Елена Пилипенко
Непосредственная образовательная деятельность (по развитию познавательных способностей) у детей подготовительной группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность (по развитию познавательных способностей) у детей подготовительной группы. Тема: «Волшебное приключение с Кикиморой»
Задачи:
- развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных способностей : памяти, внимания, мышления;
- развитие моторики руки;
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность (по развитию познавательных способностей) у детей подготовительной группы,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, навыки содружества педагога и детей;
- развивать групповую сплочённость, координацию движений, навыки позитивного социального поведения;
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь;
- укреплять чувство единства, умения действовать согласованно;
- создание положительного эмоционального настроя.
Структура и форма:
- Занятие начинается с «Приветствия», т. е. с упражнения требующего согласованности действий всей группы. Это упражнение создаёт положительный эмоциональный фон, влияет на сплочённость группы, помогает настроить на совместную групповую работу.
- В основную часть входят игры и упражнения, которые непосредственно влияют на развитие познавательных процессов, моторики, помогают свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Данные игры и упражнения имеют наглядную основу (иллюстрации, непосредственная демонстрация необходимых действий педагогом-психологом, сопровождается вербальным материалом, комментариями педагога и самого ребёнка, а также предлагаются в игровой или практической деятельности (рисование, конструирование, моделирование и т. д.). Это наиболее эффективно позволяет детям овладеть знаниями и навыками, способствует созданию у детей эмоционального настроя; повышает мотивацию к выполняемой деятельности.
- Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями, релаксацией. Также проводится рефлексия прошедшего занятия.
Предварительная работа:
- диагностика уровня развития внимания;
- разучивание игр, используемых на занятии;
- беседа о грибах;
Материалы и оборудование:
- стаканчик с 8-10 «осколками»- паззлами;
- фишки-квадратики разного цвета;
- простые карандаши;
- лист белой бумаги формата А-4 (разлинованный для выполнения заданий) на каждого ребёнка;
- сундучок с конфетами;
- игрушка «Воробей»;
- два «портрета»- стражей;
- карточки с нарисованными человечками; и карточки, обозначающие соответствие цвета и штриховки их одежды;
- картинка с изображением ключей;
- наборное полотно;
Ход занятия:
1. Приветствие:
Упр. «Нетрадиционное приветствие».
Цель: - создание положительного настроя;
- сплочение группы;
- снятие эмоционального напряжения.
Описание упражнения:
Психолог: Прежде чем начать наше увлекательное путешествие мы с вами должны поздороваться с гостями, а друг друга мы поприветствуем не обычно, не традиционно:
- за руку;
- плечами;
- локотками;
- коленочками;
- щёчками.
2. Основная часть:
Психолог: Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие, чтобы выручить из беды мальчика Ваню. Он пошёл в лес собирать грибы, а проказница Кикимора, живущая в этом лесу, заколдовала мальчика: перестал он отличать съедобные грибы от несъедобных и стал собирать все грибы подряд. С Ваней случиться беда, он может отравиться ядовитыми грибами, правда ребята? А вы можете назвать съедобные грибы?
Ответы детей : (подосиновик, подберёзовик, опёнок, белый гриб, груздь….)
Какие несъедобные грибы вы знаете?
Ответы детей : (мухомор, бледная поганка, ложный опёнок)
Психолог: Молодцы вы правильно назвали съедобные и несъедобные грибы. Но что же нам делать? Вы хотите помочь Ване? (Ответы детей). Ну тогда в путь! Дорога будет трудная, потому что Кикимора приготовила нам испытания. В конце леса, через который мы должны пройти, у ворот, за которыми очутился Ваня, она поставила Стражей. (Показать приложение №1). Посмотрите на них, их надо запомнить, чтобы потом превратить в своих помощников. Ребята, но это не беда! У нас в лесу есть друзья эльфы. Правда, Кикимора превратила их в гномиков. (Показать приложение №2, нам надо их расколдовать.
