Гульназ Бадыкова
Нестандартные дидактические игры по развитию мелкой моторики рук и сенсорному развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Нестандартные дидактические игры по развитию мелкой моторики рук и сенсорному развитию детей
Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук.
Публикация «Нестандартные дидактические игры по развитию мелкой моторики рук и сенсорному развитию детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Известно, раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые, еще нет навыков, отсутствуют представления, знания, но велика предрасположенность к усвоению, высока способность к обучению, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств. Если не уделять внимание тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на этом возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка формирования значимых умений.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ведь недаром ранний возраст называют золотой порой сенсорного воспитания.
Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игр и игрушек. И все же многие педагоги создают свои, которые не менее, а иногда даже более любимы детьми.
"ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ" (Слайд (3-4 года) Цель. Учить соотносить цвет воздушных шариков с цветом палочек; закреплять знание названий основных цветов и их оттенков; формировать представление о пространственных соотношениях и правильное произношение предлогов над, под; воспитывать самостоятельность.
Материал. Вырезанные из цветного картона воздушные шары и палочки такого же цвета.
Правила игры. Дети подбирают палочки к воздушным шарам в соответствии с цветом или его оттенком.
"ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ"(слайд) (3-4года) Цель. Учить подбирать геометрические фигуры в соответствии с цветом и формой вкладышей; закреплять знание геометрических фигур; развивать мышление, речь; воспитывать усидчивость.
Материал. Цветные карточки-вкладыши и разные геометрические фигуры.
Правила игры. Воспитатель раздает детям вкладыши. Дети подбирают необходимые фигуры по цвету и форме и вставляют их в отверстия вкладышей.
"БАБОЧКИ" (слайд) (3-4года) Цель. Учить детей подбирать вкладыши округлой формы в соответствии с размером и цветом ; упражнять в сопоставлении и обобщении предметов по форме и цвету; обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большой - маленький; ввести их в активный словарь; воспитывать усидчивость при выполнении работы.
Материал. Вырезанные из плотного картона бабочки разных цветов, пластиковые пробки разного цвета и размера.
Правила игры. На крыльях бабочек вырезаны круглые отверстия; на больших крыльях - большие, на маленьких - маленькие. Задача детей - подобрать правильно по цвету и размеру пластиковые пробки.
"РАЗНОЦВЕТНЫЙ КОВРИК" (слайд) (4-5 лет) Цель. Учить собирать орнамент по цвету из треугольников; развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук; воспитывать чувство цвета и формы.
Материал. Разноцветные треугольники, одинаковые по величине.
Правила игры. Задача - собрать из треугольников одинакового цвета квадрат или сложить квадраты разного цвета в один орнамент.
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу 2 задачи: во первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыка письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Аристотель сказал: «Рука – это своего рода внешний мозг», «Рука – это инструмент всех инструментов».
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Поэтому так необходимо с раннего возраста начинать развивать пальцы и руки ребенка. Этот вид коррекционно – развивающей работы как никакой другой органично объединяет в себя возможность игры и обучения. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Начинать пальчиковые игры с разминки пальцев : сгибания и разгибания, а так же использовать массаж для пальчиков, можно использовать для этого упражнения с резиновыми игрушками пищалками.
Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослыми или с его помощью.
Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Для развития пальчиков можно использовать игры : перебирание крупы, волчки, «веселые шнурочки», шарики наполненные мукой, крахмалом или манкой, развивающие дорожки, застегивание и расстегивание пуговиц, застегивание разных замочков, наматывание ниток на клубочки, скручивание ниток из ваты, цветные прищепки, бассейн раздражитель, различные виды конструкторов, мазайки.
Так как мы начинающие педагоги, мы решили поработать над проблемой «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».
ГУСЕНИЦА – ТРАНСФОРМЕР (слайд) .
Во – первых, хотим предложить рассмотреть вот эту гусеницу. Это пособие состоит из пяти кругов, скрепленных между собой лентами, липучками, клепками. Каждый круг оформлен аппликацией. Обязательно присутствуют пуговицы, застежки, тесемки, липучки и т. д. Работать можно небольшой группой детей с целой гусеницей, а также и отдельно одному ребенку с понравившейся ему частью, т. е. отдельным кругом. Что дает организовать самостоятельную деятельность.
Следующее пособие «Найди свой домик». (слайд) Развивается мелкая моторика рук при откручивании и закручивании крышки, развиваются навыки счета, закрепляются навыки счета, закрепляются знания о цвете, формируется умение обследовать предмет.
«Дидактический куб». (слайд) Здесь можно решить тоже много задач. Воспитывать познавательный интерес, усидчивость, формировать умение обследовать предмет, отстегивать пуговицы, липучки, шнуровать, расстегивать и застегивать молнию, знакомить с геометрическими фигурами, цветом.
«Солнышко и ежик с прищепками». (слайд). Проводить в форме игры : «Где у солнышка лучики?», «Где у ежика колючки?», «Давайте сделаем». В этой игре есть возможность каждому ребенку прищипнуть лучик или иголку, тем самым развивать мелкую моторику, знание детей о цвете, формировать элементарные навыки счета.
«Чудесные мешочки» и «Тактильные дощечки». (слайд)
В мешочках находятся разные наполнители (крупы и семечки). Раздаем группе детей мешочки разного цвета, тем самым развиваем тактильную память – это способность запоминать ощущения от прикосновения с каким – либо предметом.
Цель этой работы: развитие восприятия окружающего мира, развитие воображения, фантазии, речи, умение выражать своими словами свои ощущения от прикосновения с каким – либо предметом.
Этапы работы с тактильными дощечками:
1. Дать ребенку сигнал, что бы он закрыл глаза;
2. Вложить в его руки диск с установкой на обследование;
3. Спросить, что ему напоминает, когда он трогает (гладит) поверхность диска;
4. Ощущения от прикосновения разные (пушистого котенка, колючего ежа) ;
Кроме этих игр в свое работе используем пальчиковую гимнастику, пальчиковый театр, волшебный мешочек и др. дидактические игры. То есть вся наша работа направлена на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мелкую моторику и связанную речь.
И закончить свое выступление мы хотим высказыванием Василия Александровича Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, тянутся тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой нити, другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».