Папки-передвижки

Консультация по физиологии «Неравномерность и непрерывность роста и развития»

Юлия Зайцева
Консультация по физиологии «Неравномерность и непрерывность роста и развития»
▼ Скачать + Заказать документы

Возрастная физиология, это раздел физиологии, изучающий закономерности становления и развития физиологических функций органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

Публикация «Консультация по физиологии „Неравномерность и непрерывность роста и развития“» размещена в разделах

Предметом возрастной физиологии являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза. Данные возрастной физиологии чрезвычайно важны для гигиены с целью разработки санитарно-гигиенических требований.

Жизнь детей — это непрерывный процесс развития. Первые шаги и последующее совершенствование двигательной функции, первые слова ребенка и развитие языковой функции, превращения ребенка, в подростка в период полового созревания, развитие центральной нервной системы, осложнения рефлекторной деятельности, — это примеры изменений в организме ребенка.

Особенностью процесса роста детского организма является его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста изменяются некоторым его замедлением. Наибольшей интенсивностью рост ребенка отмечается в первый год жизни и в период полового созревания. Начальный рост удваивается до 5 лет и утраивается до 15 лет. В младшем школьном возрасте длина тела увеличивается на 4—5см, а в период полового созревания на 6—8 см в год. От периода рождения и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища — в 3 раза, длина руки в 4 раза, длина ноги — в 5 раз.

Пропорции тела с возрастом тоже изменяются. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. К началу полового созревания, половая разница в пропорциях тела отсутствует, а в период полового созревания, у юношей конечности становятся более длинные, туловище более коротким и таз уже, чем у девушек. Различают три периода отличий пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если к началу периода полового созревания общий рост увеличивается за счет роста ног, то в период полового созревания — за счет роста туловища.

В период полового созревания происходит не только интенсивный рост, но и формирование вторичных половых признаков.

Неравномерность в процессах развития отдельных систем организма прослеживается не только сопоставлением темпов их роста. Отдельные части физиологичных систем созревают неравномерно. Например, нервная система функционирует как единое целое, но ее отдельные части развиваются и формируются разными темпами и в разные сроки. Центростремительная часть нервной системы достаточно зрела уже при рождении, окончательно созревает в 6—7 лет. А центробежная часть, окончательно созревает лишь в 23—25 лет.

Неравномерность роста — приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в следующие годы предопределено активными процессами дифференцирования клеток, тканей, органов.

При нормальном развитии ребенка оба процесса тесно взаимосвязанные, но периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами интенсивного дифференцирования. Усиленное дифференцирование предопределяет замедление роста. Например, масса головного и спинного мозга в основном нарастает до 8—10 лет, почти достигая массы этих органов взрослого, а функциональное усовершенствование нервной системы происходит еще в течение длительного времени. Созревание двигательного анализатора наступает в 13—14 лет, а вместе с тем в 15—18 лет происходит последующий интенсивный рост и дифференциация мускульной ткани.

Неравномерность развития, гетерохрония — дает возможность обеспечить ускоренный выборочный рост и дифференциацию тем структурам и их функциям, которые в первую очередь необходимы организму на данном этапе онтогенеза. Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, изменяются, обеспечивая организму приспособления в разные периоды онтогенетического развития. Структуры, которые к моменту рождения должны составлять функциональную систему, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Например, мышца около рта иннервируются ускоренно и задолго до того, как будут иннервированы другие мышцы лица. Ускоренное развитие испытывает не только мышца около рта, но и другие мышцы и те структуры центральной нервной системы, которые обеспечивают акт сосания. Из всех нервов руки в первую очередь и полнее всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц — сгибания пальцев, которые принимают участие в исполнении хватающего рефлекса. Такое выборочное и ускоренное развитие морфологических образований, которые составляют полноценную функциональную систему, которая обеспечивает новорожденному выживание, получило название системогенеза.

