Получи документы

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики, ручного праксиса и тактильной чувствительности для коррекции речи у детей

Елена Ващило
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики, ручного праксиса и тактильной чувствительности для коррекции речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Игра «Пианисты»

Цель: развитие мелкой моторики руки, функций самоконтроля, речевой активности ребёнка.

Руководство: Дети изображают игру на пианино.

Игра «Пристегни цветок»

Цель: Развитие мелкой моторики, ручногопраксиса, тактильной чувствительности. Закрепление знаний основных цветов и их оттенков.

Публикация «Игры и упражнения по развитию мелкой моторики, ручного праксиса и тактильной чувствительности для коррекции речи у детей» размещена в разделах

Руководство: Необходимо пристегнуть цветок, а затем составить предложение о проделанных действиях.

Игра «Сплети ковёр»

Цель: Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, закрепление в словаре детей названия цветов. Развитие мышления, памяти, внимания, эстетического вкуса.

Руководство: Педагог предлагает детям сплести ковёр, т. е. продеть в прорези ткани цветные ленты. Показывает процесс выполнения задания.

Игра «Весёлые прищепки»

Цель: Развитие мелкой моторики, речевой активности детей, сенсорного восприятия и творческих способностей; развитие мышления и внимания.

Руководство: Педагог читает стихотворение о фигурах и предлагает дополнить их недостающими элементами.

Игра «Собери мишку»

Цель: Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, внимания, памяти, мышления, самоконтроля.

Руководство: Воспитатель предлагает ребёнку собрать фигуры мишек, ориентируясь на величину частей тела и вид ткани.

Игру можно проводить с несколькими детьми как соревнование: «Кто быстрее соберёт мишку»

Игра «Зашнуруй буквы»

Цель: Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, мышление, внимание, память; закреплять знания детьми букв.

Руководство:Педагог предлагает детям продеть шнурок в отверстия буквы, не пропуская ни одного, проводит работу по закреплению названия буквы, читает стихотворение о букве.

Игра «Шнуровка фигуры»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, автоматизация поставленных звуков в словах; закрепление умений составлять полное предложение и короткие рассказы; развитие мышления, памяти, внимания, функций самоконтроля.

Руководство:Педагог предлагает ребёнку выполнить шнуровку фигуры по контуру и назвать её, а затем составить предложение или небольшой рассказ по представлению об этом герое.

Игра «Выполни фигуру из пальцев»

Цель: Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение, самоконтроль; автоматизировать поставленные звуки, развивать выразительность речи.

Руководство: Воспитатель демонстрирует детям карточку с картинкой и схемой выполнения фигур. Читает стихотворение и показывает способ выполнения фигур из пальцев на собственном примере. Затем предлагает выполнить фигуру ориентируясь на образец и схему. Ещё раз читает стихотворение и предлагает повторить его или отдельные слова из него, требует четкого произнесения поставленных звуков. Когда дети хорошо освоят способы выполнения фигур из пальцев, образец воспитателя можно не давать.

Игра «Выложи по контуру»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности; автоматизация поставленных звуков в словах; закрепление названия цветов, развитие внимания, памяти, мышления, функций самоконтроля.

Руководство: Педагог предлагает ребёнку выложить шерстяную нить по контуру фигуры, а затем назвать фигуру и её цвет. Игру можно провести и с несколькими детьми как соревнование.

Игра «Мастерская букв»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, мышления, внимания, памяти, функций самоконтроля. Закрепление знания детьми букв.

Руководство:Педагог демонстрирует детям карточкусо схемой выполнения букв из отдельных элементов. Предлагает детям смастерить буквы, ориентируясь на схему изготовления. Проводит работу по закреплению названия буквы, читает стихотворение о букве.

Игра «Собери бусы»

Цель: Закрепление правильного произношения звуков в словах. Дифференциация акустически сходных звуков. Звуковой анализ слов.

Руководство: Выбрать бусы на заданный звук и нанизать с чётким называнием предмета.

Игра «Выполни фигуру из палочек»

Цель: Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение, самоконтроль, зрительную ориентировку на плоскости; автоматизировать поставленные звуки, развивать выразительность речи.

Руководство: Воспитатель демонстрирует детям карточку с картинкой и схемой выкладывания фигуры. Читает стихотворение, и предлагает выложить фигуру из счётных палочек, ориентируясь на схему. В случаях затруднения, вместе с детьми анализирует схему. Ещё раз читает стихотворение и предлагает повторить его или отдельные слова из него, требует чёткого произнесения поставленных звуков. Можно провести соревнование: «Кто быстрее выложит фигуру».

Игра «Зашнуруй сапожок»

Цель: Развитие мелкой моторики руки, мышления, памяти, внимания и воображения, функций самоконтроля.

Руководство: Педагог показывает процесс выполнения задания, даёт рекомендации. Затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

Игра «Заплети косу»

Цель: Развитие мелкой моторики, внимания, функций самоконтроля, речевой активности ребёнка.

Руководство: Педагог показывает процесс выполнения задания, даёт рекомендации. Затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

Игра «Необычные бусины»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности; автоматизация поставленных звуков в словах; закрепление названия цветов, развитие внимания, памяти, мышления, функций самоконтроля.

Руководство: Педагог предлагает ребёнку нанизать необычные бусины на шнурок, при этом правильно произнося название фигуры и её цвет. Игру можно провести и с несколькими детьми как соревнование: «Кто быстрее нанижет необычные бусины», а затем предложить назвать цвет и форму.

Игра «Испеки печенье»

Цель: Развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой активности, автоматизация поставленных звуков, развитие функций самоконтроля.

Руководство: Педагог читает стихотворение о фигурах и предлагает ребёнку найти нужные отверстия для каждой фигуры, назвать её, чётко произнося поставленные звуки.

Игра «Мозаика»

Цель: Упражнять в умении составлять узор из деталей, закрепить знания основных цветов. Развивать соотношение движения рук, умение захватывать мелкие предметы двумя руками (большим и указательным); развивать речь.

Руководство:На начальном этапе ребятам предлагается составлять картины по образцу, а в последствие они самостоятельно придумывают сюжет своей композиции. По окончании работы дети составляют рассказ о получившейся картинке.

Игра «Помоги Золушке»

Цель: развитие тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук, развитие мелкой моторики; внимания, памяти.

Руководство: Воспитатель рассказывает детям о том, что злая мачеха Золушки перемешала фасоль и горох и заставила бедную девочку навести порядок. А Золушке так хочется попасть на королевский бал! Предложить детям помочь Золушке перебрать крупу. А затем составить небольшой рассказ на тему: «Как я помогал Золушке».

Игра «Шаловливый котёнок»

Цель: Упражнять в умении наматывать нитки на катушку, в клубок. Развивать соотносящие движения кистей и пальцев рук, развивать речь.

Руководство: Игра проводится в виде соревнования. Дети должны намотать верёвку на катушку. Победит тот, кто успеет сделать это быстрее.

Игра «Бусы для куклы»

Цель: Упражнять в нанизывании бусин на нить, развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; закрепить знание основных цветов; развивать речь.

Руководство: Предложить детям сделать бусы для куклы. А затем рассказать, из бусин каких цветов получилось украшение. Затем игру можно проводить как соревнование: «Кто быстрее соберёт бусы на нить».

Игра «Волшебные ниточки»

Цель: Развитие мелкой моторики рук; автоматизация поставленных звуков в словах; развитие внимания, памяти, функций самоконтроля.

Руководство: Педагог предлагает ребёнку с помощью нити выложить по образцу различные предметы, а затем назвать их. Игру можно провести и с несколькими детьми как соревнование.

Вариант игры : «На что похоже?»

Взрослый и ребёнок по очереди выкладывают на основе любые контуры и придумывают, на что похоже получившееся изображение.

Игра «Весёлые человечки»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, автоматизация поставленных звуков в словах; закрепление умений составлять описательный рассказ; развитие мышление, внимания, памяти, воображения, функций самоконтроля.

Руководство: Педагог предлагает ребёнку помочь человечкам (зашнуровать, завязать бантик, шнурки, застегнуть пуговицы, а затем составить предложение или небольшой описательный рассказ об этом герое.

Графические упражнения («Дождик», «Парашютисты», «Лучи у солнца», «Дорисуй ёлочку», «Дорисуй заборчик», «Дорисуй деревья» и т. д.)

Цель: Упражнять в умении рисовать прямые линии на одинаковом расстоянии друг от друга, развивать точность, координацию движения рук, мелкую моторику и тактильную чувствительность.

Игра «Помоги ёжику»

Цель: Развитие мелкой моторики руки, тактильной чувствительности, развитие функций самоконтроля, внимания, мышления. Упражнять в составлении небольших описательных рассказов (в согласовании сущ. с числит., в подборе признаков предметов). Упражнять детей в количественном счёте. Закреплять умение работать сообща.

Руководство:Педагог предлагает детям помочь ежам собрать грибы и яблоки. А затем составить предложение или небольшой описательный рассказ о еже. Далее эту игру можно проводить в виде соревнования на скорость – кто быстрее и аккуратнее пришнурует найденные грибы и яблоки. А затем сосчитать, сколько было собрано яблок и грибов.

Игра «Головоломка со шнурком»

Цель: Развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез и т. д. Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности; развитие творческого мышления, сообразительности. Формирование интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.

Руководство:

1) Определить к какой доске относится карта – схема (количество колышков в ряду на доске должно совпадать с количеством кружков по схеме).

2) Определить, где на схеме концы шнурка.

3) Провести рукой по линии на схеме (можно вслух проговаривать движения) и попробовать повторить её на доске со шнурком.

4) Для проверки правильности составленных маршрутов детям предлагаются прозрачные карты – схемы, с помощью которых они могут увидеть ошибку и самостоятельно исправить её.

5) Когда суть игры понята, и задача игры головоломки со шнурком принята, необходимо создать условия для творческого мышления – предлагать детям самим придумывать маршруты.

Игра «Логический квадрат»

Цель: Развитие моторики рук, тактильной чувствительности; упражнять в различении основных цветов, геометрических форм, закреплять количественный счет в пределах 10; Развитие конструктивных способностей, логического мышления.

Руководство:Педагог предлагает детям найти нужные отверстия для каждой фигуры, назвать её цвет, чётко произнося поставленны

Игра – лабиринт "Жираф»

Цель: Развитие пространственного и логического мышления, внимания, памяти. Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Руководство:Педагог предлагает ребёнку перемещать фигурки по лабиринту, проговаривая слоговые ряды, слова.

Игра «Веселая шнуровка»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, автоматизация поставленных звуков в словах; закрепление умений составлять полное предложение и короткие рассказы; развитие мышления, памяти, внимания, функций самоконтроля.

Руководство: Педагог показывает процесс выполнения задания, даёт рекомендации. Затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

Игра «Проворные мотальщики»

Цель: Упражнять детей в умении наматывать верёвку на палочку. Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность.

Руководство: Игра проводится в виде соревнования. Дети должны намотать верёвку на палочку. Победит тот, кто успеет сделать это быстрее.

Игра «Бабочки и цветы»

Цель: Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности. Закрепление знания основных цветов и их оттенков.

Руководство: Неоходимо подобрать (пристегнуть) для каждой бабочки цветок, совпадающей с ней по цвету. А затем составить предложение о проделанных действиях.

Далее игру можно проводить как соревнование на скорость: «Чьи бабочки быстрее сядут на цветы».

Панно «Весёлый паучок»

Цель: Развитие мелкой моторики, ручного праксиса,функций самоконтроля.

Руководство:Воспитатель предлагает детям помочь сплести паучку паутинку.

Игра «Бильбоке»

Цель: Упражнять детей в забрасывании предмета в цель. Развитие глазомера, координации, укрепление мышц руки.

Руководство:Держа игрушку за основание, необходимо попасть шариком в углубление чаши.

Игра «Весёлый волчок»

Цель: Упражнять в умении запускать волчок, расчитывая силу и точность движения пальцев и кисти. Развитие мелкой моторики, ручного праксиса, глазомера. Закрепление основных цветов и их оттенков.

Руководство:Педагог предлагает детям запустить волчок, правильно рассчитав силу и точность движения пальцев и кисти.

Планшеты «Времена года», «Дочки – матери», «Папа едет домой», «Заклинатель змей».

Цель: Развитие мелкой моторики рук, автоматизация поставленных звуков в словах; закрепление умения составлять полное предложение и короткие описательные рассказы; развитие мышления, памяти, внимания, функций самоконтроля.

Игра «Запасливый хомячок»

Цель: развитие тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук, развитие мелкой моторики; внимания, памяти.

Руководство: Хомячок приготовил запасы на зиму. В один мешочек положил рис, в другой – гречку, в третий горох и т. д. Предложить детям помочь рассортировать запасы хомячка. На ощупь угадать, какой припас лежит в мешочке. А затем составить небольшой описательный рассказ: «Как я помогал хомяку»

Игровое упражнение «По следам гнома»

Цель: Упражнять детей в умении пользоваться трафаретом. Развивать мелкую моторику, внимание.

Руководство: Воспитатель предлагает детям «прошагать» пальчиками по следам гнома, а затем нарисовать свои следы, при помощи трафарета, заштриховав их в предложенном воспитателем направлении.

Пальчиковый театр

Цель: Развивать связную речь, интонационную выразительность, мелкую моторику и тактильную чувствительность; автоматизировать поставленные звуки; развивать внимание, память, мышление, самоконтроль.

Руководство: Воспитатель читает литературное произведение, раздаёт роли по желанию детей, с каждым ребёнком разучивает слова, следя за произношением и выразительностью речи, оказывает помощь, даёт обазец. Затем дети инсценируют сказки, диалоги, используя атрибуты театра.

Песочный театр

Цель: Развивать связную речь, интонационную выразительность, мелкую моторику и тактильную чувствительность; автоматизировать поставленные звуки; развивать внимание, творческое мышление, память, самоконтроль.

Руководство: В песочном театре песочница превращается в сцену, где далее разворачиваются сказочные действия. Педагог знакомит детей с фигурами песочного театра, тем самым, побуждая к игре, по желанию детей раздаёт роли, рассказывает начало истории, а детям предлагает дополнить, досочинить, развить сюжет строя диалоги и управляя фигурами. В процессе действия педагог следит за правильным звукопроизношением, по мере необходимости включается в театрализацию.

Пальчиковые бассейны.

Цель: Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, связной речи, функций самоконтроля.

Руководство: Представляют собой открытые резервуары с различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, пшённой, манной и др., песком, солью.

Используя пальчиковый бассейн педагог должен не забывать о следующем:

- от размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания пальцев рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются сначала более крупными предметами (шишками, каштанами, камешками), а затем – более мелкими (крупа, песок);

- высота бортика резервуара должна быть не менее 12 – 15 см, чтобы ребёнок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони;

- пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет», «Найди фигуру и назови и опиши её»;

- игры в пальчиковом бассейне проводятся ежедневно по 3 – 5 мин.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста». Зачем нужны пальчиковые игры. «Руки – это.

Игры и упражнения для мелкой моторики рук Игры и упражнения для мелкой моторики рук. 1. Пальчиковые бассейны представляют собой открытые емкости (чаще пластмассовые лотки, заполненные.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев В возрасте от 2 до 6 лет самое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики Уже с десяти месячного возраста активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движения больше пальцев с достаточной амплитудой. Так, малышам.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Речевое развитие детей зависит от общей и мелкой моторики и идет параллельно развитию тонкой.

Консультация для воспитателей и родителей «Упражнения по развитию мелкой моторики» У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук,.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста 1 слайд. Добрый день. Вашему вниманию представляю творческую презентацию на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики.

Семинар-практикум для воспитателей «Умные руки — умный ребенок. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики» Пояснительная записка Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного.

Упражнения для развития мелкой моторики рук у детей 6–7 лет "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» Журнал для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» В этом выпуске:Значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики, ручного праксиса и тактильной чувствительности для коррекции речи у детей
Опубликовано: 9 марта 2016 в 17:34
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения по развитию мелкой моторики, ручного праксиса и тактильной чувствительности для коррекции речи у детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ващило (УИ 532955) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД