Наталья Храмцова
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы с использованием блоков Дьенеша «Звездочёт»
Цель: закрепить умение считать в пределах 9.
Задачи:
Образовательные :
продолжать знакомить детей с образованием числа 9, на основе сравнения двух групп предметов.
закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке.
продолжать совершенствовать умения находить направления на плоскости (слева, справа, вверху, внизу, сзади, перед собой).
продолжать совершенствовать умения сравнивать предметы по длине.
Развивающие:
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы с использованием блоков Дьенеша „Звездочёт“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Старшая группа
- Темочки
1. способствовать развитию у детей умений располагать части, составляющие фигуру – силуэт, ориентируясь на образец;
2. содействовать развитию способностей классифицировать предметы и выделять из данной совокупности предмет, отличающийся какими – либо признаками (длина, цвет);
Воспитательные:
1. воспитывать отзывчивость;
2. воспитывать умение работать в команде, чувство сотрудничества.
Демонстрационные материалы:
• презентация;
• изображение созвездий;
• образец – схема для построения ракеты.
Раздаточный материал:
• жёлтые и красные круги (по 9штук на каждого ребёнка);
• набор цветных счётных палочек Кьюизнера (по 9штук на каждого ребёнка).
• набор блоков Дьенеша (на каждого ребёнка);
• наборное полотно, с нижней и верхней строкой (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Мотивация.
Воспитатель включает презентацию и рассказывает историю:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость. Дети, посмотрите кто это? (ответы детей). Это звездочёт. Он очень любит рассматривать, изучать и считать звёзды на небе. А смотрит он через большой телескоп. Давайте и мы посмотрим в телескоп.
Посмотрите, ребята, как много красивых звёзд на небе. Давайте мы посчитаем звёзды с помощью кругов.
Основная часть.
2.1. Игровая ситуация «Считаем звёзды».
Воспитатель: Дети, какого цвета звёзды?
Ответ детей: красные и жёлтые звёзды.
Воспитатель: Дети, как нам узнать, сколько красных звёзд на небе?
Ответ детей: посчитать.
Воспитатель: Ребята, про себя посчитайте красные звёзды. Поднимите руку, кто посчитал.
Оля, сколько ты посчитала красных звёзд? Коля сколько ты посчитал красных звёзд?
Воспитатель: давайте проверим, посчитаем вместе. (считаем) 8 красных звёзд.
Дети, у вас лежит наборное полотно с верхней строчкой и нижней, положите его перед собой. На подносах лежат круги. Положите на верхнюю строку столько красных кругов, сколько красных звёзд.
Теперь, про себя посчитайте жёлтые звёзды (считаем). И поднимите руку, кто посчитал.
Оля сколько ты посчитала жёлтых звёзд? Коля сколько ты посчитал жёлтых звёзд?
Воспитатель: Давайте проверим, посчитаем вместе. (считаем) 8 жёлтых звёзд.
Воспитатель: Положите на нижнюю строку столько жёлтых кругов, сколько жёлтых звёзд.
Дети, что мы можем сказать о количестве жёлтых и красных кругов?
Ответ детей: количество кругов поровну.
Воспитатель: Дети их поровну, по 8. Давайте повторим, поровну по 8. Ребята посмотрите, на небе зажглась ещё одна жёлтая звезда? Сколько жёлтых кругов надо добавить на нижнюю строчку?
Ответ детей: 1 жёлтый круг.
Сколько теперь у нас жёлтых кругов?
Ответ детей: 9 жёлтых кругов.
Воспитатель: Дети, как получилось 9 жёлтых кругов, если у нас было 8 жёлтых кругов?
Ответ детей: к 8 прибавили 1 жёлтый круг.
Правильно, мы 8 жёлтым кругам добавили 1 жёлтый круг, у нас получилось 9 жёлтых кругов.
Воспитатель: Дети, скажите, а каких кругов больше?
Ответ детей: Жёлтых кругов больше чем красных.
Воспитатель: Как сделать, так что бы жёлтых и красных кругов стало поровну, по 9.
Ответ детей: К красным кругам добавить 1круг.
Воспитатель: Что теперь можно сказать о количестве жёлтых и красных кругов?
Воспитатель: Правильно их поровну - по 9, давайте повторим поровну по 9.
Уберите круги на поднос, а наборное полотно на край стола.
2.2. Дидактическая игра «Найди геометрическую фигуру».
Воспитатель: Молодцы, звездочёту нравиться, как вы считаете звёзды, и он нам решил показать, созвездия. Дети, созвездия это много звёзд на небе, которые образуют разные фигуры. Давайте рассмотрим их.
Посмотрите, здесь много созвездий :
Большая и малая медведица, Скорпион, Северная Корона, Пегас, Жираф.
Посмотрите внимательно, какие геометрические фигуры спрятались в созвездиях?
Кто нашёл геометрическую фигуру, поднимает руку.
Выходи. Встань справа от доски, чтобы всем было видно, возьми указку обведи ей геометрическую фигуру и назови нам её
Вопросы:
• Сколько углов у квадрата? Сколько сторон?
• Сколько углов у прямо угольника? Чем отличается квадрат от прямоугольника? Его стороны равны? (у прямоугольника равны по 2 противоположные стороны)
• Сколько углов у треугольника? Сколько сторон у треугольника?
Молодцы, нашли все геометрические фигуры, которые спрятались в созвездиях, и звездочёт нам предлагает отдохнуть. Ребята встаём, тихо задвигаем стулья. Встаём сзади стула.
3. Релаксационная пауза. Физкультминутка «Созвездия».
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звё зды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Тихо садимся за столы.
4. Конструирование из палочек Кьюизенера и блоков Дьенеша, по задуманному сюжету, соблюдая ориентировку в пространстве и композиционное расположение предметов.
Воспитатель: Дети, давняя мечта звездочёта полететь в космос, что бы изучать звёзды. Как вы думаете, на чём можно путешествовать по космосу.
Дети, но ракета большая, как вы думаете, что поможет звездочёту подняться на борт ракеты? (ответы детей). Я предлагаю построить взлётную лестницу. В таком не легком деле нам помогут цветные счётные палочки, которые лежат у вас на подносах. Дети они все разные по длине и по цвету
Поднимите все левую руку, положите ладонь левой руки на нижнюю часть стола, здесь мы будем строить взлётную лестницу.
Посмотрите внимательно, возьмите самую короткую палочку. Кого она цвета? Белая. положите ее в нижнюю часть стола слева от себя.
Дети как нам узнать какая палочка будет длиннее белой палочки? Сравнить, приложить. Найдите палочку длиннее белой палочки,
Какого она цвета? Дети как нам сравнить две палочки по длине?
Воспитатель: Правильно, прикладываем розовую палочку с право от белой палочки. Что мы можем сказать о длине розовой палочек?
Ответ детей: Розовая палочка длиннее, чем белая.
Воспитатель: правильно розовая палочка длиннее белой.
Воспитатель: Теперь вы самостоятельно должны продолжить ряд, с помощью метода прикладывания сравнивая палочки по длине, от короткой до самой длинной. Дети строим с лева на право. (построение)
Воспитатель: Давайте проверим. Посмотрите на изображение, вот такая лесенка у вас должна получиться. Кто ошибся, исправьте ошибку. Давайте посчитаем, сколько ступенек у нас получилось. Ставим палец на белую ступеньку и говорим 1. Считаем дальше, 2,3, 4, 5,6,7,8,9.
Дети сколько ступенек лестницы у нас получилось?
Ответ детей: получилось 9 ступенек.
Воспитатель: Нам понадобилось 9 цветных счётных палочек, что бы построить взлётную лестницу. Дети, теперь построим ракету, будем строить из геометрических блоков, которые лежат у вас на столе. Дети, звездочёт нам дал схему ракеты. Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит ракета? (перечисление). Посмотрите внимательно, какая геометрическая фигура у нас есть в верхней части ракеты и в нижней?
Ответ детей: Треугольник.
Воспитатель: Правильно, (показываю) в верхней и нижней части ракеты распложены треугольники.
Дети посчитайте, про себя, сколько геометрических фигур понадобится для построения ракеты. Кто посчитает, поднимет руку.
Давайте проверим. Считаем все вместе. 8
Ребята, а вот такой геометрической фигуры (показываю жёлтый круг) нет на схеме. Как называется эта геометрическая фигура? Какого цвета круг?
Ответ детей: жёлтый
Воспитатель: Как вы думаете, какой частью ракеты может быть жёлтый круг?
Ответ детей: Окошком, иллюминатором.
Воспитатель: Правильно, иллюминатором расположу его на синим квадрате. Сколько теперь геометрических фигур стало?
Ответ детей: 9 геометрических фигур.
Воспитатель: Дети ракеты будем строить рядом со взлётной лестницей справа от неё. Кто построит, положите свои руки друг на друга возле себя. Приступаем. Дети строят ракету по образцу.
Молодцы построили ракету вместе, и звездочёт отправился в путешествие по космосу. Он будет изучать, и считать звёзды.
5. Рефлексия. Оценка своих действий детьми.
Дети, скажите, какое для вас задание было самым сложным?
Хоть было и сложно, но вы молодцы вы все справились с заданиями.
И мы ребята осуществили мечту звездочета, построили взлетную лестницу и ракету.