Людмила Ткач
Непосредственно образовательная деятельность «Чаепитие в Мытищах»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЧАЕПИТИЕ В МЫТИЩАХ»
/ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ /
/СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ/
ВОСПИТАТЕЛЬ: ТКАЧ Л. В.
Г. О. МЫТИЩИ
Цель:
•Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
•Обогащать и систематизировать знания, полученные ранее о родном городе.
•Познакомить с традицией чаепития в Мытищах и его атрибутами.
•Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям
своего края.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Чаепитие в Мытищах“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
•Развивать познавательный интерес к народному творчеству родного края, к
окружающему миру.
•Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о
ближайшем предметном окружении.
• Приучать детей слушать стихотворения, загадки.
• Развивать творческие способности детей в играх.
• Способствовать развитию любознательности.
• Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со
сверстниками во всех видах деятельности.
• Воспитывать у ребят уважительное отношение в общении с близкими и
сверстниками.
• Формировать интерес к здоровому образу жизни.
Словарь:
• Пополнить словарный запас детей словами: мыт, волок, мытная изба, родниковая
водица, утолить жажду, водопровод, Троицкий тракт, Троице-Сергиева лавра,
самовар, чаепитие, чаек, чаинка.
Виды детской деятельности :
игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская,
восприятие художественной литературы, двигательная.
Материалы и оборудование:
•Картина В. Г. Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», детская работа
«Чаепитие в Мытищах», фотографии старинных самоваров, Жостовский поднос,
дидактическая игра «Узнай и собери».
Предварительная работа:
знакомство с историей возникновения г. Мытищи и традицией Мытищинского
чаепития; чай – его история и культура чаепития; знакомство с историей
возникновения самовара и его назначением; знакомство с разнообразными видами
Жостовских подносов; рисование декоративных элементов, изображенных на
подносах; знакомство с литературой по теме; разучивание игр.
Содержание образовательной деятельности детей
I. Актуализация знаний
- Ребята, сегодня нас ждут занимательные игры, мы узнаем много интересного. Но, чтобы все удалось, нам нужно выполнить несколько правил: соблюдать тишину, внимательно слушать и не перебивать друг друга.
1. Беседа о г. Мытищи
Стихотворение – загадка о городе Мытищи.
- Ребята, помогите мне отгадать загадку.
Что за город есть на свете?
Лучший город на планете.
Средь садов растут дома,
Золотятся купола.
Родниковая водица
Так и бьется из землицы.
Ожерелье из озер,
Из цветов живой ковер.
Там такая красотища,
А зовется он –. Мытищи.
- Да. Это наш любимый город.
- Мытищи – это большой современный город, с многоэтажными домами, ухоженными улицами, в нем много удивительных мест.
- А какие интересные места в нашем городе вы знаете?
Ответы детей: Ледовый дворец, автостанция, парк, театры, памятники знаменитым людям, детские сады, школы.
- Это наш город сегодня.
2. Беседа о прошлом г. Мытищи
Курсивом в тексте выделены вопросы для детей.
- Но у города Мытищи древняя история. Здесь когда-то протекала полноводная река (какая) Яуза. По ней проходил торговый водный путь из Москвы. Но часть пути приходилось преодолевать по суше. Корабли перетаскивали (как) волоком. На таком волоке и возникло селение Мытищи. В начале волокового пути стояла мытная изба, здесь за провоз товаров брали пошлину (как она называлась) «мыт». От этого слова и пошло название нашего города (какое) Мытищи. Издавна славилась чистая, вкусная родниковая мытищинская вода. Давно царица Екатерина II в районе Мытищ, утолила жажду в одном из многих родников. Вода ей показалась очень вкусной. И она издала указ провести из Мытищинских родников водопровод до Москвы.
- Для чего нужна вода человеку?
Ответы детей.
- Вы правильно ответили. Человек не может жить без воды. Мы с вами почти полностью состоим из воды. Нам нужна вода и для того, чтобы ее пить.
А еще из нее можно заварить вкусный чай.
3. Игра «Чайничек»
Чайничек Пальцы вместе. Руки идут навстречу друг другу, описывая круг.
с крышечкой, Ведущая ладонь рассекает воздух параллельно земле.
Крышечка с шишечкой, Большой палец вверх, остальные сжаты.
Шишечка с дырочкой, Большой палец вниз, остальные сжаты.
В дырочку пар идет. Указательный палец описывает круги, рука идет вверх.
Пар идет Указательный палец описывает круги, рука идет вниз.
В дырочку, Большой палец вниз, остальные сжаты.
Дырочка в шишечке, Большой палец вверх, остальные сжаты.
Шишечка в крышечке, Ведущая ладонь рассекает воздух параллельно земле.
Крышечка в чайнике. Пальцы вместе. Руки идут навстречу друг другу, описывая круг.
Наливаем. Одна рука собирает пальцы в чашечку, другая как будто наливает чай.
Друг друга угощаем.
II. Новый материал
Дети сидят за столами
1. Демонстрация детской работы «Чаепитие в Мытищах»
- Посмотрите, какую интересную работу выполнили ребята нашего детского сада.
- Что хотели нам рассказать дети?
Ответы детей.
- Да. Ребята собрались за чаепитием в детском саду, в Мытищах. На столе самовар, угощение.
2. Картина В. Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»
- А вот другая картина.
- Что делают люди на этой картине?
Ответы детей.
- Происходит чаепитие в разное время, но в одном и том же месте – в Мытищах.
- Эту картину написал русский художник В. Перов давно. И называется она «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы».
- Мытищи расположились на дороге, которую раньше называли Троицкий тракт. В те далекие времена со всей православной России шли в Троице-Сергиеву Лавру на богомолье. Шли бедные и богатые, нищие и церковнослужители. Путь от Москвы до лавры был не близким. Поэтому многие останавливались в Мытищах на отдых.
Были в селе и трактиры, и постоялые дворы. А летней порой гостеприимные мытищинцы выставляли на столы кипящие самовары прямо в тени лип и берез и зазывали прохожих на чаепитие. Вот такой эпизод из жизни села в те далекие дни отразил художник.
- На этих картинах чаепитие проходит в разное время, но в одном и том же месте - в Мытищах.
- Пить чай в Мытищах считалось хорошим тоном из-за необычайно вкусной воды в источниках на территории Мытищ.
III. Знакомство с атрибутами чаепития
1. Беседа о самоваре и Жостовских подносах
- Итак, мы видим, что непременным участником чаепития был самовар.
Какое интересное слово: самовар. Оно состоит их двух слов: «сам» и «варит», т. е. кипятит и нагревает воду. Сейчас самовары электрические. А раньше топили самовар сосновыми шишками, в него добавляли угли из печи, раздували самовар, нагревали и кипятили воду.
Самый лучший в мире самовар изобрели в России.
Посмотрите, какими разными были самовары.
Дети рассматривают фотографии старинных самоваров.
Они были красивы, а еще и «музыкальны». Перед закипанием самовар начинал петь. И песня его, подобно песне сверчка за печкой, придавала особый уют чаепитию.
Но прежде, чем подать на стол его ставили на поднос. Это делали того, чтобы угли из поддувала и капли горячей воды из крана не попадали на стол. Особую славу приобрели подносы с яркими цветами жостовской росписи. Жостовские железные подносы, с неповторимыми цветами — символ России и наша гордость. Именно у нас в Мытищинском районе в деревне Жостово, такие подносы с давних пор расписывают умелые художники.
Демонстрация иллюстраций Жостовских подносов.
2. Игра «Узнай и собери»
- А теперь мы поиграем.
- Будем собирать посуду для чаепития. Каждый возьмет по одной части. Из частей составляем предметы. На столе — предмет розового цвета, а на этом — черного.
Подведение итогов игры.
Что у нас получилось?
Ответы детей: самовар и поднос.
В чем же мы завариваем вкусный, душистый чай?
Верно. В заварочном чайнике.
Но наши чайники разбились. Давайте их соберем.
Задание выполняем в паре. Работайте вместе, дружно. И у вас все получится.
Дети, работая в парах на столах, собирают чайники.
IV. Традиция чаепития
Дети проходят за столы
1. Беседа о чаепитие
- С появлением самовара родился добрый обычай – чаепитие.
От каких двух слов оно образовано?
Чай и пить, т. е. питье приготовленного чая.
- Словарь: чай, чаек, чаевничать, чаинка, чайник, чайное, чайный, чайница.
- Вся семья собиралась за столом с кипящим самоваром. Считалось, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела. А еще пели песни, рассказывали сказки, отгадывали загадки.
2. Загадки
- Отгадайте загадки.
• Сверху дыра, снизу дыра
В пузе блестящем клокочет вода,
А середине как будто пожар,
Дали названье ему - …самовар.
• Цветом жёлт и ароматен.
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его … лимон.
• Круглые, как солнышко
Тесто льют на донышко.
Так румяны и сытны
Наши русские … блины.
• Ножки четыре, а шляпок одна.
А поместилась большая семья.
Чай пить пришел –
Садишься за …стол.
• Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем
Разделю ребятам всем.
Заплатите рублик
И купите … бублик.
V. Заключительная часть
1. Игра
За чаем не только обсуждали новости, отгадывали загадки, но и играли.
Давайте, и мы с вами поиграем в игру «Самовар».
Воспитатель объясняет детям правила игры.
Обручи — это чайные домики. Идем вокруг домиков. На слова «Быстро место занимай» - встаем в домик. Кто остался, тот выбывает из игры.
Слушайте внимательно и повторяйте за мной.
Самовар, самовар,
Самовар гостей собрал.
Ты на чай не опоздай,
Быстро место занимай.
Кто остался — отдыхай,
За другими наблюдай.
Убирается один обруч. Игра повторяется снова, пока не останется один участник.
Кто остался – тот хозяин,
Угощай нас вкусным чаем.
И с медком, и с сахарком,
И с душистым крендельком.
Победитель получает угощение для всех ребят.
VI. Итоги занятия
Ребята, вам понравилась наша встреча?
Что запомнилось?
Где проходило чаепитие?
А трудности возникли?
После занятия дети отправляются в группу на чаепитие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой,– М. : Мозаика-Синтез, 2010.
2. Методические рекомендации к программе «Воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
3. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»/ Князева О. Л., Маханева М. Д. – СПб: Детство-Пресс, 1998.
4. Программа «Наследие». Патриотическое воспитание в детском саду/ Новицкая М. Ю. - М. : Линка-Пресс, 2003.
5. Аникин В. П. «Живая вода» : Вступительная статья / / Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. – М., 1987.
6. Аникин В. П., Гусев В. Е., Толстой Н. И. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. - М. : Худож. лит. 1991.
7. Колисниченко Л. В. Чай. Чайные традиции и церемонии в разных странах. – М., АСТ, 2004.
8. Маслова Л. В., Стукалова Е. А., Самборенко Л. Ф. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – М. : АПК и ППРО,2005.
9. Некрылова А. Ф. Круглый год (Русский земледельческий календарь).– М., 1991.
10. Похлебкин В. В. Чай, его история, свойства и употребление. – М., 2004.
11. Разина Т. М. Русское народное творчество. – М., 1970.
12. Русские пословицы и поговорки. – М., 1988.
13. Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов. – М. : Современник, 1991.
14. Семенов В. М. Все о чае и чаепитии. Новейшая чайная энциклопедия. - М., 2006.