Эллина Грачева
Непосредственно образовательная деятельность «Моё прекрасное имя» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе МБДОУ № 86 «Радость» г. Белгород
Подготовила воспитатель:
Грачева Э. Н.
Тема: «Моё прекрасное имя»
Программное содержание:
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях. Закрепить знания старинных русских имён и значение своего имени. Закрепить навык работы с солёным тестом, используя технику выкладывания жгутом, украшать изделие подручным материалом - бисером. Обогатить словарный запас существительными чугунок, лапти, сундук; определениями старинный, деревянный. Преобразовывать уменьшительно-ласкательные имена.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Моё прекрасное имя“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, русскому фольклору, изготовлению поделки.
Предварительная работа: Беседа с детьми по ознакомлению с окружающим "Я и моё имя", Предметы русской старины". Индивидуальная работа с детьми "Моё известное имя". Слушание и заучивание народных, колыбельных песен. Изготовление "рамочка для фотографий".
Материалы и оборудование:
Камень с надписью, атрибуты в русской избе (чугунок, лапти, сундук, колыбелька с куклой) аудиозапись плача ребёнка, заготовка рамочки для фотографий, дощечка, тесто, бисер, стеки, салфетки.
Литература: Д. Н. Зима "Тайна имени"
Предварительная беседа в группе.
-Дети, хочу у вас спросить, любите ли вы путешествовать? -Да!
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а вот куда вы должны будете выбрать с помощью этого камня. Камень этот не простой, на нём есть надписи. Вам интересно, что написано? Давайте прочитаем! (дети читают самостоятельно друг за другом)
-Налево пойдёшь - далеко не уйдёшь.
-Направо пойдёшь - в чужую группу попадёшь.
-Вниз пойдёшь - много интересного найдёшь.
-Дети, куда же мы с вами пойдём?
-Вниз!
(Дети идут в комнату "Русская изба" под музыку "Пролягала ой, да степь-дорожка")
ХОД ЗАНЯТИЯ.
-Вот мы и пришли. Куда мы попали? Посмотрите сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
-В русской избе. (звучит русская народная песня "Прялица")
-А почему вы так решили, что это изба?
-Потому что здесь стоит самовар, печка, деревянная посуда.
-А что это? (показываю чугунок)
-Чугунок!
-Для чего он нужен?
-Дети, а что это? (показываю лапти)
-Лапти.
-Для чего нужны лапти?
-Лапти одевали на ноги и они служили обувью для людей.
(звучит музыкальное произведение "Субботея" отрывок)
-А что же это такое? (показываю сундук)
-Сундук, в нём хранили одежду. (раздаётся запись - плач ребёнка)
- Что это за звук? Здесь кто-то плачет (показывают куклу из колыбельки)
-Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет - малыш, кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Давайте его покачаем, (ребёнок качает куклу и поёт ему колыбельную песню).
-Баю- баю- баю- бай
-Ты собаченька не лай
-Белолапа не скули
-Моего сыночка не буди! (плач стихает)
-С давних времён, когда рождается ребёнок, родители придумывают ему имя. Обычно имя давалось в честь какого-либо святого, которое выбиралось по церковному календарю.
-Давайте и мы придумаем нашему ребёночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Какие вы знаете старинные русские имена? (дети называют и предлагают разные имена, выбирается одно имя-ребёночка называют Егорушкой).
-Дети, а вы знаете, что сейчас пока ребёночек маленький, его все будут ласково называть Егорушка. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором.
Мы растём и имя наше растёт.
-А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть когда вы вырастите? (ответы детей)
-Молодцы, вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
-А кто-нибудь знает, что обозначает имя Егор? Я вам расскажу.
-Это имя обозначает хозяин земли, покровитель земледелия. Родители, когда называли сына таким именем, хотели, чтобы Егорушка вырос и у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Вот и сегодня 6 мая в нашей стране отмечается православный праздник, который так и называется Егорий.
В этот день все садоводы и огородники спешат посадить в землю семена огурцов, кабачков, кукурузы, дыни, арбузов, фасоли, чтобы получить богатый урожай.
-Дети, а вы знаете, что обозначают ваши имена? Расскажите. -Каждый из нас носит имя ангела святого-угодника и сегодня я вам предлагаю вылепить свои прекрасные имена, которые мы поместим вот в эти рамочки, которые мы делали на прошлом занятии, чтобы помнить и хранить в уме и сердце жизнь святых наших, как высокий образец для подражания.
-Но прежде чем начать лепить, нам нужно размять свои пальчики (пальчиковая гимнастика)
-Мои пальчики расскажут
Всё умеют, всё покажут (руки вверху, повороты кистей рук)
-Пять их на моей руке (сжимание кулачков)
-Всё делать могут и всегда помогут (хлопки в ладоши)
-Они на дудочке играют (далее движения по тексту) Мячик бросают
Бельё стирают. Полы подметают. Тесто катают. Щипают, ласкают.
-Посмотрите я для вас вылепила своё взрослое имя, кто прочтёт как оно звучит (показ образца, ребёнок читает, но вы ещё маленькие и лепить мы с вами будем наши маленькие имена.
-Для работы у нас всё готово, можно начинать. Свои имена лепить вы будете из жгутиков. От основного куска берём необходимое количество теста, раскатываем колбаской, стараемся, чтобы толщина вашей колбаски была одинаковой.
-Дети, тесто можно раскатывать в ладошках на весу, а можно на до-ске. Если палочки у буквы не одинаковые, то их нужно подрезать и выровнять стекой. Каждую букву украсим бисером.
(Самостоятельная художественная деятельность детей, коллективные и индивидуальные указания под русскую народную песню "Пошла млада за водой")
-Я вижу, что вы все закончили трудиться над изготовлением своего имени. Молодцы! А у всех ли получилось, давайте прочитаем. (дети читают по очереди свои имена)
-Молодцы! В группе мы поставим наши рамочки с именами на вид-ное место, чтобы родители смогли полюбоваться и оценить наш труд
Дети уходят под русскую народную песню "Калинка"