Екатерина Сидорова
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие друзей по Саранску»
ПУТЕШЕСТВИЕ ДРУЗЕЙ
Непосредственная образовательная деятельность
по познавательному развитию
Цель: продолжать знакомить детей с малой родиной.
Задачи:
Воспитывать любовь к родному городу;
Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц;
Бережно относиться к историческому наследию нашего города;
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие друзей по Саранску“» размещена в разделах
Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей; побуждать свободно мыслить, фантазировать;
Побуждать ребенка выражать свое отношение к познавательным объектам и продуктивной деятельности
Виды деятельности: познавательно- исследовательская, двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная.
Методические приемы:
игровая обучающая ситуация;
рассказы детей,
чтение стихотворения,
самостоятельная творческая выработка решений детей, повышение степени мотивации и эмоциональности детей,
использование эвристических приемов – метод обучения путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости, активности; использование поисковых вопросов; использование приемов сравнения;
Оборудование: презентация, картинный материал, музыка
Предварительная работа: беседы с детьми, рассматривание открыток с достопримечательностями Саранска, экскурсии в музей, наблюдения на прогулке, художественно-творческая деятельность.
Последовательность образовательной деятельности.
Воспитатель:Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
-Шумбратадо! Здравствуйте!
Воспитатель:
Родина у нас всех одна – это Россия большая и сильная страна, но есть у нас родина – малая, там, где мы родились, выросли, ходим в детский сад. Наша с вами малая Родина – это город Саранск. Саранск столица Республики Мордовия. Город получил название благодаря реке, которая протекала по его площади и именовалась Саранка. Расположен он по обе стороны реки Инсар. Ребята, а как нам лучше узнать наш город? (ответы детей) Правильно, нужно погулять по его улицам.
- А какие улицы вы знаете ребята? (ответы детей) Молодцы!
Воспитатель: Я приглашаю вас в путешествие и поговорим мы о нашей малой Родине - городе Саранске! Влево вправо повернись в городе очутись.
Дети присаживаются на стульчики. Педагог показывает презентацию.
Сегодня нашим экскурсоводом будет символ города Лисенок. Саранск - один из старейших городов Среднего Поволжья. Он возник в 1641 году как военная крепость на юго- восточной сторожевой черте Московского государства. Сейчас наш город очень большой и красивый и проживает в нем 318 841человек.
Воспитатель объявляет первую остановку :
"Кафедральный собор имени Федора Ушакова".
- А вы знаете почему его так назвали?
- В августе 2006 года прошли торжественное открытие и освящение собора, построенного в честь непобедимого воина Федора Ушакова.
Кафедральный Собор Святого Праведного воина Феодора Ушакова, был построен для людей, которые верят в Бога, и для тех людей, кто только обретает веру. Внутри собора очень красиво, там много икон, красиво расписаны стены и потолки Грандиозный храм с 60-метровым куполом рассчитан на 3 тысячи прихожан. Внутри находится искусно исполненный позолоченный иконостас, изготовленный из ценных пород дерева.
Ребята, праведный - это человек, поступающий справедливо, как говорят «по совести» (рассматривание портрета). Ушаков был талантливым флотоводцем. А кто из вас может сказать, кто такой флотоводец?
Дети: Флотоводец - это человек, который руководит флотом.
Воспитатель: Он служил морским офицером на Балтийском флоте. Затем стал командующим Черноморским флотом, который под его руководством одержал блестящие победы в крупных морских сражениях.
Россия не забыла своего героя. Именем Ушакова назван военный корабль, на котором служат ребята из Мордовии. А ещё есть ордена Ушакова, которыми награждают самых отважных моряков.
За свою веру и заслуги перед Отечеством адмирал Ушаков признан Русской православной церковью святым. В честь святого праведного война Феодора построен величественный собор в Саранске. А рядом с ним установлен памятник Ушакову – адмиралу (рассматривание иллюстраций)
Послушайте стихотворение Павла Любаева - мордовского поэта:
Мой друг!
Когда увидишь ты солдата,
Отлитого из бронзы иль гранита
С почтеньем шапку перед ним сними
И помолчи:
Он был живым когда-то
В те дни, когда огонь вели орудья
Летели пули со смертельным свистом,
Он встал, дорогу преградил
И заслонил Отчизну нашу грудью
В сиянье Солнца, в ярком переливе
Мерцает на плечах солдата иней.
Он пал в бою. Но кажется и ныне
Боец в пути, в стремительном порыве.
Воспитатель объявляет вторую остановку :
Мемориал памяти в Саранске
Мемориальный комплекс, расположенный на пл. Победы, включает в себя несколько сооружений: памятник воинам, Музей боевого и трудового подвига, еще один памятник воинам-интернационалистам, часовню и обелиск «Побег из ада». Композиционным центром комплекса является памятник воинам Мордовии, павшим в Великой Отечественной войне, открытый 9 мая 1970 года. Скульптурная группа изображает Мать-Мордовию, вручающую меч сыну-солдату. На стоящем возле памятника 18-метровом гранитном пилоне надпись: «Вечная слава воинам, павшим в боях за свободу и независимость Советской Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Вы ушли из жизни, чтобы спасти жизнь. Подвиг ваш, имена ваши навеки в сердцах благодарного народа». Рядом с памятником горит Вечный огонь. В 2004-2005 годах с южной стороны памятника установлена мемориальная стена дугообразное сооружение длиной 54 метра с двумя рядами колонн, между которыми расположены 10 пилонов, облицованных чёрным полированным камнем, с именами воинов - уроженцев Саранска, погибших в годы Великой Отечественной войны. Рядом с музеем устроена экспозиция боевой бронетанковой и артиллерийской техники под открытым небом. Мемориальный комплекс в настоящее время является гордостью и самым посещаемым местом города. Около него нельзя не остановиться. Невольно останавливаешься и замолкаешь. Многие чтят павших в годы Войны минутой молчания именно в этом месте. Не только на 9 мая, но и каждый день. Никто не забыт, ничто не забыто…
Воспитатель:Давайте все вместе отравимся на прогулку по городу.
Мы по городу гуляем, Шагаем на месте
Мы свой город изучаем. Поставить руку «Козырьком» к голове
Справа есть высокий дом, Поднять правую руку
Обойдём его кругом
Слева домик ниже Левую руку вниз
Подойдём поближе. Шагаем на месте
Это - церковь Божий дом Руки «куполом» над головой
Все мы дети в доме том. Обнять себя
Ну а это - детский сад.
Тише! Указательный палец к губам
Там детишки спят. Присесть, ладошки под голову.
Воспитатель объявляет третью остановку :
«Мордовский драматический театр имени И. М. Яушева».
Воспитатель: Ребята, кто из вас был в театре? Какие спектакли вы видели? (ответы детей)
Воспитатель: В репертуаре в основном пьесы мордовских драматургов, есть также постановки по произведениям русской и мировой классики, спектакли для детей. Спектакли идут на мокшанском, эрзянском языках с переводом на русский. Театр основан в 1935 г. Имя Иллариона Максимовича Яушева – заслуженного артиста РСФСР, заслуженного и народного артиста МАССР, было присвоено Государственному музыкальному театру Республики Мордовия в 1994 г.
Лисенок предлагает нам немного поиграть со сказочными героями
«Разрезные картинки»
Цель: научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление. Дети составляют сказочного персонажа из частей.
Воспитатель: Отправляемся дальше на прогулку.
Следующая остановка Музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи
. Скажите, для чего нужен городу свой музей? (ответы детей)
Для того, чтобы люди узнавали историю города, быт людей, живущих в нем, предметы быта, которыми пользовались эти люди.
Дети: В музеях хранятся предметы старины, посуда, картины. Музей был открыт в 1960 году, в 1970-х его переименовали в честь С. Д. Эрьзи – знаменитого мордовского скульптора. Основу коллекций составляют именно его работы, а также произведения уроженца республики, художника Ф. В. Сычкова. Всего в музейных фондах хранятся более 15 тысяч экспонатов, представляющих русское и национальное мордовское искусство, декоративно-прикладные промыслы и современные направления.
Воспитатель:Я предлагаю вам немного поиграть и вспомнить народные промыслы мордовского народа.
«Угадай». Педагог показывает предмет народного искусства, дети должны правильно его назвать.
Воспитатель: Влево вправо повернись в детском саду очутись. (Дети садятся на стульчики).
Итог. - Дети вам понравилось путешествие?
Что-нибудь нового вы узнали о своём городе?
Как он называется?
Какие достопримечательности города вы узнали?
Что такое малая родина?
А какой он?
Вы любите свой город?
А за что?