Попова Ирина Николаевна
Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Нетрадиционные формы работы
с родителями в ДОУ. Выполнила: Попова И. Н.
Слайд 2
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Стремление педагогов дошкольных учреждений к изменению формы общения педагогов и родителей несомненно является положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию, что определяет значение создания единого образовательного пространства.
Публикация «Консультация „Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ“» размещена в разделах
Слайд 3
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я построила по четырем направлениям:
1. Информационно-аналитическое.
2. Педагогическое.
3. Наглядно-информационное.
4. Практическое.
Слайд 4
В начале работы мною была поставлена цель – установить доверительные отношения с родителями с перспективой на сотрудничество. Я сформулировала для себя задачи первого этапа работы :- установить контакт с каждым ребенком и его родителями;- сделать более разнообразными совместную деятельность и общение;- стремиться жить жизнью ребенка.
С первого дня знакомства с родителями своих детей я предоставила всем членам «нашей семьи» возможность активного участия в групповой деятельности, постаралась сделать всё, чтобы родители и дети чувствовали себя комфортно в нашей группе, в нашем детском саду.
Для родителей были приготовлены анкеты «Давайте познакомимся!» Знакомясь с их ответами на вопросы, я узнала много интересного о будущих своих воспитанниках: о том, что они любят, чего боятся, как их называют дома.
Слайд 5
На втором этапе – при знакомстве с условиями жизни и воспитания ребёнка в семье и закреплении установки на сотрудничество – мне больше пригодились профессиональные навыки психолога: умение убеждать родителей, вызывать у них доверие, проявлять тактичность, касаясь сложных семейных отношений. Я как воспитатель заинтересована в гармоничных отношениях между родителями и детьми, поэтому старалась приложить максимум усилий для того, чтобы родители освоили педагогические знания, навыки и умения, понимали возрастные особенности и возможности ребенка. Сообщая родителям об особенностях поведения ребенка на занятиях и в игре, о его достижениях и коммуникативных навыках. Я старалась не занимать «судейскую» позицию, а помнить: воспитатель – партнер в воспитании и становлении личности. Через беседы добивалась активности родителей в деле воспитания детей, вызвала у них желание лучше узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствовать его интеллектуальному и эмоциональному развитию. Для полноценного диалога мне было необходимо не только определить запросы родителей, согласовать с ними режим работы, выработать общие требования к поведению ребенка в семье и дошкольном учреждении, но и познать семью изнутри. В этом мне помогло анкетирование, которое позволило в короткий срок собрать обширный и разнообразный материал по темам: «Какая Вы мама?», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка», «Какой вы родитель?»
Слайд 6
Вовлечение родителей в совместную деятельность ДОУ имеет цель обогатить опыт родителей знаниями о воспитании детей дошкольного возраста. С этой целью я использую все активные формы и методы работы с родителями :
- посещение семей воспитанников на дому;
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- совместные экскурсии;
- День открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- беседы с детьми и родителями;
- семинары—практикумы;
- совместный труд;
Слайд 7
Третий этап: наглядно-информационное направление включает в себя:
- папки-передвижки,
- родительские уголки,
- рекомендации;
- фотомонтажи "Из жизни группы", "В кругу семьи", «Как мы отдыхали»
- фотовыставки,
- «Копилка добрых дел»
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной я использую рубрики: "Чем и как занять ребенка дома", "Спрашивали – отвечаем", "Шпаргалка для родителей","Чем живёт группа", "Уголок здоровья", "Благодарим", "Это интересно", "Поиграем".
Для того чтобы узнать, что интересует родителей, какие у них есть замечания и пожелания по работе с детьми и педагогами мною была введена новая форма работы : «Почтовый ящик». Родители писали записки и клали их в ящик. В конце недели я доставала и читала записки, определяла через какие формы лучше донести информацию для родителей. Привлекала родителей к созданию фотогазет и выставок.
Слайд 8
Стараюсь поддерживать интерес родителей к педагогическому процессу не только посредством наглядной информации и актуальных тем родительских собраний, но и поддержанием «живого интереса» к воспитанию и обучению детей, т. е. непосредственному участию в педагогическом процессе. В этом заключается практическое направление по вовлечению родителей в такие встречи (визиты в группу, открытые мероприятия и дни открытых дверей, родительские собрания, занятия-практикумы с детьми и родителями) обязательно включаю показательные выступления детей, фрагменты занятий, во время которых доношу до родителей необходимую информацию, предлагаю упражнения, задания, идеи и игры для дома, приглашаю родителей на консультации, стимулирую их желание обращаться за советами, приглашаю делиться собственным опытом.
Слайд 9
Активно использую метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по теме недели. Они собирают информацию по теме, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
В настоящее время родители активно участвуют в различных конкурсах, которые проводятся в ДОУ. Делают вместе с детьми поделки из овощей и природного материала, мастерят украшения на елку, мастерят кукол к масленице. Я благодарю родителей от лица детей и педагогов через родительский уголок. Награждаем родителей грамотами, благодарственными письмами. Дети не остаются в стороне, для них сладкие призы.
На таких мероприятиях, как "Дни добрых дел" осуществлялся ремонт игрушек, мебели, группового помещения, создавалась предметно-развивающая среда и одновременно налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений.
Слайд 10
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Однако лишь в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Создание таких условий возможно только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи. Если смотреть с родителями в одну сторону, шагать вместе с ними и их детьми, непонимания и недоверия родителей в отношении детского сада не будет. В жизнь входит новое поколение людей, понимающих значение хорошего образования и стремящихся обеспечить его для своего ребёнка. Ведь у нас одна цель – воспитать будущих созидателей жизни. Каков человек, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Слайд 11
Новые педагогические находки.
По окончании учебного года проводить награждение победителей конкурсов «Лучший родитель года», «Лучшая бабушка года», «Лучший выпускник года».
Организовывать мастер-классы для мам «Кукольный дизайн», «Кулинарный поединок», «Сладкий стол»;
Вести Видеоальманахи «Интересно мы живем» (фото-выставки и видеоматериалы)
Оформлять творческие выставки : «Папа (дедушка) мой лучший друг», «Моя семья»,
«Моя Родина – Дальний Восток», «Мой любимый домашний друг».
Создать почтовый ящик и проводить информационно-аналитическую работу для выяснения предложений, идей и пожеланий родителей (анонимных) «Почта доверия.
Проводить ежегодные акции «Подарим книги малышам» (с рисунками детей, «Поможем птицам».
Вести рубрику в уголках для родителей «Где мы были летом» («Сказочная Турция», «Знойный Египет», «Жаркий Вьетнам», «Теплый Китай» с фото, сувенирами, поделками из природного и бросового материала, привезенного из дальних стран).
Создать библиотеку «Бабушкины сказки», «Мамины рассказы» (с рисунками детей);
Организовывать совместные детско-родительские Вернисажи (выставки);
- Проводить детско-родительские Капустники, КВНы, Посиделки, Творческие вечера, презентации проектов.