Упр. «Расколдуй эльфов».
Цель: - развитие внимания;
Описание упражнения:
Перед вами лежат листы белой бумаги, на которых найдите цифру 1, возле неё начерчены квадраты. (Показываю приложение №3) Для того, чтобы расколдовать эльфов в 4-х пустых квадратах положите квадратики (у каждого на столе) того цвета, который соответствует штриховке на рубашках гномов (Показываю приложение №4). Будьте внимательны!
Психолог: По секрету скажу, что выполнить задание вам поможет одна маленькая птичка. Вы узнаете её название, если отгадаете загадку:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый….
Ответ детей : Воробей.
Психолог: Конечно, это воробей. (Ставлю на стол игрушечного воробья). Сейчас вместе с ним проверим, как вы разложили цветные квадратики. Кто правильно выполнил задание, берёт «осколок» картинки из стаканчика. (Показываю правильное положение квадратиков). Эти «осколки»- частицы волшебной силы, которая поможет спасти Ваню. А теперь, давайте поиграем в игру, которая называется:
Упр. «Четыре стихии».
Цель: - развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Описание упражнения:
Ребята, сейчас я буду называть такие слова:
«Земля»- вы приседаете и касаетесь пола;
«Вода»- вы вытягиваете руки вперёд;
«Воздух»- вы поднимаете руки вверх;
«Огонь»- вы вращаете кистями рук.
Вы должны быть внимательными, т. к. я буду вас путать. Тот, кто ошибётся, присаживается на своё место.
Молодцы ребята! Самый внимательный получает «осколок».
Ребята, воробышек хочет, чтобы вы записали его песенку на своих листах. Найдите на листах цифру 2. Здесь отмечены точки, от которых мы будем начинать писать песенки, т. е. всего их будет три.
Упр. «Песенка воробья».
Цель: - развитие моторики руки;
- развитие внимания;
- ориентация на листе.
Описание упражнения:
Записать песенку воробья можно, используя следующие условные обозначения:
Короткое слово «Чик»- чёрточка в одну клеточку,
Слово подлиннее «Чирик»- чёрточка в две клеточки.
Между словами - чёрточками - расстояние в одну клеточку.
Итак, слушайте песенку и записывайте её с помощью чё рточек:
1. «Чик- чирик - чик- чик»,
2. «Чирик- чирик - чик- чирик»,
3. «Чик- чик- чирик- чик- чик».
Дети выполняют упражнение.
Психолог: Молодцы ребята! (Показывает правильно записанную песенку).
А теперь мы с воробышком проверим, насколько вы внимательны, с помощью загадок-обманок.
1. На заборе поутру
Кукарекал (петух).
2. Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый
Косолапый (медведь).
3. В тёплой лужице своей
Громко квакал….(лягушонок).
4. С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает…. (обезьяна).
Психолог: Ребята, пока мы с вами играли проказница, Кикимора забралась в дупло к белке и разбросала все орешки, припасённые на зиму. Давайте поможем белочке собрать орешки.
Упр. «Собери орешки».
Цель: - развитие внимания;
- развитие моторики руки.
Описание упражнения:
На ваших листах найдите цифру 3, здесь нарисованы орешки, на которых написаны цифры. «Попрыгайте» карандашом по «орешкам», соединяя их по порядку, не пропуская ни одного и касаясь их только один раз - как будто курочка клюёт зёрнышки. (Дети выполняют упражнение).
Психолог: Вот мы и добрались до ворот, где стоят Стражи. Вам нужно превратить их в своих помощников, расколдовав их портреты. (Показываю приложение №1).
Упр. «Расколдуй сказочных Стражей».
Цель: - развитие концентрации и устойчивости внимания.
Описание упражнения:
Ребята, внимательно посмотрите на портреты сказочных героев. Они отличаются друг от друга. Найдите эти отличия. (Дети выполняют упражнение).
