Ольга Львовна Большакова
Некоторые особенности трудовой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Некоторые особенности трудовой деятельности дошкольников.
Воспитатель: Большакова Ольга Львовна
ГБОУ детский сад № 71
г. Санкт – Петербург
В дошкольной педагогике под социальной активностью понимается такая её совокупность, которая выражается в разнообразной деятельности. И одна из таких деятельностей трудовая.
Публикация «Некоторые особенности трудовой деятельности дошкольников» размещена в разделах
Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения к труду. Но это задача успешно может быть решена только на основе учёта особенности этой деятельности, на основе учета возрастных особенностей ребёнка.
Рассмотрим некоторые особенности трудовой деятельности дошкольников:
Целеполагание.
Целеполагание в данном случае будет рассматриваться как первичная ступень процесса трудовой деятельности, предусматривающая прежде всего постановку генеральной цели, причем сама постановка буде меняться в зависимости от возрастных особенностей детей.
Данная цель перед ребёнком вначале ставится педагогом. Эта цель непременно должна быть рассчитана на возможность её осуществления.
В младшем дошкольном возрасте целесообразный характер действий происходит на основе подражания. Подражание с самого начала носит осмысленный характер. Подражая сложным действиям взрослых, ребенок понимает их смысл.
По мере взросления постановка цели носит уже другой характер. Дети среднего и старшего возраста в привычных ситуациях, в повседневных делах приучаются сами ставить цель. Например, привести в порядок книги на книжной полке, убрать строительный материал, постирать кукольную одежду, расчистить дорожку от снега и многое другое. Воспитатель, направляя внимание детей на непорядок, представляет детям самим сделать вывод о том, как его устранить.
Способность детей в 6-7 лет самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где дети получаю в итоге материальный результат: работа в цветнике, на огороде, поделка из бумаги, дерева, природного материала. В этом возрасте целенаправленная деятельность детей приобретает большую устойчивость.
Планирование труда.
В трудовой деятельности ребёнка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известны трудностей при достижении намеченного результата.
Предварительное планирование труда чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь ввиду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.
Умение планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности, представляющая для ребенка простейший план действий.
Для того чтобы научить планировать свою деятельность, надо дать ему пример.
Результат труда.
Поскольку трудовая деятельность представляет прежде всего усилия, целесообразно направленные на достижение определенного результата. В этом главная особенность труда. Труд требует определенных умственных и физических сил. И прежде всего от этого будет зависеть результат труда. Но это достижение не принято рассматривать в качестве главной задачи. И хотя в труде результат – обязательный компонент деятельности. Его достижение нельзя рассматривать как главную задачу, ради которой эта деятельность организуется в детском саду. Достижение результата имеет значение прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитывать у детей интерес к труду.
А интерес для детей выступающий как положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему, имеет огромное значение в воспитательном процессе.
Известный советский психолог, философ, педагог А. Н. Леонтьев характеризовал интерес так:
«Интерес можно рассматривать как познавательную форму направленности на предметы: человек интересуется тем, что может удовлетворить его потребность. Интересы развиваются: удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а напротив, вызывает новые интересы.
Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо конкретной потребностью, и опосредованные, когда потребность прослеживается неясно.
В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Так, некоторые интересуются самыми разнообразными предметами, но недолго; у них один интерес быстро сменяется другим. У увлекающихся людей скоропреходящие интересы бывают очень сильными и эмоционально захватывающими. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительных успехов ни в одной сфере деятельности.»
Поэтому очень важно педагогам вызывать интерес у детей к трудовой деятельности и стремиться делать этот интерес как можно более устойчивым.
В зависимости от возрастных особенностей значение результата труда у детей выступает по-разному.
Для детей младшего дошкольного возраста (3-4 год жизни) значение результата труда выступает прежде всего в оценке, данной воспитателем, и эта оценка оказывает воздействие на отношение детей к труду: вызывает желание что-то сделать самим, присоединиться к тем детям, которые принимают участие в труде.
К 5-7 годам результат деятельности начинает интересовать детей с практической стороны: на своём огороде вырастили лук, редиску, собрали урожай; сделали игрушки, чтобы использовать их в игре и т. д.
В развитии у детей стремления достичь результата труда особенное значение приобретает мотив этой деятельности.
Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
Важно, чтобы ребёнок осознавал свои достижения. Достижения детей в труде должны быть справедливо оценены педагогом. Эта оценка всегда должна быть доброжелательной.
В данной статье рассматривается лишь часть особенностей трудовой деятельности дошкольников, их, естественно, намного больше.