Приложение МААМ

Нетрадиционные методики формирования коммуникативных способностей при заикании

Татьяна Кузнецова
Нетрадиционные методики формирования коммуникативных способностей при заикании
▼ Скачать + Заказать документы

Нетрадиционные методики формирования

коммуникативных способностей при заикании

В дополнении к традиционным методам воздействия, в логопедии при коррекции заикания все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

Традиционные формы работы – это коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление имеющихся нарушений, а нетрадиционные методы – это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленого на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

Публикация «Нетрадиционные методики формирования коммуникативных способностей при заикании» размещена в разделах

Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

Результаты этой деятельности выражаются в изменениях в содержании, в методах, в формах, в технологиях, в средствах коррекции. Работа с ребен-ком при нетрадиционной коррекции речи становится динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными и разнообразными, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

На сегодняшний день к методам нетрадиционного воздействия, относятся:

• «Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.

• Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.

• Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

• Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

• Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

• Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию, театрализованную деятельность, интервьюирование.

• Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка».

Применение нетрадиционных методов в коррекционной педагогике признано в современной педагогической науке одним из эффективных средств профилактики и коррекции нарушений в речевом развитии.

Эффективность нетрадиционных методов тем выше, чем раньше начата их реализация. Особенно важным является применение нетрадиционных ме-тодов в коррекции речи.

Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости.

Нетрадиционные методы направлены на регуляцию эмоционально-волевой сферы ребенка, понимание ребенком своих переживаний, поиск способов их преодоления. Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом заметно усиливают эффект работы логопеда. Нетрадиционные методы отлично сочетаются в комплексной коррекции речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал. Общая характеристика нетрадиционных методов коррекционно-развивающей работы может быть представлена обобщенной технологией развития, обучения и воспитания детей с речевыми проблемами.

Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, направленных на преодоление заикания, ориентированы на:

• «развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;

• решение эмоционально-волевых проблем ребенка;

• развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела;

• формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями».

Известно, что произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном ее виде, но и разнообразные нетрадиционные артикуляционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей: артикуляционные упражнения с шариком, упражнения с ложками, с бинтом и упражнения с водой.

Необходимое оборудование – шарик, диаметром 2-3 см, веревочка длиной 50 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

Упражнения с шариком

Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».

Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно промывать теплой водой с мылом.

Артикуляционные упражнения с шариком усиливают воздействие на мышцы языка.

Упражнения с ложкой

Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

1. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

2. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

3. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

4. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

5. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

6. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

7. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

8. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Дети с удовольствием помогают ложками своему язычку «подняться на лифте на верхний этаж», отрабатывая верхний подъем языка; делают массаж языка, губ, поколачивая, похлопывая и поглаживая их ложками.

Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду»

1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 – 15 секунд. Повторять 10 – 15 раз.

2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 – 15 раз.

Упражнения с водой, способствуют усилению кинестезий. Поскольку вода является более плотным веществом, чем воздух, она активнее раздражает чувствительные зоны в полости рта, стимулируя иннервацию. Упражнения с водой дети проводят как на логопедическом занятии, так и в режимные моменты, когда полощут водой полость рта после приема пищи.

Изучая рефлекторные связи языка, полости рта и головного мозга, ученые пришли к выводу, что продолжительное полоскание рта оказывает определенное влияние на деятельность центральной нервной системы. Исследования показали, что начало полоскания сопровождается активизацией процессов возбуждения. Потом, в момент выделения жидкой слюны, особенно при завершении полоскания, на энцефалограмме усиливаются медленные потенциалы, более регулярным и выраженным становится альфа – ритм. Та-кие сложные изменения можно сравнить со своеобразным массажем мозга, оказывающим весьма благотворное влияние на протекающие в нем процесс.

Дыхательных движений человек делает больше всего. Работа над дыханием – важный этап в работе логопеда.

Ароматерапия – нетрадиционная форма работы над дыханием. Вдыхаем запах – и чувствуем ароматический душ лечебного действия.

Ароматерапия – лечение с помощью эфирных масел разных растений.

Цели ароматерапии – нормализовать мышечный тонус, повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Ароматерапия позволяет нам, используя возможности природы. Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Они могут не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением – через подсознание. Д. И. Шатенштейн доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции. С помощью масел можно нормализовать артериальное давление, снять стресс, усталость, апатию или перевозбуждение, поднять работоспособность, улучшить настроение. В этих целях рекомендуется применять масло лимона, обладающее высоким эффектом воздействия. Уже через несколько минут резко улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности.

Ароматы воздействуют и на концентрацию внимания. Японские ученые выяснили, что количество ошибок при письме уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды – на 20%, жасмина – на 25, лимона – на 50%. Масла ромашки, лаванды и мандарина оказывают успокаивающее воздей-ствие (гармонизируют через аромалампу). Для создания особенного настро-ения и повышения интеллектуальной работоспособности детей можно ис-пользовать розмарин, шалфей, лаванду, масло чайного дерева. Каждый аромат оказывает свое терапевтическое действие: пихтовый – освежает, бодрит, дезинфицирует; цитрусовый – освежает, стимулирует, очищает, гармонизирует; ванильный – успокаивает, гармонизирует.