4. Акселерация — ускорение развития. Она характеризуется:

а) увеличением длины тела и массы новорожденных (за последние 30—40 лет на 0,5—1см и 100—150г);

б) увеличение роста, массы (других параметров тела) детей и подростков всех возрастных групп. Современный 9-и летний ребенок имеет рост и массу 10-и летнего ребенка 1940 года;

в) более раннее изменение детских пропорций тела взрослыми;

г) более раннее прорезывание и замена молочных зубов постоянными (на 1—2 году);

д) ускоренное окостенение скелета, в частности мелких костей запястья (на 1—2 году, и более раннее завершение роста. В 18 в., у мужчин рост длился до 26 лет, в 1940 г. — до 21г, а в 1960 г — до 18—19л. ;

е) более раннее появление (на 1—2 мес.) первых половых признаков (у девушек в 8—9 лет, у ребят — в 10 лет, более быстрое завершение этого периода.

Настоящая акселерация характеризуется ускорением физического развития и полового созревания. Специальными исследованиями установлено, что акселерации физического развития не всегда отвечает высокий уровень психического развития, работоспособности и социальной зрелости.

Акселерацию объясняют действием комплекса факторов, которые еще до конца не изучены. В частности, улучшением общих условий жизни, питания, медицинского обслуживания, урбанизацией и интенсификацией темпов современной жизни.

Публикации по теме:

«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

Фотоотчет об экскурсии в 1 классе «Точка роста»Фотоотчет об экскурсии в 1 классе «Точка роста» 27.12.2020 учебного года была проведена экскурсия старшей группы "Жемчужинка" воспитателем Ильиной Н. В. и педагогом психологом Разумовой.

Фотоотчёт «Исследование роста растений. Огород на подоконнике»Фотоотчёт «Исследование роста растений. Огород на подоконнике» Дети - маленькие исследователи окружающего мира. Маленькие "Почему?", "Зачем?", "Что?", "Где?", "Когда?". Им всё интересно. Мы - педагоги.

Конспект ОД по познавательному развитию «Не обижайте муравья: он маленького роста…» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Мастер-класс композиции «Стадии роста фасоли» в рамках проекта «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа»Мастер-класс композиции «Стадии роста фасоли» в рамках проекта «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа» Много видов есть фасоли, И растёт она на поле, Или по верху плетётся Где придётся, как придётся. Хорошо, когда на грядке, Она будет.

НОД «Да, грибы искать не просто — они маленького роста!» Наблюдения на целевой прогулкеНОД «Да, грибы искать не просто — они маленького роста!» Наблюдения на целевой прогулке Цель. - Продолжать знакомить детей с грибами (из каких частей состоит гриб, название съедобных и несъедобных грибов); - Рассказать об.

Опыт-эксперимент «Значение солнца и воды для роста растений»Опыт-эксперимент «Значение солнца и воды для роста растений» Цели: - продолжать формировать у детей познавательные интересы к природе через экспериментальную деятельность; - подвести детей к пониманию.

Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений»Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений» Вид проекта: А) Исследовательский Б) Познавательный В) Практический Срок: две недели. Цель: Способствовать формированию представлений о.

Игра по закреплению знаний об основных стадиях роста овощей «Что сначала, что потом»Игра по закреплению знаний об основных стадиях роста овощей «Что сначала, что потом» Экологическая игра «Что сначала, что потом» Коллеги,предлагаю вашему вниманию дидактический материал, полезный для экологической игры старшего.

Эссе «Я — педагог. Мой путь поиска, развития и роста»Эссе «Я — педагог. Мой путь поиска, развития и роста» Двадцать лет спустя вы будете больше разочарованы теми вещами, которые вы не сделали, чем теми, которые вы сделали. Так отбросьте концы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация по физиологии «Неравномерность и непрерывность роста и развития»
Опубликовано: 18 октября 2023 в 05:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация по физиологии «Неравномерность и непрерывность роста и развития»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Зайцева (УИ 1244770) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД