Грушина Елена
Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать
Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста
МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»
г. Балашова Саратовской области
Тема «Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель: Грушина Е. А.
2019 год
Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста
К числу нетрадиционных форм речевой работы с дошкольниками относятся :
• Ситуации общения;
• Игровые обучающие ситуации;
• Интегрированные занятия с элементами кооперации;
Публикация «Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
• Творческие мастерские.
Ситуации общения – это специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей.
Типы ситуаций общения разнообразны: игровые, практические, театрализованные и др. в каждой ситуации перед детьми возникает проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт.
В младшей группе целесообразно проводить ситуации общения, побуждающие ребенка искать и устранить причину, мешающую ему действовать и лежащую на поверхности. Например: Игра «Где живут куклы и машинки» - запомнить место нахождения игрушки в группе, приучать убирать игрушки на место.
Старшим дошкольникам можно предложить следующие ситуации общения: «Катя пролила варенье на пол. Что теперь ей делать? Как поступить лучше?», «Света решила пригласить детей к себе в гости. Что она для этого должна сделать?» и др.
Для развития полноценного игрового общения используют игровые обучающие ситуации:
1. Ситуации-иллюстрации.
2. Ситуации-упражнения.
3. Ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы).
4. Ситуации-оценки.
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. В этом случае рекомендуется использовать кукольный театр, который позволяет дать детям образцы социально приемлемого поведения, активизировать навыки эффективного общения. Чаще всего ситуации-иллюстрации используются в младшей группе.
Например, «Лисичка садится обедать» - Ребята, лисичка долго бегала по лесу, и проголодалась. Дети усаживают ее за стол, одевают нагрудник, накрывают на стол. Воспитатель следит за игрой, поправляет детей, помогает им.
Или «Магазин игрушек» Воспитатель говорит детям, что он – продавец в магазине игрушек, и предлагает детям купить что-нибудь. Нахваливает детям различные игрушки и объясняет, как они работают. Затем выбирает продавцом кого-нибудь из детей. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.
Начиная со средней группы, параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Включаясь в такие ситуации, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Пример, игра «Поступи правильно», направлена на формирование у ребенка представлений о положительных и отрицательных поступках.
Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах) способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.
Пример, Игра "Кому нужна вода? – знакомит детей с местожительством растения. В каких местах любит расти; на солнечной полянке или на затемненной опушке леса, рядом с водой или в воде (какое оно – влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое?
В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенности строения корня, листьев и т. д.
Действуя в игровом образе, ребенок овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое, а затем и реальное поведение.
В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например, принятие в старшем дошкольном возрасте на себя ролей отрицательных персонажей в ходе игр-драматизаций должно вызывать феномен децентрации, то есть формировать умение моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, но не провоцировать эмоционального слияния с его образом, идентификации с ним. Это позволяет сравнивать различные черты характера (добрый — злой, честный — лживый) и создавать установку на формирование положительных черт характера у детей. Пр: игра "Пирамида добра" Детям встать в круг. Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит её сверху на мою ладонь. Затем следующий кладет руку на ладонь следующего ребенка, уже высказавшего свое пожелание. Я начинаю ( например: "Желаю всем быть дружелюбными, веселыми"). Как только выскажете все пожелания, возводя пирамиду добра, я тихонько раскачиваю ее со словами: "Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!" – подталкиваю лежащие ладони на моей руке вверх, рассыпая пирамиду.
Интегрированные занятия с элементами кооперации — это новая форма организации обучения детей с использованием такого интерактивного подхода, как работа в малых группах.
Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем детям (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умения прислушиваться к мнению других, считаться с этим мнением, вырабатывать общее мнение (приходить к согласию, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе.
Творческая мастерская – одна из форм организации воспитательно-образовательного процесса.
Цель – овладение дошкольниками творческой продуктивной речевой деятельностью.
Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребенка с окружающим миром. Опыт творческой деятельности дети трансформируют в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная деятельность помогает ребенку быть более открытым и свободным в общении, дает возможность самоутвердиться и самореализоваться, повысить самооценку.
Вывод: Нетрадиционные формы организации речевой работы будят и развивают мысль и творчество ребенка, способствуют развитию внимания, наблюдательности, памяти детей. Благодаря такой работе дошкольники приучаются слушать и понимать обращенную к ним речь и вместе с тем содержательно, выразительно и непринужденно высказывать свои мысли.