Юлия Зайцева
Консультация по физиологии «Неравномерность и непрерывность роста и развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная физиология, это раздел физиологии, изучающий закономерности становления и развития физиологических функций органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.
Публикация «Консультация по физиологии „Неравномерность и непрерывность роста и развития“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Предметом возрастной физиологии являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза. Данные возрастной физиологии чрезвычайно важны для гигиены с целью разработки санитарно-гигиенических требований.
Жизнь детей — это непрерывный процесс развития. Первые шаги и последующее совершенствование двигательной функции, первые слова ребенка и развитие языковой функции, превращения ребенка, в подростка в период полового созревания, развитие центральной нервной системы, осложнения рефлекторной деятельности, — это примеры изменений в организме ребенка.
Особенностью процесса роста детского организма является его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста изменяются некоторым его замедлением. Наибольшей интенсивностью рост ребенка отмечается в первый год жизни и в период полового созревания. Начальный рост удваивается до 5 лет и утраивается до 15 лет. В младшем школьном возрасте длина тела увеличивается на 4—5см, а в период полового созревания на 6—8 см в год. От периода рождения и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища — в 3 раза, длина руки в 4 раза, длина ноги — в 5 раз.
Пропорции тела с возрастом тоже изменяются. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. К началу полового созревания, половая разница в пропорциях тела отсутствует, а в период полового созревания, у юношей конечности становятся более длинные, туловище более коротким и таз уже, чем у девушек. Различают три периода отличий пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если к началу периода полового созревания общий рост увеличивается за счет роста ног, то в период полового созревания — за счет роста туловища.
В период полового созревания происходит не только интенсивный рост, но и формирование вторичных половых признаков.
Неравномерность в процессах развития отдельных систем организма прослеживается не только сопоставлением темпов их роста. Отдельные части физиологичных систем созревают неравномерно. Например, нервная система функционирует как единое целое, но ее отдельные части развиваются и формируются разными темпами и в разные сроки. Центростремительная часть нервной системы достаточно зрела уже при рождении, окончательно созревает в 6—7 лет. А центробежная часть, окончательно созревает лишь в 23—25 лет.
Неравномерность роста — приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в следующие годы предопределено активными процессами дифференцирования клеток, тканей, органов.
При нормальном развитии ребенка оба процесса тесно взаимосвязанные, но периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами интенсивного дифференцирования. Усиленное дифференцирование предопределяет замедление роста. Например, масса головного и спинного мозга в основном нарастает до 8—10 лет, почти достигая массы этих органов взрослого, а функциональное усовершенствование нервной системы происходит еще в течение длительного времени. Созревание двигательного анализатора наступает в 13—14 лет, а вместе с тем в 15—18 лет происходит последующий интенсивный рост и дифференциация мускульной ткани.
Неравномерность развития, гетерохрония — дает возможность обеспечить ускоренный выборочный рост и дифференциацию тем структурам и их функциям, которые в первую очередь необходимы организму на данном этапе онтогенеза. Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, изменяются, обеспечивая организму приспособления в разные периоды онтогенетического развития. Структуры, которые к моменту рождения должны составлять функциональную систему, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Например, мышца около рта иннервируются ускоренно и задолго до того, как будут иннервированы другие мышцы лица. Ускоренное развитие испытывает не только мышца около рта, но и другие мышцы и те структуры центральной нервной системы, которые обеспечивают акт сосания. Из всех нервов руки в первую очередь и полнее всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц — сгибания пальцев, которые принимают участие в исполнении хватающего рефлекса. Такое выборочное и ускоренное развитие морфологических образований, которые составляют полноценную функциональную систему, которая обеспечивает новорожденному выживание, получило название системогенеза.
4. Акселерация — ускорение развития. Она характеризуется:
а) увеличением длины тела и массы новорожденных (за последние 30—40 лет на 0,5—1см и 100—150г);
б) увеличение роста, массы (других параметров тела) детей и подростков всех возрастных групп. Современный 9-и летний ребенок имеет рост и массу 10-и летнего ребенка 1940 года;
в) более раннее изменение детских пропорций тела взрослыми;
г) более раннее прорезывание и замена молочных зубов постоянными (на 1—2 году);
д) ускоренное окостенение скелета, в частности мелких костей запястья (на 1—2 году, и более раннее завершение роста. В 18 в., у мужчин рост длился до 26 лет, в 1940 г. — до 21г, а в 1960 г — до 18—19л. ;
е) более раннее появление (на 1—2 мес.) первых половых признаков (у девушек в 8—9 лет, у ребят — в 10 лет, более быстрое завершение этого периода.
Настоящая акселерация характеризуется ускорением физического развития и полового созревания. Специальными исследованиями установлено, что акселерации физического развития не всегда отвечает высокий уровень психического развития, работоспособности и социальной зрелости.
Акселерацию объясняют действием комплекса факторов, которые еще до конца не изучены. В частности, улучшением общих условий жизни, питания, медицинского обслуживания, урбанизацией и интенсификацией темпов современной жизни.