Психолог: Мы с вами уже долго путешествуем по сказочному лесу, много трудностей смогли преодолеть. Пришло время поиграть.
Упр. «Ухо-нос».
Цель: - развитие внимания и сосредоточенности.
Описание упражнения:
Ребята, я буду называть всего два слова: ухо и нос. Вы должны быстро дотронуться до того, что я назову. Надо быть очень внимательными, потому что я буду вас путать. Кто ошибается, присаживается на своё место. (Дети выполняют).
Психолог: Молодцы ребята! Вы все внимательные. Вот мы и добрались до ворот замка злой Кикиморы. Теперь нам нужно подобрать ключ от ворот замка.
Упр. «Подбери ключ».
Цель: - развитие внимания,
- развитие мышления.
Описание упражнения:
(Показываю приложение №5) Ребята нужный нам ключ недорисован. На какие два ключа должен быть похож этот ключ? Закройте глаза и покажите на пальцах их номера. Помните, что сейчас нельзя разговаривать и открывать глаза. Любой звук может привлечь Кикимору, которая помешает нам. (Дети выполняют упражнение).
Молодцы ребята! Тот, кто угадал, что ключ похож на №4 и №8, берёт «осколок».
Психолог: Вот мы и прошли через ворота, но Кикимора ещё не вернула Ване способность отличать съедобные грибы от несъедобных. Она приготовила для нас самое последнее задание – испытание: подобрать слова, подходящие по смыслу к данным словам.
Упр. «Подбери по смыслу»
Цель: - развитие внимания,
- развитие мышления.
Описание упражнения:
Вам надо подобрать слова - ассоциации. Я буду называть слово, а вы подбирать к нему ассоциацию. За каждый правильный ответ вы берёте «осколочек» картинки. Помните говорить надо тихо, ведь громким голосом можно разозлить Кикимору.
Психолог: Дети:
Коза - капуста, белка - …. орехи, грибы
Магазин – продавец, больница - … врач
Рыба – река, птица - … небо
Сапоги – ноги, шапка - …. голова
Фрукты – яблоко, овощи - …. морковь, огурец
Кошка – котёнок, собака - …. щенок
Волк – лес, кошка - … дом
Мальчик – машина, девочка - …. кукла.
Психолог: Теперь все вместе давайте соберем картинку из «осколков», и расколдуем Ваню: он снова сможет отличать съедобные грибы от несъедобных. (Дети собирают паззлы).
Вот мы и расколдовали Ваню. Мы так долго путешествовали, что даже немного устали, да?Поэтому предлагаю отдохнуть.
Упр. «Волшебный сон»
Цель: - снятие психоэмоционального напряжения у детей;
- снятие психического и физического утомления.
Описание упражнения:
Включить спокойную, расслабляющую музыку.
Психолог: Дети, лягте удобно на коврик, закройте глаза. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Волшебный сон закончится, когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать».
Мы спокойно отдыхаем.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Шея не напряжена,
А расслаблена она.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать!
Но пришла пора вставать!
Музыка выключается.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Психолог: Ваня решил отблагодарить вас: угостить конфетами.
3. Заключение
Рефлексия:
Сегодня мы познакомились с новым другом. Как его зовут? (Ответы детей)
Расскажите, что случилось с Ваней? (Ответы детей)
Как мы смогли его расколдовать? Какие трудности нам встретились на пути? (Ответы детей)
Упр. «Башня дружбы».
Цель: - сплочение группы;
- эмоционально - положительный настрой от деятельности.
Описание упражнения:
Дети на руку психолога кладут свои руки, т. е. строят башню. Со словами:
«Вместе весело, не страшно и поддержка есть во всём!
Мы ребята дошколята дружно в садике живём!»
Психолог: На этом наше путешествие закончилось. Мне будет очень приятно, если вы поможете собрать всё, чем пользовались. (Дети складывают на стол психолога карандаши, индивидуальные листы и т. д.)