Твердякова Лариса
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи «Строители» в старшей группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование связной речи (составление рассказов по демонстрируемым действиям, опираясь на схему постройки.
Задачи
- Обогащение словарного запаса: название профессии архитектор, названий строительного материала (кирпичик, кубик, столбик, половинка кирпичика, название объектов построек (дом, мост, ворота, башня и др.).
- Формирование грамматического строя речи: согласование слов в предложении в роде, числе и падеже; образование относительных прилагательных.
Оборудование: игровой набор «Дары Фребеля», схемы построек.
ХОД
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи „Строители“ в старшей группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Строитель. Знакомство с профессией
- Темочки
Логопед. Ребята, посмотрите на предметы, которые я вам приготовила. Вы догадались, о чем мы с вами будем сегодня говорить и что делать.
Дети. Мы будем строить домики.
Наверное, будем строить забор.
Может быть будку для собаки.
Может быть комнату.
Логопед. Прежде чем начать строить, я хочу вам показать рисунки. (Логопед показывает схемы различных построек). Как вы думаете, что здесь нарисовано?
Дети. Я думаю, что этот рисунок похож на мост.
Я думаю, что это нарисован домик.
А это нарисована башня.
Здесь нарисованы ворота,
А здесь гараж.
Этот рисунок похож на музей.
Логопед. Ребята, прежде чем что-то построить, надо придумать, что это будет и как этот объект будет выглядеть. Потом надо нарисовать будущую постройку. Я вам хочу рассказать о профессии архитектора. Прежде чем в городе что-то строится, архитектору дают задание придумать и нарисовать проект здания. Обязательно говорят, каким требованиям оно должно отвечать. Например, в городе надо построить новый детский сад. Он обязательно должен быть: красивый, просторный, двухэтажный, в нем должно быть десять групп. В группах размещены: групповая комната, спальня, раздевалка, ванная и туалетная комнаты. Архитектор садится и рисует будущий детский сад. А ваши родители строили дом?
Дети. Да, моя бабушка построила нам большой дом.
А мой папа сейчас строит нам новый дом.
А мы не строили дом, мы живем в квартире.
Логопед. Прежде чем бабушка и папа строили дом, они пошли в отдел архитектуры к архитектору. Он помог спроектировать дом, утвердил этот проект, а потом строители начали строить. А ваш многоквартирный дом тоже спроектирован в отделе архитектуры и построен строительной компанией по проекту архитектора.
Дети. Я понял, архитектор рисует план дома, который потом строят.
Логопед. Сегодня, архитектор города принес нам разные чертежи построек новых объектов.
(Логопед показывает рисунки построек.)
Мне достался вот этот чертеж. Посмотрела я на него внимательно и поняла, что это проект забора. Потом подумала, как же я его буду строить? Какие мне понадобятся для этого строительные материалы?
Смотрю внимательно – вижу, что это столбики, а это половинки кирпичиков, а это кубики, а здесь целые кирпичики.
Что же я буду класть сначала, что потом? Сначала поставлю столбик, рядом положу кирпичик, на кирпичике стоит половинка кирпичика, потом просто половинка кирпичика, потом …
Дети. Опять кирпичик, а на нем половинка кирпичика.
Логопед. Потом…
Дети. Столбик, опять кирпичик, а на нем половинка кирпичика. И в конце половинка кирпичика.
Логопед. Ребята как я построила заборчик?
Дети. Сначала вы рассмотрели рисунок.
Потом выбрали строительный материал для постройки.
Потом ставили строительный материал по порядку.
И получилось так, как на рисунке.
Логопед. Сейчас я каждому из вас дам чертеж постройки, а вы по чертежу построите, а потом расскажите, как вы это сделали.
(Дети выбирают карточки с чертежами и подбирают необходимый строительный материал. Потом самостоятельно выполняют постройки. Логопед уточняет, какой материал выбирает ребенок, закрепляя в словаре названия строительного материала.)
Логопед. Ребята, вы сегодня самые настоящие строители, потому что смогли построить объекты по чертежам архитектора. А сейчас, вы расскажете, как, в какой последовательности вы сделали свою постройку. Слушайте рассказ Глеба.
Глеб. Я построил дом. Сначала я взял четыре кубика. Сверху положил два кирпичика. На кирпичики поставил три половинки кирпичиков. На эти половинки положил два кирпичика. А сверху поставил одну половинку кирпичика.
Логопед. Послушайте рассказ Гордея.
Гордей. Я построил забор. Сначала я положил два кирпичика. На кирпичики поставил пять столбиков. А по бокам поставил по три кубика.
Логопед. Дима хочет рассказать о своей постройке.
Дима. Я построил башню. Сначала я поставил два кубика. А по бокам по одной половинке кирпичика. На кубики поставил еще один кубик. На этот кубик положил кирпичик. Потом опять один кубик, потом снова один кирпичик. И сверху кубик. На самую верхушку я поставил половинку кирпичика.
(Дети рассказывают по очереди о своих постройках)
Логопед. Что новое вы сегодня узнали и научились делать?
Дети. Мы узнали о профессии архитектора.
Мы научились строить здания по проекту архитектора.
Мы рассказывали о том, как строили дом, башню, мост, забор.
Логопед. А что вам трудно было делать?
Дети. Мне трудно было ставить кирпичи и кубики, они падали.
Логопед. Оказывается работа строителей очень трудная. Им надо точно ставить каждый кирпичик, чтобы постройка не сломалась.
Дети. Ребята, я записала ваши рассказы. А сейчас сфотографирую постройки и размещу в нашей энциклопедии для детей младшей группы.