Наталья Канищева
Непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий «Посуда» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Форма НОД: коммуникативная, коррекционно-развивающая деятельность.
Форма организации: групповая.
Средства:
Наглядные: наборное полотно, картинки с изображением посуды, разрезные картинки с посудой, картинки-половинки с изображением посуды, изображение стола, плиты, подноса для речевой игры.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Оборудование : самовар, скатерть, посуда керамическая, металлическая, глиняная, стеклянная, деревянная, столы, тесто, стеки, краски, детский набор игровой детской посуды, выставка посуды.
Задачи
Коррекционно-образовательные : уточнение и расширение о представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях из которых она состоит, материалах, из которых она сделана. Формирование понятий столовая, чайная, кухонная посуда. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в числе и падеже);
Коррекционно-развивающие : развитие связной речи, фонематического восприятия; речевого слуха; зрительного внимания; конструктивного праксиса; логического мышления ; физиологического дыхания; артикуляционной, мелкой и общей моторики, координации речи с движением; тактильных ощущений;
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к посуде.
Задачи индивидуальной работы с детьми
-формирование правильного речевого дыхания
-формирования навыков самоконтроля за собственной речью
Этапы деятельности
I Вводно-организационный
Приветствие. Установление контакта.
-Как живете?- Вот так!
-Как идете? -Вот так!
-Как
шалите?Вот так!
-Как грозите?-Вот так!
-Заниматься хотите?-Да!
П:Создает комфортную, эмоционально-благоприятную атмосферу. Вовлекает в деятельность при помощи проговаривания
Побуждает детей отвечать на поставленные вопросы.
Д:Становятся рядом. приветствуют друг друга, улыбаются.
Отвечают на вопросы
Введение в тему
А теперь послушайте внимательно и назовите посуду, название которой вы услышите в стихотворении
Раз, два, три, четыре-
Мы посуду перемыли :
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалили,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали-
Так мы маме помогали.
Вы хорошо отвечали, и за это я подарю вам чашечки.
-Чтобы сесть на свои места, возьмите по одной чашке с моего подноса и найдите ей пару
-Расскажите, какого цвета у вас чайная пара.
П:Вовлекает в совместную деятельность, помогает в выборе правильного ответа. Контролирует
Вовлекает в совместную деятельность, помогает правильно подобрать слова- признаки.
Контролирует правильность ответов
Д:Называют предметов посуды, перечисленные в стихотворении, и называют действия, которые с ними происходят
Дети выбирают по одной чашке и проходят к столу, на котором стоят блюдца тех же цветов, они находят блюдце соответствующего цвета, ставят на него чашечку и садятся на стулья.
Отвечают на вопросы, подбирают слова- признаки
Внутренняя мотивация и готовности к деятельности.
Активизация внимания деятельности детей
дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения
А сейчас давайте мы с вами попьём чай с блинами и с вареньем.
: «Закипел чайник»
-дуем в трубочку и вода в стаканчике «закипи»
По моей команде вы сделаете вдох и дуете в трубочки, не раздувая щек, плечи не поднимая, вытянув губы трубочкой. Вот так.
П:Показывает на личном примере дыхательные упражнения на выработку сильной и правильной воздушной струи.
Следит за правильностью выполнения дыхательных упражнений.
Д:Выполняют по показу за логопедом упражнения на дыхание.
Самоконтроль.
Дуют в трубочку, вода «кипит»
«Месим тесто». Взяли все зеркальце, смотрим в него и выполняем за мной как я. «Блинчики», следующее упражнение: «Вкусное варенье», и последнее упражнение: «Чашечка».
П:Показывает на личном примере артикуляционные упражнения. Следит за правильностью выполнения артикуляционных
упражнений.
Д: Дети выполняют по показу за логопедом артикуляционные упражнения.
Самоконтроль.
II Деятельностный
«Пьем чай»
Обобщение
«Назови одним словом
Дети в нашем садике порядок наводили,
Дети в нашей группе кукле говорили :
Д:«Салфетки должны быть в салфетнице,
Д:Сахар должен быть в сахарнице,
Д:Масло должно быть в масленке,
Д:Конфеты должны быть в конфетнице,
Д:Хлебушек должен быть в хлебнице,
Д:А соль должна быль в солонке.
П:Стол накрыт можно, и к чаепитию приступать
Готовимся к чаепитию и проговариваем свои действия
П:-Что ты делаешь?
Д:Я Беру конфету из конфетницы.
П:Вводит игровые элементы
Побуждает к правильному выполнению задания.
Контролируем правильность выполнения задания
Помогает в выборе ответа.
Д:Сопровождают свои действия речью. Оценивают правильность выполнения задания
Активизация словаря.
«Расставим посуду на свои места»
Чай попили, а теперь пришло время убрать со стола
На ваших столах лежат картинки с изображением посуды, надо расставить посуду на свои места, но прежде давайте вспомним, какая бывает посуда? :
- в кухонный шкаф- кухонную посуду
-на обеденный стол -обеденную посуду
- на поднос- чайный сервиз
П:Вводит игровые элементы
Побуждает к правильному выполнению задания.
Контролируем правильность выполнения задания
Помогает в выборе ответа.
Д:Выбирают из предложенного материала нужную картинку с изображением посуды и группируют их по принадлежности к определенной группе.
Динамическая пауза
-Вот большой стеклянный чайник
Очень важный, как начальник.
-Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки.
-Вот фарфоровые блюдца, Только стукни, разобьются.
-Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке.
-Вот пластмассовый поднос, Он посуду нам принёс.
П:Ставит цель перед детьми.
Вместе с детьми выполняет соответствующие движения.
Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляемость
Д:Дети выполняют движения, соответствующие речевому материалу
«Из частей целое»
Я сегодня к вам пришла
И корзину принесла
Вся посуда в ней разбита, посмотри!
Так давайте же поможем
Быстро всю посуду сложим!
-соберите и расскажите, из каких частей состоит ваша посуда
П:Вовлекает в совместную деятельность, помогает правильно подобрать части целого
Контролирует правильность выбора.
Д:Собирают из частей целое
-это носик чайника, у чайника есть дно, носик, ручка, стенки, крышка.
У кастрюли есть дно, ручки, стенки, крышка.
У тарелки есть дно, края….
Подготовка к продуктивной деятельности
Вы очень хорошо справились со всеми заданиями. И за это мы хотим пригласить вас в волшебную мастерскую. Давайте познакомимся с главным мастером.
Лепка чашек из теста.
Здравствуйте, ребята, я гончар, меня зовут, я рада вас видеть в своей гончарной мастерской. Но прежде я хочу узнать, знаете ли вы из, чего делают нашу посуду?
А в гончарной мастерской посуду делают из глины.
И сегодня мы с вами слепим чашечки из волшебной глины- соленого теста.
Подойдите к своим рабочим местам, наденьте фартуки и приступаем к работе. П:Задает вопросы, стимулирует к деятельности, помогает планировать продуктивную деятельность,
Д:Отвечают на вопросы.
Слушают инструкцию.
Действуют по показу педагога.
III Контрольно-рефлексивный
Выставка поделок
Молодцы, у вас получились замечательные чашечки, давайте отнесем их на выставку. Но это еще не законченная работа, когда
они высохнут,
мы их раскрасим. Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу, встанем в кружок, возьмемся за ручки и друг другу улыбнемся.
П:Активизирует обсуждение, проявляет уважение к детским высказываниям, поощряет детей за их внимание и помощь
Оформляют выставку.
д:Выражают мысли, чувства, вызванные творчеством товарищей.
Делятся впечатлениями по итогам деятельности
Учебно-методический комплект:
-Лалаева Р., Серебрякова Н. Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001.,
- Миронова Н. М. Развитие фонематического восприятия. - Издательство ГНОМ
и Д, 2007
- Бойкова С. В. занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. -СПб. ,2007
-Смирнова Л. Н, Овчинников С. Н. Логопедия в детском саду КРО. -Мозаика –синтез,М. ,2010