Во время работы необходимо соблюдать принципы ароматерапии.

• каждые месяц-полтора вносите хотя бы небольшие изменения в состав «ароматов» т. к. с привыканием к запахам у человека постепенно снижается активность даже самых эффективных или любимых композиций.

• помните об определенных противопоказаниях при применении эфирных масел, внимательно читайте аннотации к препаратам.

В дыхательной гимнастике на коррекционном занятии с дошкольника-ми используются самые доступные ароматы: пихтовый, цитрусовый, ванильный. Они сменяют друг друга через каждые две недели.

Дыхательная гимнастика. Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время.

Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Начальной фазой дыхания является вы-дох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно называется смешанным, или гармонично полным. На вдохе воздух последовательно заполняет нижние, средние и верхние отделы легких, при этом выпячивается живот, затем грудная клетка расширяется и поднимается вверх.

На выдохе воздух последовательно выходит из нижних, средних и верхних отделов легких, при этом втягивается живот, затем грудная клетка сужается и опускается. Гармоничное дыхание состоит из нижнего, среднего и верхнего дыхания.

Нижнее – успокаивающее дыхание. В нем участвуют нижние отделы легких. На вдохе живот выпячивается, на выдохе опускается. Грудная клетка остается неподвижной. Среднее – укрепляющее дыхание. В нем участвуют средние отделы легких. На вдохе грудная клетка расширяется, на выдохе сужается. Живот неподвижен. Верхнее – радостное дыхание. В нем участвуют верхние отделы легких. На вдохе грудная клетка поднимается вверх, на выдохе опускается. Живот остается неподвижным, грудная клетка не расширяется.

В настоящее время широкое распространение получила дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Автор методики рекомендует делать ритмичные шумные вдохи через нос. Эти вдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы и психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет, жизненный тонус. Данная гимнастика полезна людям любого возраста, особенно детям.

Правила выполнения дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой:

1. Думайте о вдохе носом, тренируйте его. Вдох резкий, короткий (как хлопок в ладоши).

2. Выдох уходит после вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и выталкивайте выдох. Вдох – предельно активный (носом, выдох абсолютно пассивный (через рот).

3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения без вдоха.

4. Все вдохи делаются в темпоритме строевого шага (все видели, как маршируют солдаты).

5. Счет в стрельниковской дыхательной гимнастике идет не по 5 и 10, как в традиционной, а только по 8. Считать мысленно, не вслух.

Таким образом, дыхательная гимнастика – действенный метод кинезо-терапии, она увеличивает объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, с по-следующей вокализацией выдоха, тренирует его глубину, ритмичность, всемерно способствуя постановке диафрагмально-речевого дыхания, нужного для коррекции различных речевых аномалий.

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. В конце прошлого века В. М. Бехтерев своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект. Известно, что с помощью музыки облегчается установление контакта с человеком. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.

Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему; а флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции. Наиболее важными для детей-логопатов являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей – происходит при ее пассивном или активном вос-приятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.

Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изо деятельности.

Сказкотерапия – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Логопеды используют в своей практике логосказки, которые могут выступать как целостное занятие, часть занятия или как дидактическая игра.

Виды логосказок:

• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики)

• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков

• Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматиза-ции, дифференциации)

• Лексико – грамматические (обогащение словаря, закрепление знаний грамматических категорий)

• Сказки, способствующие развитию связной речи

• Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах) и т. д

Логопед ставит цель и решает ее через сказку. В сказке всегда есть герои. Оживают они и появляются куклы.

Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (терапии творческим самовыражением, использующий, в качестве основного приема, психокоррекционного воздействия куклы как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога).

Использование кукол для коррекции психического состояния детей.

Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Использование куклотерапии – является прекрасным инструментом в коррекции психического развития, нарушения речи детей в условиях детского сада.

Пескотерапия – один из видов работы над дыханием и не только.

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью принимать любые формы и очень пластичный. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с пес-ком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду.

Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Песочную терапию можно использовать в ра-боте с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в ра-боте по коррекции нарушения речи у детей логопатов, мы используем на ло-гопедических занятиях элементы песочной терапии.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Логопедические игры в песочной стране.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться.

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«Ямка». Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воз-дух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струей выдувает ямку в пес-ке.

«Помоги зайцу». В песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Дорога к другу». На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Хромотерапия (цветотерапия) – наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств.

Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе. Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие – раз-дражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции.

Существует большое количество методик по устранению заикания, которые отличаются друг от друга по многим параметрам, но имеют общие принципы и сходные приемы. Формы организации логопедической работы с заикающимися очень разнообразны и зависят от возраста заикающихся, тяжести и формы заикания, от личностных особенностей, от времени возникновения заикания и даже от условий их жизни.

Публикации по теме:

«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей https://youtu.be/iMXNHBrcchgУважаемые коллеги! сегодня, в день Российской анимации хочется поделиться опытом работы с дошкольниками по развитию.

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные методики формирования коммуникативных способностей при заикании
Опубликовано: 28 ноября 2024 в 09:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные методики формирования коммуникативных способностей при заикании» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кузнецова (УИ 328872) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД