Марина Смолякова
Нетрадиционные дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться совместным опытом в создании картотеки нетрадиционных дидактических игр.
Нетрадиционные дидактические игры для детей 4-5 лет
с нарушением зрения по элементарным математическим представлениям.
Авторы работы: Смолякова Марина Сергеевна, воспитатель;
Зяблых Ирина Анатольевна, воспитатель.
Публикация «Нетрадиционные дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Активизируется познавательная деятельность детей с нарушением зрения с подключением сохранных анализаторов – осязание, слух.
Через прощупывание и прикосновение к предметам из различных материалов дети овладевают элементарными математическими представлениями.
Дидактические игры на мелкую моторику способствуют развитию сенсорных эталонов : цвета, формы, величины.
Волшебная коробочка.
Задачи: закреплять знания основных цветов и их оттенков; учить соотносить прищепку с соответствующим цветом на коробке; развивать ловкость пальцев, силу, точность, глазомер.
Материал: коробка, обклеенная цветными полосками, прищепки
Ход: Воспитатель показывает ребенку коробочку и просит перечислить цвета, которые на ней присутствуют. После этого ребенку предлагается украсить коробку цветными прищепками. Воспитатель поясняет, что на желтую полоску прикрепляем желтую прищепку, на красную – красную и т. д.
Рыбаки.
Задачи: Расширять представление о цвете; развивать координацию движений, быстроту реакций, восприятие, внимание.
Материал: удочка (палочка) с магнитом на конце, цветные прищепки.
Ход: На ковер высыпают цветные прищепки. Выбирают двух «рыбаков». Дети с помощью удочки вылавливают «рыбку». Игру можно усложнить, предложив ловить «рыбку» сначала красного, потом синего цвета.
Чудо-прищепки.
Задачи: закрепление знаний детей о цветовой гамме и оттенках цветов. Развитие восприятия, внимания, мышления, смекалки, мелкой моторики рук.
Материал: картинка (рыбка, цветок, облако, ежик, морковь, солнце, туча, цветные прищепки)
Ход:
1. Детям предлагается разделить все прищепки по цветам: красные, желтые, синие и т. д.
2. Ребенку предлагается рассмотреть рыбку и определить чего у нее нет (хвоста, плавников). Воспитатель просит ребенка помочь рыбке. Сначала с помощью воспитателя, затем самостоятельно дети прикрепляют прищепки к изображениям предметов.
Золушка.
Задачи: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость
Материал: емкости с крупой (фасоль, горох, гречка, бобы) .
Ход: Смешайте крупу (фасоль, горох, бобы или фасоль белую и красную) в коробочке и предложите ребенку разделить все по разным емкостям. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научиться делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Построй дорожку.
Задачи: выявить уровень восприятия величины.
Оборудование: прищепки, пуговицы,игрушка зайчик, медвежонок.
Ход игры : Сделай дорожку любой длины, а теперь сделай дорожку длиннее предыдущей. На длинную дорожку поставь медвежонка, на короткую - зайца.
Отсчитай столько же.
Задачи: Совершенствовать умения считать в пределах пяти.
Оборудование: карточки с образами цифр, выполненных из разных видов материала, мелкие предметы (пуговицы, камушки, монетки, ракушки).
Ход: Ребенку предлагается обследовать образ цифры пальцами, назвать ее и выложить такое же количество предметов.
Угадай-ка (счет на ощупь).
Задачи: Совершенствовать умения считать в пределах пяти.
Оборудование: карточки с образами цифр, выполненных из разных видов материала. На карточке наклеены пуговицы, количество которых соответствует цифре.
Ход: Предлагаются данные карточки, на которых образ цифры прикрыт экраном. Ребенок на ощупь определяет количество пуговиц и соотносит их с цифрой.
Ми-мишки.
Задачи: закрепление знаний детей о цветовой гамме и оттенках цветов. Развитие восприятия, внимания, мышления, мелкой моторики рук. Совершенствовать умения считать в пределах пяти.
Оборудование: карточки с цветным контуром мишек, цветные скрепки, прищепки с цифрами.
Ход:
1. Прикрепит скрепки на карточку в соответствии с цветом контуром мишки.
2. На карточку крепится прищепка с цифрой. Ребенок прикрепляет определенное количество скрепок данного цвета.
Чередование пуговиц по заданию.
Задачи: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование: пуговицы двух цветов.
Ход: Воспитатель начинает строить цепочку из пуговиц двух цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.
Найди лишнюю пуговицу.
Задачи: развивать логическое мышление детей.
Оборудование: 5 пуговиц, 1 из которых отличается по цвету.
Ход: Воспитатель выкладывает в ряд 4 пуговицы одного цвета и среди них кладёт 1 пуговицу другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пуговицу или заменить её на нужную по цвету.
Можно разложить пуговицы одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную пуговицу. Предложить выполнить то же самое задание.
Найди пары одинаковых пуговиц.
Задачи: учить детей подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: коллекция пуговиц.
Ход: Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть пуговицы. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых пуговиц. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.
Чудесный мешочек.
Задачи: развивать тактильные ощущения.
Оборудование: мешочек или воздушный шарик, пуговицы разного размера.
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько пуговиц. Спрашивает детей, какого пуговицы размера. Затем убирает их в мешочек или воздушный шарик. И предлагает на ощупь определить большая или маленькая пуговица попалась в руки.
Разноцветный заборчик.
Задачи: закрепить название основных цветов, тренировать ориентацию на плоскости (верх - низ).
Оборудование: полоски картона 5х15 см, комплекты по 8 – 10 прищепок двух цветов (по количеству детей).
Ход: Каждому из ребят раздаются комплекты по 8 -10 прищепок двух цветов. Дети должны построить заборчик, чередуя прищепки по цвету, прикрепить их к верхней стороне полоски картона (другой вариант к нижней).
Шаль с бахромой.
Задачи: закрепить понятие большой – маленький.
Оборудование: комплекты из картонного квадрата 10х10 (шаль, маленькие и большие прищепки.
Ход: Каждому ребенку взрослый дает по квадрату и на подносе маленькие и большие прищепки. Детям предлагается украсить «шаль» «бахромой», чередуя большие и маленькие прищепки.
Платочки.
Задачи : закрепить понятие большой – маленький, большой – поменьше (прищепка).
Оборудование: комплекты по количеству детей из двух картонных квадратов (платочки) разного размера и 12 маленьких и больших прищепок.
Ход: Каждому ребенку взрослый дает по два квадрата разного размера и на подносе по шесть маленьких и больших прищепок. Детям предлагается подобрать и прикрепить к большому «платочку» большие «кисти» (прищепки, а к маленькому – маленькие.
Солнышко.
Задачи: развивает мелкую моторику рук, а также восприятие, внимание, память и мышление.
Оборудование: картинка солнышка из картона.
Ход:
1. Воспитатель предлагает ребёнку сделать солнышку лучики.
Когда ребёнок закончит выполнять задание, надо спросить его, скрепки какого цвета он использовал.
2. Сначала воспитатель предлагает детям рассмотреть солнышко, у которого уже есть лучики с чередующимися скрепками двух цветов, предлагает найти закономерность и продолжить составлять лучики в определённом порядке.