Юлия Шишкина
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с природой в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с природой в старшей группе.
Тема: Пернатые друзья.
Задачи:
Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах.
Учить отгадывать загадки.
Развивать интерес к миру пернатых, любознательность.
Дать представление о значении птиц для окружающей природы.
Развивать внимание, творческую активность.
Формировать у детей желание заботится о птицах.
Предварительная работа:
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с природой в старшей группе» размещена в разделах
1. Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
3. Беседа о птицах, повадках птиц.
4. Рисование птиц.
Материалы и оборудования:
Два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки, скворца).
Нагрудные значки «Знатоки птиц» (на каждого ребёнка).
Посылка от деда Природоведа (письмо, схема, доски для кормушки).
Картинка с изображением символа мира.
Организация образовательной деятельности.
(Воспитатель вносит коробку и обращает внимание детей на нее).
- Ребята, посмотрите, нам кто то прислал посылку…хотите посмотреть что внутри? (ответы детей). (Воспитатель достает картинки, показывает детям) – Ребята, что же это? ( ответы детей: картинки, птицы). - А хотите поиграть с птицами? (ответы детей).
Викторина «Знатоки птиц».
(На столах разложены картинки с изображением птиц. На каждую команду свой стол и свой комплект картинок).
– Сейчас я каждому одену значок, на котором написано «Знатоки птиц» и вы поделитесь на две команды. Вы внимательно слушаете ведущего (меня, отвечаете на вопросы и выполняете задания. За каждое правильно выполненное задание команда получает фишку. Победит та команда, которая наберет больше фишек.
Задание 1.
- Послушайте, отгадайте загадку и найдите соответствующее изображение на картинке :
Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло. (Сова)
(Команда которая первая отгадает загадку и покажет изображение совы на картинке получает фишку). – Теперь рассмотрите внимательно картинку и расскажите об этой птице. (Команды получают фишки за рассказ о птице). М
- Молодцы, ребята, сова –крупная птица. Голова у совы круглая, как тарелка, по бокам головы перышки торчат (словно уши, клюв крючком. Глаза у нее большие, круглые, но днём сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Сова ночью издает звуки, как будто охает – «у-ху». Поэтому говорят сова «ухает».
Задание 2.
(Воспитатель загадывает загадку)
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется (Синица).
(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Педагог обобщает информацию о синице).
Задание 3.
- А вот ещё одна задка:
Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет.
(Голубь)
(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Педагог задаёт вопросы, фишку получает команда которая ответит на большее количество вопросов) :
Какой окрас у голубя? (ответы детей)
Голубь по размеру меньше или больше воробья? (ответы детей)
Чем питаются голуби? (ответы детей)
Могут ли голуби передавать письма? (ответы детей)
(Педагог обобщает ответы детей). – Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определённое место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь дна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе. (Педагог показывает детям картинку с изображением символа мира).
- Ребята, какие вы молодцы, столько знаете о птицах. А вы знаете какие бываю птицы? ( ответы детей: зимующие, перелётные, домашние). - Каких птиц называют перелётными? (ответы детей); - Почему некоторые птицы улетают в теплые края (ответы детей). - Каких перелётных птиц вы знаете? (ответы детей). – Перелётные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелёту. За лето птицы должны быть хорошо подготовлены к перелёту. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые птицы научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в дальни е края, где тепло и есть пища. Во время полёта птицы преодолевают большие расстояния. У птиц есть крылья, поэтому они могут летать. Хвост помогает им рулить в нужном направлении. - А давайте мы с вами попробуем представить себя перелётными птицами, и поиграем в игру «Перелёт птиц».
Музыкальная игра (знакомая детям) «Перелёт птиц»
Ребята, кто может напомнить правила игры? (один из детей рассказывает правила игры, педагог поправляет, уточняет, если ребёнок забыл, сбился, перепутал. Дети – «птицы» бегают по группе. По сигналу воспитателя: «Ветер, буря!» быстро убегают на свои места. Затем воспитатель говорит: «Солнце выглянуло». «Птицы» вновь бегают по группе. Игра повторяется 2-3 раза).
Задание 4.
А теперь послушайте ещё одну загадку:
На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев - …
(Снегирей)
(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Педагог задаёт вопросы, фишку получает команда которая ответит на большее количество вопросов) :
Слово «снегирь» связано со словом снег? (ответы детей);
Какой окрас у снегиря? (ответы детей);
Чем питаются снегири? (ответы детей).
(Педагог обобщает информацию о снегире).
- Какие молодцы, ну прям все загадки отгадали. А сейчас послушайте и стихотворение и найдите картинку с изображением главного героя. (фишку получает команда которая первая покажет картинку) :
Улетела ласточка
За тридевять земель.
Возвращайся, ласточка,
На дворе апрель,
Возвращайся ласточка,
Только не одна:
Пусть с тобою ласточка
Прилетит весна.
(Б. Заходер)
(Педагог задает вопросы, фишку получает команда которая ответит на большее количество вопросов) :
Какой окрас у ласточки?
Чем питаются ласточки?
Где устраивают свои гнезда?
-Ребята, как называются птицы, которые остаются зимовать? (ответы детей); - Назовите зимующих птиц. ( ответы детей: ворона, синица, воробей, голубь).
- Некоторые птицы, которые остаются зимовать, делают запасы семян растений и орехов. Другие перебираются поближе к жилью человека в надежде на помощь. Перья птиц и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно. Как мы может помочь птицам пережить холодную зиму? ( ответы детей: подкармливать птиц зимой).
- молодцы ребята, вы так много знаете о птицах, самые настоящие «Знатоки птиц». Сейчас мы подсчитаем количество фишек у каждой команды, победит та команда, у которой больше фишек. (педагог совместно с детьми считают фишки и определяю победившую команду).
(Раздаётся стук в дверь. Почтальон приносит посылку). – Ребята, эту посылку нам прислал Дед Природовед, смотрите к посылке прилагается письмо, давайте его прочтём. (педагог открывает конверт и читает письмо) : - Здравствуйте дорогие дети! Наступает зима, скоро будет холодно и выпадет много снега. Я заранее позаботился о наших друзьях – птицах. Начал делать им кормушки, но птиц очень много, а я один. Помогите мне доделать несколько кормушек для птиц! Ваш друг – Дед Природовед. (педагог открывает посылку и достает дощечки, показывает детям) – Посмотрите, Дед Природовед даже прислал нам материал, из которого можно сделать кормушку. (В свободное время дети с педагогом и родителями, сооружают кормушки для птиц, которые потом вешают на участке).