Боргоякова Веталина Вадимовна
Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики на уроках у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики на уроках у детей с ОВЗ.
Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев рук. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль.
Работая с детьми с ТМНР в своей работе применяю разнообразные приемы развития мелкой моторики с использованием яркой наглядности. Работа пальцев активизирует речевые зоны коры головного мозга.
Публикация «Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики на уроках у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
стимулировать развитие тонкой моторики полезно для всех детей, но в особенности для детей с нарушениями речи и многочисленной группы детей Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка : его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции
В своей работе активно использую различные упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями, придерживаясь некоторых правил:
• Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
• Учитываю индивидуальные особенности учащихся, темп их развития, возможности, настроения.
• Работу провожу регулярно, систематически.
• Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления у учащихся.
• Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
• Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда
• подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
В работе с детьми с ОВЗ существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики воспитанников.
1). Пальчиковые игры.
Эти упражнения направлены на воздействие на пальцы рук. Массаж проводят в игровой форме, рассказывая стишки и потешки, чтобы привлечь внимание ребенка. Для получения максимального эффекта, необходимо тренировать каждый палец в отдельности. При этом движения должны быть не только динамическими (развивающие подвижность пальцев рук, но и расслабляющие (нормализующие мышечный тонус, и статические (удерживание пальцев рук в определенной позе). Это могут быть и простые поглаживания кистей рук, и массирование пальчиков, сжимание и разжимание кулачков, ладушки. Можно использовать сторонние предметы, например, предложить ребенку достать из мешочка игрушку, или покрутить в ладошках маленький шарик (каштан, шишку, перекладывая его из одной руки в другую. Включение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи
2) Игры с пластилином
Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику, понятия о цвете и форме предметов: выбор необходимого цвета, отщипывание кусочков пластилина, катание колбаски и шариков одной или двумя ладошками. Получившуюся колбаску можно свернуть в колечко, а маленькие шарики можно раздавить пальчиками.. Первоначальная работа с пластилином помогает в дальнейшем выкладывать геометрические фигуры, лепить из пластилина буквы, цифры
3) Игры с крупами
Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т. д.) в процессе развития мелкой моторики можно найти не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику.
Дети очень любят играть, используя крупы, «сухой бассейн». Некоторые просто «купают руки», другие перебирают крупы и семена, выкладывают узоры, буквы, цифры. Игра с крупами оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, катать пальцами, придавливать крупу пальцами обеих рук к столу. Пересыпать крупу из рук в руки, «сухой бассейн», «спрячь и найди игрушку».
Например, игра Золушка (дети перебирают перемешанную крупу,
Письмо на крупе. При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки.
4) Игры с пуговицами.
. Пуговицы открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру; перекладывать, пересыпать из руки в руку, делать пуговичный массаж. Интересным является использование пуговиц для заполнения круглых форм в образных картинках, нанизывать их на веревочку. Играя с пуговицами, выполняем интересные упражнения «Прокати пуговицу каждым пальчиком по очереди», «Пересыпь их из ладошки в ладошку», «Найди самую большую (маленькую, квадратную, синюю) пуговицу», «Составь узор из пуговиц».
Функциональные коврики.
Функциональные коврики с пуговицами. К ним прилагается некоторый набор форм с прорезями посередине, которые нужно пристегнуть к пуговицам. Это упражнение может послужить еще и развитию способности классифицировать предметы. Сегодня мы «собираем» цветочную полянку. Завтра — фруктовую. Послезавтра — геометрическую и т. д.
5) Шнуровки.
Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянуться к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности. Шнуровка – идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки к письму.
6) Игры и упражнения с конструктором, мозаикой, наглядным и дидактическим материалом. Игры со счетными палочками
Во время игры с мозаикой, наглядным материалом ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу, таким образом, совершенствуется мелкая моторика рук. Чтобы сложить из частей целое изображение, ребенок должен проявлять сообразительность и наблюдательность, терпение и настойчивость Ученикам нравится работать с конструктором. И если вначале они с трудом закручивали гайку на болт, то сейчас этот процесс проходит намного быстрее. Охотно дети играют с «Лего», из которого собирают различные фигуры и даже сюжеты, а также с мозаикой.
7) Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. Для игры понадобятся, в первую очередь, конечно, обычные бельевые прищепки. Выбирайте прищепки, которые легко открываются и не нанесут травму!
Кроме этого вам могут пригодиться фигурки из картона (круг, квадрат, фигурки различных предметов).
Покажите малышу, как держать прищепку, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.
Самым простым примером дидактической игры с прищепками может служить действие, когда нужно открывать и закрывать прищепку, сопровождая это действие стихами о животных. Это может быть лиса или крокодил, гусь или аист, кошка или собака.
Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.
Лиса
Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста.
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает.
Гусь
- Га – га – га, - гогочет гусь,
- Я семьей своей горжусь!
Игр с прищепками существует множество.
С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, изучать цвета и развивать фантазию.
Цвета
Покажите малышу картинки с изображением геометрических фигур. Каждая фигура должен быть определённого цвета, повторяющего цвет прищепки. Предложите малышу прикрепить прищепки к фигурам по цвету. Игры с цифрами
Научите малыша соотносить цифру с количеством. Предложите ребёнку прикрепить на нее такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.
8) Игры с бумагой Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами» : складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет им:
- овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
- лучше адаптироваться в практической жизни;
- научиться понимать многие явления окружающего мира.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.