Ирина Белых
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по ФЭМП «Путешествие в Тридесятое царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Белых Ирина Васильевна,
воспитатель старшей «А» группы
г. Надым – 2016г.
Возрастная группа : старшая группа
Цель: Создать условия для закрепления знаний о составе числа 10 и знакомства с цифрой 10.
ОО «Познавательное развитие»
Задачи:
• Содействовать у детей развитию познавательной деятельности;
• закрепить счет в пределах 10;
• упражнять в соотнесении количества предметов с цифрой 9;
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по ФЭМП „Путешествие в Тридесятое царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
• закреплять прямой и обратный счет в пределах 10;
• продолжать учить детей решать арифметические задачи;
• закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, в пространстве.
• различать запись числа 10 и соотносить ее с десятью предметами
• тренировать умение сравнивать количество путем пересчета и путем составления пар, соотносить цифры 1-9
• умение составлять числовой ряд.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
• Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
• воспитывать у детей коммуникативную культуру, умение вести разговор на заданную тему;
• воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
ОО «Речевое развитие»
Задачи:
• способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
• развивать смекалку, зрительную память, воображение;
• учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения,
• активизировать словарь, учить свободно общаться с взрослыми и детьми.
ОО «Развитие игровой деятельности»
Задачи:
• Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры;
• доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться,
• самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, карточки цифры, геометрические фигуры, карточки мешок с камнями.
Предполагаемый результат:
• умеют решать арифметические задачи, примеры;
• Знают счет до 10, различают запись числа 10 и соотносят ее с десятью предметами;
• Умеют соотносить цифры 1-9 с количеством, знают прямой и обратный счет до 10, умеют составлять числовой ряд;
• Умеют сравнивать количество путем пересчета и путем составления пар;
• Умеют свободно общаться с взрослыми и детьми.
Этапы мероп
риятия Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности
Введение в ситуацию
(3-4 мин.) Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели, формирование отзывчивости детей Дети собираются вокруг воспитателя.
- Ребята! Далеко-далеко есть дивный лес, пройдя через него попадешь в Тридевятое царство, в котором живет сказочная фея. Я получила сообщение на телефон от жителей волшебного государства. У них случилась беда. Маленькая фея всегда делает добрые дела, всем помогает. Злой колдунье это не понравилось, и она заточила фею в темницу. И освободит ее колдунья только в том случае, если мы выполним все его задания и найдем цифру (Загадочную цифру)10, т. к. цифра 10 является его магическим числом.
Дети встают в круг, приветствуют друг друга улыбкой.
Постановка детской цели. Целеполагание
Фиксация затруднения в деятельности
Обдумывание и планирование своих действий Ответы детей
Актуализация знаний (5-6 мин.) Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции. А также знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; Игра «На чём поедем?»
- Для того, чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся в тридевятое государство, нам необходимо выложить цифры по порядку, от 1 до 9.
Присаживайтесь за столы, возьмите тарелочки и выкладывайте цифры по порядку.
- Выложили? Давайте проверим. Называйте цифры по порядку, а я буду выкладывать их на доске. Если цифры расставлены правильно, мы сможем узнать, на каком транспорте поедем в тридевятое государство.
- Кто хочет прочитать вид транспорта? Верно, это автомобиль. В слове «автомобиль» десять букв.
- Уберите цифры в тарелочки и отложите на край стола. Выходите ко мне. Садимся в автомобиль. Поехали.
Физ. минутка «Мы - шоферы»
(дети должны показывать движения)
Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли
Вправо, влево – чистота! («дворники»)
Волосы взъерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх! (дети передвигаются по всей группе, имитируя движения, как будто едут на велосипеде)
- Приехали, возвращаемся на свои места.
Игра «Открой ворота» (ИКТ)
- Тридевятое царство обнесено высоким забором, на воротах висит замок. Чтобы открыть замок, надо, решить задачи. И тогда ворота откроются. Решим, поможем? (ответы)
1. Оглянуться не успели,
Яблоки в саду созрели,
Три румяных наливных,
Три с кислинкой. Сколько их? (6)
2. Внуку Шуре добрый дед
дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук? (6)
3. Раз к зайчонку на обед
прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
и по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок? (10)
Как думаете, мы справились с заданием колдуньи?
- Молодцы, ворота открыли!
А феи все нет. Выполним следующее задание. Дети (Да)
Игра «Освободи фею» (ИКТ)
- Ребята, перед нами пещера. Чтобы освободить фею нужно убрать камни. (Решаем примеры) (2-3 человека). Мы выполнили задание? Да.
Какие молодцы! И это задание выполнили!
А фея колдунья не выпускает.
Ребята, пока мы выполняли задание гномы поссорились. Давайте узнаем в чем дело.
Дети садятся за столы по четыре человека, на середине которых находятся квадраты желтого и треугольники зеленого цвета (по 9 штук каждого цвета на каждого ребенка, причем зеленыхменьше желтых)
Гном «Зеленка» решил сложить зеленые камни (зеленые треугольники, а Гном «Желтыш» сложить желтые камни (желтые квадраты). «Зеленка» сложил 9 камней – отсчитывают зеленые треугольники. «Желтыш» сложил столько же – отсчитываем желтые квадраты.
«Зеленка» не умел считать и обиделся на «Желтыша», что тот сложил больше камней.
- Как вы думаете, стоит «Зеленка» обижаться на «Желтыша»?
Дети говорят, что камней поровну, по 9.
- Но «Зеленка» не умеет считать, как ему показать, что камней поровну?
Дети должны расположить фигуры парами (желтые и зеленые)
- Почему вы считаете, что камней поровну? (Потому что у каждого камня есть пара)
Вывод: 9 и 9 – поровну.
«Зеленка» пошел и положил еще один камень.
Воспитатель кладет на стол зеленые треугольники по количеству детей, дети берут по одному.
- Поровну ли теперь они сложили камней? (нет)
- Кто больше сложил? (Зеленка)
- Как сделать так чтобы камней было поровну? (нужно чтобы положили еще один камень)
Воспитатель кладет на столжелтые квадраты по количеству детей, дети берут по одному.
- Сколько камней сложил «Зеленка» («Желтыш»?
Дети считают фигуры: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Воспитатель следит за тем, чтобы они соблюдали правила счета, и в завершении делает вывод:
- При счете предметов после 9 идет число 10.
- Как получили число 10? («Зеленка» сложил 9 камней, потом еще один; «Желтыш» сложил 9 камней, потом еще одну).
- Что можно сказать о количестве камней? (их поровну)
Воспитатель делает вывод: 10 и 10 – поровну Предполагают
варианты решения проблемы, опираясь на свой опыт и знания Выполнение задания Отгадывание загадок.
Затруднение в ситуации (3-4 мин) Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; Ребята пока мы выполняли задания гномы решили написать письмо Фей. В котором хотели рассказать, как они дружно живут. Что все делают вместе.
- Ребята как написать, сколько онисложили камней? (Нужно записать количество с помощью цифр).
Воспитатель кладет на середину стола карточки, на которых написано: 8,9,10,01,100, причем количество карточек с числом 10 должно быть в 2 раза больше количество детей.
- Какую же карточку Гномы вложат в письмо?
Дети выбирают карточку, если выбирают правильно, то воспитатель берет другую и говорит, что Гномы положили такую в письмо.
- Смогли вы помочь Гномам? (нет, не смогли)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записать число 10)
- Что же нам надо сделать? (Узнать, как записать число 10). Анализ возникшей ситуации. Работа по показу
Обдумывание и планирование своих действий
Открытие нового знания (способа действия)
(6-8 мин.) Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин;
- Как можно узнать то, что не знаешь? (Можно спросить у того, кто знает).
Воспитатель предлагает карточки с числом 10
- Число 10 записывается с помощью двух цифр – единицы и нуля.
- Сколько нулей надо записать рядом с единицей, чтобы обозначить число 10? (один нуль).
- С какой стороны от единицы надо записать нуль для того, чтобы обозначить десять? (справа).
- В каком случае пишут число 10? (Когда имеется десять предметов).
Вывод: число 10 пишут в том случае, когда имеется десять предметов. (Вот мы и нашли магическое число). Формирование успешного преодоления затруднения. Контроль и корректировка.
Выполнение задания
Включение нового знания в систему знаний и умений (5-6 мин) Создание ситуаций, в которых дети используют новое знание совместно с освоенными ранее способами; Игра «Найди пару».
Детям раздаются карточки с цифрами от 1 до 10. Включаем музыку, дети свободно танцуют. Когда музыку выключаем, дети должны построиться парами, чтобы у каждой цифры был свой сосед: 1-2, 3-4, 5-6, 7-8, 9-10.
Работа с карточками
Ребята колдунья велела гномам собрать волшебные камни. Они собрали камни в мешки, чтобы не забыть где сколько лежит, нужно подписать мешки.
-Прикрепи на каждый мешок с камнями карточку с числом, которое показывает количество камней в мешке. (дети раскладывают 2-3 ребенка)
Воспитатель рассказывает, что гномы решили пробраться в королевство к колдунье.
-Чтобы добраться докоролевства нужно идти по мосту от кирпичика к кирпичику, причем числа на кирпичиках должны располагаться по порядку. (выкладывают)
- Назовите числа по порядку то 1 до 10. – дети делают это хором.
Гномы дошли докоролевства. Нашли фею и пошли обратно домой.
- Назовите числа в обратном порядке.
- Ребята и нам пора домой. Приглашаю всех в наш автомобиль.
Физ. минутка «Мы - шоферы»
(дети должны показывать движения)
Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли
Вправо, влево – чистота! («дворники»)
Волосы взъерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх! (дети передвигаются по всей группе, имитируя движения, как будто едут на велосипеде)
- Приехали, возвращаемся на свои места.
Вот мы и дома.
Выполнение физ-минутки,
Практическое выполнения задания
новое знание совместно с освоенными ранее способами Выполнение действий
Самоконтроль
Корректировка
Обдумывание своих действий Выполнение движений
Ответы детей
Выполнение рисунка техникой рисование солью.
Осмысление (3 мин) Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь - Где вы сегодня побывали?
- Как помогли Феи и гномам? (Что делали)
- Что помогло нам помирить их? Дойти до королевства?
Дети должны прийти к выводу, о том, что сделать все это помогло умение считать до 10 и знание записи числа 10
(Сюрприз феи). Ответы на вопросы Самооценка Ответы детей