МААМ-картинки

Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики на уроках у детей с ОВЗ

Боргоякова Веталина Вадимовна
Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики на уроках у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики на уроках у детей с ОВЗ.

Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев рук. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль.

Работая с детьми с ТМНР в своей работе применяю разнообразные приемы развития мелкой моторики с использованием яркой наглядности. Работа пальцев активизирует речевые зоны коры головного мозга.

Публикация «Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики на уроках у детей с ОВЗ» размещена в разделах

стимулировать развитие тонкой моторики полезно для всех детей, но в особенности для детей с нарушениями речи и многочисленной группы детей Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка : его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции

В своей работе активно использую различные упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями, придерживаясь некоторых правил:

• Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.

• Учитываю индивидуальные особенности учащихся, темп их развития, возможности, настроения.

• Работу провожу регулярно, систематически.

• Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления у учащихся.

• Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

• Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда

• подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

В работе с детьми с ОВЗ существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики воспитанников.

1). Пальчиковые игры.

Эти упражнения направлены на воздействие на пальцы рук. Массаж проводят в игровой форме, рассказывая стишки и потешки, чтобы привлечь внимание ребенка. Для получения максимального эффекта, необходимо тренировать каждый палец в отдельности. При этом движения должны быть не только динамическими (развивающие подвижность пальцев рук, но и расслабляющие (нормализующие мышечный тонус, и статические (удерживание пальцев рук в определенной позе). Это могут быть и простые поглаживания кистей рук, и массирование пальчиков, сжимание и разжимание кулачков, ладушки. Можно использовать сторонние предметы, например, предложить ребенку достать из мешочка игрушку, или покрутить в ладошках маленький шарик (каштан, шишку, перекладывая его из одной руки в другую. Включение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи

2) Игры с пластилином

Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику, понятия о цвете и форме предметов: выбор необходимого цвета, отщипывание кусочков пластилина, катание колбаски и шариков одной или двумя ладошками. Получившуюся колбаску можно свернуть в колечко, а маленькие шарики можно раздавить пальчиками.. Первоначальная работа с пластилином помогает в дальнейшем выкладывать геометрические фигуры, лепить из пластилина буквы, цифры

3) Игры с крупами

Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т. д.) в процессе развития мелкой моторики можно найти не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику.

Дети очень любят играть, используя крупы, «сухой бассейн». Некоторые просто «купают руки», другие перебирают крупы и семена, выкладывают узоры, буквы, цифры. Игра с крупами оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, катать пальцами, придавливать крупу пальцами обеих рук к столу. Пересыпать крупу из рук в руки, «сухой бассейн», «спрячь и найди игрушку».

Например, игра Золушка (дети перебирают перемешанную крупу,

Письмо на крупе. При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки.

4) Игры с пуговицами.

. Пуговицы открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру; перекладывать, пересыпать из руки в руку, делать пуговичный массаж. Интересным является использование пуговиц для заполнения круглых форм в образных картинках, нанизывать их на веревочку. Играя с пуговицами, выполняем интересные упражнения «Прокати пуговицу каждым пальчиком по очереди», «Пересыпь их из ладошки в ладошку», «Найди самую большую (маленькую, квадратную, синюю) пуговицу», «Составь узор из пуговиц».

Функциональные коврики.

Функциональные коврики с пуговицами. К ним прилагается некоторый набор форм с прорезями посередине, которые нужно пристегнуть к пуговицам. Это упражнение может послужить еще и развитию способности классифицировать предметы. Сегодня мы «собираем» цветочную полянку. Завтра — фруктовую. Послезавтра — геометрическую и т. д.

5) Шнуровки.

Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянуться к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности. Шнуровка – идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки к письму.

6) Игры и упражнения с конструктором, мозаикой, наглядным и дидактическим материалом. Игры со счетными палочками

Во время игры с мозаикой, наглядным материалом ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу, таким образом, совершенствуется мелкая моторика рук. Чтобы сложить из частей целое изображение, ребенок должен проявлять сообразительность и наблюдательность, терпение и настойчивость Ученикам нравится работать с конструктором. И если вначале они с трудом закручивали гайку на болт, то сейчас этот процесс проходит намного быстрее. Охотно дети играют с «Лего», из которого собирают различные фигуры и даже сюжеты, а также с мозаикой.

7) Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. Для игры понадобятся, в первую очередь, конечно, обычные бельевые прищепки. Выбирайте прищепки, которые легко открываются и не нанесут травму!

Кроме этого вам могут пригодиться фигурки из картона (круг, квадрат, фигурки различных предметов).

Покажите малышу, как держать прищепку, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.

Самым простым примером дидактической игры с прищепками может служить действие, когда нужно открывать и закрывать прищепку, сопровождая это действие стихами о животных. Это может быть лиса или крокодил, гусь или аист, кошка или собака.

Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.

Лиса

Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста.

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Ротик открывает, зайчиков пугает.

Гусь

- Га – га – га, - гогочет гусь,

- Я семьей своей горжусь!

Игр с прищепками существует множество.

С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, изучать цвета и развивать фантазию.

Цвета

Покажите малышу картинки с изображением геометрических фигур. Каждая фигура должен быть определённого цвета, повторяющего цвет прищепки. Предложите малышу прикрепить прищепки к фигурам по цвету. Игры с цифрами

Научите малыша соотносить цифру с количеством. Предложите ребёнку прикрепить на нее такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.

8) Игры с бумагой Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами» : складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет им:

- овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;

- лучше адаптироваться в практической жизни;

- научиться понимать многие явления окружающего мира.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

Публикации по теме:

Игра для развития мелкой моторики рук детей «Закрути гайки»Игра для развития мелкой моторики рук детей «Закрути гайки» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами игрой для развития мелкой моторики рук детей "Закрути гайки". Все мы знаем, что дошкольники копируют.

Использование соли для развития мелкой моторики у детейИспользование соли для развития мелкой моторики у детей В работе с детьми мы находим новые элементы технологий развивающего характера. В данном случае использование соли для развития мелкой моторики.

Книга для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗКнига для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗ Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики на уроках у детей с ОВЗ
Опубликовано: 24 февраля 2020 в 17:23
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики на уроках у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Боргоякова Веталина Вадимовна (УИ 1772008) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД