Эльвира Сутурина
Нестандартные модели и формы коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации в последние годы свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями, в том числе и среди детей раннего дошкольного возраста. В связи с этим, перед педагогами встает вопрос создании оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.
Темочки:
Исследователи придают особое значение связи речевого развития и состояния общей моторики у детей: М. Ф. Брунс, отмечала выраженную отсталость в общем моторном развитии у детей с нарушениями речевого развития; В. И. Дресвянников указывал на параллельность и взаимосвязанность речевого и общемоторного онтогенеза, подчеркивая, что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве. Он пришел к выводу, что моторика и речь под влиянием коррекционной работы изменяются почти параллельно друг другу. M.A. Кольцова доказала наличие корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи ребенка, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.
Движения детей, страдающих речевыми патологиями, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью при правильном воспроизведении их формулы. Дети затрудняются в выполнении проб на статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. Наблюдается низкая переключаемость движений, высокая утомляемость, истощаемость, астенизация организма. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Отмечаются патологические движения, синкинезии, многообразия сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением. В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, снижение способности активной саморегуляции произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления. В физиологическом аспекте нарушается дыхание, страдают все отделы периферического механизма. Поэтому для детей с речевой патологией в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой воспитания.
В связи с этим, дошкольники, имеющие речевые патологии, нуждаются в особых адаптивных образовательных программах, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем данной категории лиц. Перед педагогами-дошкольниками возникает необходимость в разработке комплекса мер, направленных не только на коррекцию речевых проблем детей, но и параллельно развивающих функциональные системы ребёнка, давая возможность сформироваться неречевым симптомам при речевой патологии. Эта система должна способствовать коррекции не только психомоторного и речевого, но и эмоционального, общего психического развития. Необходимо найти такие приемы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации.
Средствами логопедической работы, направленной на коррекцию рече-двигательной и моторной патологии является: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание, упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; упражнение, формирующие чувство музыкального темпа, ритмические упражнения; упражнения для развития творческой инициативы. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой. Этим задачам отвечают занятия логоритмикой и хореографии.
Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса, улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.
Таким образом, реализация образовательной области «речевое развитие» в интеграции с образовательными областями «художественно-эстетическое и физическое развитие» соответствии с ФГОС ДО является актуальным направлением в развитии системы образования.
Система интегрированной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития различной степени тяжести, направлена на решение следующих задач:
- создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие социальную адаптацию и усвоение образовательной программы МДОБУ детьми с ОНР в условиях детского сада;
- создать условия для формирования и развития у детей с ОНР психомоторных и социальных навыков в различных видах деятельности;
- повысить конкурентоспособность учреждения путем расширения количества образовательных и просветительских услуг для детей и родителей, внедрения в практику работы МДОБУ новых форм дошкольного образования;
- повышать качество работы с родителями воспитанников. Содействовать активизации роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста;
- совершенствовать предметно-развивающую среду детского сада с учетом требований современного общества.
Система интегрированной коррекции обладает такими качествами как переносимость, адаптируемость и воспроизводимость.
Формирование нестандартных моделей коррекции речи отражается на результатах обучения и воспитания. Системная интегрированная работа по выше определенным направлениям определяет следующие перспективы:
1. Повышение качества образования и его доступности;
2. Повышение эффективности развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
3. Создание развивающей информационно-образовательной и здоровьесберегающей среды детского сада, способствующей развитию у детей равных стартовых возможностей при поступлении в школу и успешному переходу к обучению в общеобразовательных учреждениях;
4. Соответствие материально-технической и методической базы требованиям содержания инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями в МДОБУ;
5. Четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса;
6. Рост удовлетворённости родителей (законных представителей) образовательными услугами МДОБУ, психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья;
8. Высокая конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам