индивидуальной работе с невнимательными, неусидчивыми или неуверенными в себе детьми. И работе с талантливыми, способными, одаренными детьми, где им дается возможность развития и совершенствования уже имеющегося "багажа" навыков, умений и знаний, для дальнейшего роста таланта.
Каждый ребенок по своей природе – творец. Создавая условия, позволяющие детям заниматься художественным творчеством и побуждающие их к занятиям искусством, можно раскрыть спящие творческие наклонности, увидеть зачатки одарённости детей.
Нестандартные материалы и инструменты помогают художественно-творческому развитию детей, формированию их активности, увлеченности и самостоятельности, развивают навыки и умения детей, обогащают их творческий потенциал.
Использование нетрадиционных материалов расширяют познавательный багаж детей, обогащают сенсорный опыт, развивают технические способности.
Анализ развития художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных методов рисования показал, что дошкольники успешно овладели знаниями и умениями, используя их на практике.